Открытый урок в 6 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
методическая разработка по литературе (6 класс)
Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина « Уроки французского».
Задачи урока.
Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.
Развивающая: развитие навыков выразительного чтения текста и устной речи.
Воспитательная: воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.
Тип урока: Обобщающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе
МКОУ «Зубутли-Миатлинская гимназия»
Учитель русского языка и литературы Магомаева З. М.
Тема «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина « Уроки французского».
Задачи урока.
Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.
Развивающая: развитие навыков выразительного чтения текста и устной речи.
Воспитательная :воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.
Тип урока: Обобщающий урок.
Оборудование урока:
1) план урока учителя;
2) видеопрезентация;
3) раздаточные карточки;
4) учебник – хрестоматия «Литература 6 класс»;
Методические приемы:
1) исследовательская беседа по вопросам;
2) работа с текстом;
3) решение проблемных ситуаций;
4)просмотр видеопрезентации;
5) заполнение читательского дневника.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Метапредметные:
1)познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
2)результативные: уметь планировать алгоритм ответа;
3)коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
План урока
1. Оргмомент: мотивация учащихся к уроку ( сообщение темы и цели урока).
2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний, установление осознанности усвоения учащимися материала).
3. Основная часть (анализ и осмысление изученного).
#1047;акрепление (обобщение и систематизация изученного).
5. Домашнее задание.
#1056;ефлексия (анализ, оценка знаний).
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
Учитель
-Здравствуйте, ребята садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости.
Как вы думаете, ребята, чем отличаются слова «Соперник» и «Сотрудник»?
Соперник- тот, кто состязается с кем-либо.
- Правильно,
Сотрудник - человек, с которым мы вместе трудимся. А так как наш труд - учёба, то сегодня мы на уроке будем не только учениками, но и сотрудниками,
и девизом нашего урока будет фраза «Помогая другому-учишься сам».
Каждый из нас должен внести свой вклад в общее дело.
Перед вами, ребята, листочки читательского дневника, которые мы будем заполнять в течение урока.
А вы знали, что…
В мире существует более семи тысяч сортов яблок, но лишь около ста из них поступают в продажу.
Самое тяжёлое яблоко, когда-либо выращенное, весило около 2кг. Вырастил его японский агроном Чисато Ивасаги.
Российская царица Елизавета не выносила яблок и запрещала своим придворным их есть.
Археологи считают, что яблоня Сиверса, названная в честь учёного ботаника Иоганна Сиверса, росла на территории современного Казахстана ещё до нашей эры.
Яблоки на четверть состоят из воздуха и поэтому не тонут в воде.
-А почему, ребята, я решила начать урок с демонстрации яблока и рассказала интересные факты о нем?
-Как яблоко связано с темой нашего урока?
-С каким произведением вы знакомились на прошлых уроках?
-Кто и от кого получает яблоки?
-А как вы понимаете, что такое добро?
-Кто для вас является добрым человеком?
Дают свое определение понятия
«Доброта –это..»
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Ожегов)
Сверяют с определением в словаре.
-Давайте прочитаем эпиграф к уроку…
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»
Марк Твен
-Как вы понимаете эпиграф к уроку?
-Какие основные проблемы поднимает автор в рассказе?
-Вы верно их назвали. Все ли проблемы были названы вами?
-Какое из определений наиболее точно отражает суть произведения:
- Серьезные уроки
- Нравственные уроки
- Горькие уроки
-Давайте теперь, опираясь на ключевые слова, попробуем озвучить тему сегодняшнего урока:
- Валентин Распутин
- Уроки французского
- Рассказ
- Нравственные уроки
Верно! Тема урока:
Нравственные уроки в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
-Давайте определим, что значит слово нравственность?
Нравственность-внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами (Ожегов).
Цель урока: Систематизировать знания о нравственных проблемах, поднятых в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», и способствовать развитию критического мышления и рефлексии у учащихся.
-Какие нравственные уроки даёт произведение Валентина Распутина?
-При изучении каких произведений вы сталкивались с подобной темой? (Александр Куприн «Чудесный доктор», Владимир Короленко «Дети подземелья»).
-Кому посвятил свой рассказ писатель? (Анастасии Прокопьевне, матери Александра Вампилова писателя-драматурга)
-А кто был прототипом его рассказа? ( Молокова Лидия Михайловна)
2. Давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ.
Перед вами утверждения, где неверное утверждение поставьте минус, а где верное – плюс.
Учащиеся работают по содержанию рассказа (прием «Верно-неверно») в течение 1мин
1. Рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне
Копыловой, учителям, бескорыстно преданным
своему делу. (верно)
2. Повествование ведется от 3 лица. (неверно, -от 1
лица)
3. Герой рассказа– двенадцатилетний мальчик,
которого мать привозит из деревни и определяет
на учебу в районную школу (неверно,
одиннадцатилетний).
