Открытый урок в 6 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
методическая разработка по литературе (6 класс)

Магомаева Заира Магомедовна

Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина « Уроки французского».
Задачи урока.
Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.
Развивающая: развитие навыков выразительного чтения текста и устной речи.
Воспитательная: воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.
Тип урока: Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_6_klasse.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе

МКОУ «Зубутли-Миатлинская гимназия»

Учитель русского языка и литературы Магомаева З. М.

Тема «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина « Уроки французского».

Задачи урока.

Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.

Развивающая: развитие навыков выразительного чтения текста и устной речи.

Воспитательная :воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.

Тип урока: Обобщающий урок.

Оборудование урока:

1) план урока учителя;

2) видеопрезентация;

3) раздаточные карточки;

4) учебник – хрестоматия «Литература 6 класс»;

Методические приемы:

1) исследовательская беседа по вопросам;

2) работа с текстом;

3) решение проблемных ситуаций;

4)просмотр видеопрезентации;

5) заполнение читательского дневника.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Метапредметные:

1)познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

2)результативные: уметь планировать алгоритм ответа;

3)коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

План урока

1. Оргмомент: мотивация учащихся к уроку ( сообщение темы и цели урока).

2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний, установление осознанности усвоения учащимися материала).

3. Основная часть (анализ и осмысление изученного).

#1047;акрепление (обобщение и систематизация изученного).

5. Домашнее задание.

#1056;ефлексия (анализ, оценка знаний).

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Учитель

-Здравствуйте, ребята садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости.

Как вы думаете, ребята, чем отличаются слова «Соперник» и «Сотрудник»?

Соперник- тот, кто состязается с кем-либо.

- Правильно,

Сотрудник - человек, с которым мы вместе трудимся. А так как наш труд - учёба, то сегодня мы на уроке будем не только учениками, но и сотрудниками,

и девизом нашего урока будет фраза «Помогая другому-учишься сам».

Каждый из нас должен внести свой вклад в общее дело.

Перед вами, ребята, листочки читательского дневника, которые мы будем заполнять в течение урока.

А вы знали, что…

В мире существует более семи тысяч сортов яблок, но лишь около ста из них поступают в продажу.

Самое тяжёлое яблоко, когда-либо выращенное, весило около 2кг. Вырастил его японский агроном Чисато Ивасаги.

Российская царица Елизавета не выносила яблок и запрещала своим придворным их есть.

Археологи считают, что яблоня Сиверса, названная в честь учёного ботаника Иоганна Сиверса, росла на территории современного Казахстана ещё до нашей эры.

Яблоки на четверть состоят из воздуха и поэтому не тонут в воде.

-А почему, ребята, я решила начать урок с демонстрации яблока и рассказала интересные факты о нем?

-Как яблоко связано с темой нашего урока?

-С каким произведением вы знакомились на прошлых уроках?

-Кто и от кого получает яблоки?

-А как вы понимаете, что такое добро?

-Кто для вас является добрым человеком?

Дают свое определение понятия

«Доброта –это..»

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Ожегов)

Сверяют с определением в словаре.

-Давайте прочитаем эпиграф к уроку…

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»

Марк Твен

-Как вы понимаете эпиграф к уроку?

-Какие основные проблемы поднимает автор в рассказе?

-Вы верно их назвали. Все ли проблемы были названы вами?

-Какое из определений наиболее точно отражает суть произведения:

  1. Серьезные уроки
  2. Нравственные уроки
  3. Горькие уроки

-Давайте теперь, опираясь на ключевые слова, попробуем озвучить тему сегодняшнего урока:

  1. Валентин Распутин
  2. Уроки французского
  3. Рассказ
  4. Нравственные уроки

Верно! Тема урока:

Нравственные уроки в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

-Давайте определим, что значит слово нравственность?

Нравственность-внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами (Ожегов).

Цель урока: Систематизировать знания о нравственных проблемах, поднятых в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», и способствовать развитию критического мышления и рефлексии у учащихся.

-Какие нравственные уроки даёт произведение Валентина Распутина?

-При изучении каких произведений вы сталкивались с подобной темой? (Александр Куприн «Чудесный доктор», Владимир Короленко «Дети подземелья»).

-Кому посвятил свой рассказ писатель? (Анастасии Прокопьевне, матери Александра Вампилова писателя-драматурга)

-А кто был прототипом его рассказа? ( Молокова Лидия Михайловна)

2. Давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ.