4. Когда мальчик пошел в 5 класс, шел 1948
год. (верно)
5. Главному герою 2 раза в неделю присылали
продукты (неверно, 1 раз в неделю).
6. Игра на деньги с ребятами называлась «замеряшки»
(неверно, «Чика»).
7. Вадик и Тишка избили героя (неверно, Вадик и
Птаха).
8. На выигранные деньги главный герой покупал
баночку молока (верно).
9. Чтобы учиться дальше, герою пришлось
снаряжаться из дому за пятьдесят километров в
райцентр (верно).
10. После летних каникул в адрес школы пришла
посылка, в которой лежали макароны. А внизу в
толстой ватной обертке 2 красных яблока.
(неверно, 3 красных яблока)
Самопроверка. 2б –всё верно, 1б -1ошибка.
-Какой художественный приём использует автор в описаниях героев?
Порядочность – воровство
Равнодушие – милосердие
Справедливость – несправедливость
Злость – доброта
-Правильно.
Приём антитэза – противопоставление.
-Давайте сравним двух главных героев рассказа: Лидию Михайловну и мальчика.
Диаграмма В,енна:
Лидия Михайловна: аккуратная вся, умная и красивая, в красивой не перешитой одежде, учительница французского языка.
Мальчик: тощий, диковатый, с разбитым лицом, неопрятный, в старом застиранном пиджаке.
-Какими чертами характера обладает Лидия Михайловна?
(Смелость, честность, доброта, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство собственного достоинства)
-Такими же качествами обладает и герой рассказа. Давайте докажем примерами, что мальчик был честным, смелым, имел чувство собственного достоинства.
-Уроки французского входит в сборник рассказов «Живи и помни». (Наташа, Василий и Василиса, Век живи- век люби, Пожар, Прощание Матёрой).
-Что именно стоит помнить? Почему это важно?
II. Анализ нравственных проблем.
-Давайте теперь проанализируем с вами некоторые проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Групповая работа: (10мин)
-После просмотра видео подумайте над своими проблемами и выберите спикера, который выйдет анализировать.
Видеоролик с фотографиями послевоенного времени. 1мин
Проблема голода и бедности:
#1050;акие ассоциации у вас после просмотра видео?
#1050;акие чувства вызвали у вас эти образы?
#1063;то вы знаете о жизни людей в послевоенные годы?
#1050;ак в рассказе отражается послевоенное время?
Видеоролик замеряшки.
Проблема милосердия и сострадания:
#1050;акие трудности пришлось пережить главному герою?
#1050;акую роль сыграла Лидия Михайловна в его жизни?
#1052;ожно ли считать поступок учительницы нарушением профессиональной этики? Почему?
#1050;акие чувства испытывал герой к Лидии Михайловне, а она к нему?
Фрагмент достоинство
Проблема человеческого достоинства:
#1050;ак сохраняет своё достоинство герой в сложных жизненных обстоятельствах при различных столкновениях. Например, с односельчанами, птахой и его друзьями, тётей Надей, матерью?
#1055;очему мальчику сложно переступить через собственное достоинство и принять помощь от Лидии Михайловны?
Презентация 3мин: каждая группа презентует свой анализ, делясь своими мыслями и интерпретациями.
III. Рефлексия: (10мин)
Перемешать вопросы, и ученики из групп вытягивают по 2 вопроса. Напишите один из своих вопросов в пустой столбик читательского дневника.
- Какой момент рассказа вас больше всего затронул? Почему?
- Какие уроки жизни вы извлекли из рассказа?
- С каким героем вы себя ассоциируете и почему?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Что нового вы узнали о нравственных проблемах после сегодняшнего урока?
- Актуальны ли сегодня проблемы, поднятые в рассказе?
IVВыводы:
Ребята
-Почему рассказ называется «Уроки французского» (потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе)
-Можно было назвать этот рассказ «Уроки доброты»?
-Ребята, что герой нашёл в посылке присланной Лидией Михайловной с Кубани?
-Верно, яблоки. Сколько любви, душевного тепла было отправлено из одного конца страны в другую!
(Посылка для 6в с Кубани)
-Давайте заглянем в посылочный ящик. (Предлагаю каждому взять из ящика по яблоку).
-Кроме яблок, что ещё вы получили на этом уроке?
-Какие нравственные уроки получили вы?
Любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость, сострадание, понимание, милосердие, бескорыстие, смелость.
#1044;омашнее задание: (заполнить последний пункт читательского дневника)
#1055;исьмо директору школы. (Василий Андреевич)
#1055;исьмо Лидии Михайловне.
Теперь, ребята, посмотрите на эти песочные часы: так идёт время, так течёт жизнь, и она может быть наполнена уроками доброты. Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро.
Ведь добро возвращается!
Социальный ролик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...