Перед вами утверждения, где неверное утверждение поставьте минус, а где верное – плюс.

Учащиеся работают по содержанию рассказа (прием «Верно-неверно») в течение 1мин

1. Рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне

Копыловой, учителям, бескорыстно преданным

своему делу. (верно)

2. Повествование ведется от 3 лица. (неверно, -от 1

лица)

3. Герой рассказа– двенадцатилетний мальчик,

которого мать привозит из деревни и определяет

на учебу в районную школу (неверно,

одиннадцатилетний).

4. Когда мальчик пошел в 5 класс, шел 1948

год. (верно)

5. Главному герою 2 раза в неделю присылали

продукты (неверно, 1 раз в неделю).

6. Игра на деньги с ребятами называлась «замеряшки»

(неверно, «Чика»).

7. Вадик и Тишка избили героя (неверно, Вадик и

Птаха).

8. На выигранные деньги главный герой покупал

баночку молока (верно).

9. Чтобы учиться дальше, герою пришлось

снаряжаться из дому за пятьдесят километров в

райцентр (верно).

10. После летних каникул в адрес школы пришла

посылка, в которой лежали макароны. А внизу в

толстой ватной обертке 2 красных яблока.

(неверно, 3 красных яблока)

Самопроверка. 2б –всё верно, 1б -1ошибка.

-Какой художественный приём использует автор в описаниях героев?

Порядочность – воровство

Равнодушие – милосердие

Справедливость – несправедливость

Злость – доброта

-Правильно.

Приём антитэза – противопоставление.

-Давайте сравним двух главных героев рассказа: Лидию Михайловну и мальчика.

Диаграмма В,енна:

Лидия Михайловна: аккуратная вся, умная и красивая, в красивой не перешитой одежде, учительница французского языка.

Мальчик: тощий, диковатый, с разбитым лицом, неопрятный, в старом застиранном пиджаке.

-Какими чертами характера обладает Лидия Михайловна?

(Смелость, честность, доброта, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство собственного достоинства)

-Такими же качествами обладает и герой рассказа. Давайте докажем примерами, что мальчик был честным, смелым, имел чувство собственного достоинства.

-Уроки французского входит в сборник рассказов «Живи и помни». (Наташа, Василий и Василиса, Век живи- век люби, Пожар, Прощание Матёрой).

-Что именно стоит помнить? Почему это важно?

II. Анализ нравственных проблем.

-Давайте теперь проанализируем с вами некоторые проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Групповая работа: (10мин)

-После просмотра видео подумайте над своими проблемами и выберите спикера, который выйдет анализировать.

Видеоролик с фотографиями послевоенного времени. 1мин

Проблема голода и бедности:

#1050;акие ассоциации у вас после просмотра видео?

#1050;акие чувства вызвали у вас эти образы?

#1063;то вы знаете о жизни людей в послевоенные годы?

#1050;ак в рассказе отражается послевоенное время?

Видеоролик замеряшки.

Проблема милосердия и сострадания:

#1050;акие трудности пришлось пережить главному герою?

#1050;акую роль сыграла Лидия Михайловна в его жизни?

#1052;ожно ли считать поступок учительницы нарушением профессиональной этики? Почему?

#1050;акие чувства испытывал герой к Лидии Михайловне, а она к нему?

Фрагмент достоинство

Проблема человеческого достоинства:

#1050;ак сохраняет своё достоинство герой в сложных жизненных обстоятельствах при различных столкновениях. Например, с односельчанами, птахой и его друзьями, тётей Надей, матерью?

#1055;очему мальчику сложно переступить через собственное достоинство и принять помощь от Лидии Михайловны?

Презентация 3мин: каждая группа презентует свой анализ, делясь своими мыслями и интерпретациями.

III. Рефлексия: (10мин)

Перемешать вопросы, и ученики из групп вытягивают по 2 вопроса. Напишите один из своих вопросов в пустой столбик читательского дневника.

  1. Какой момент рассказа вас больше всего затронул? Почему?
  2. Какие уроки жизни вы извлекли из рассказа?
  3. С каким героем вы себя ассоциируете и почему?
  4. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  5. Что нового вы узнали о нравственных проблемах после сегодняшнего урока?
  6. Актуальны ли сегодня проблемы, поднятые в рассказе?

IVВыводы:

Ребята

-Почему рассказ называется «Уроки французского» (потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе)

-Можно было назвать этот рассказ «Уроки доброты»?

-Ребята, что герой нашёл в посылке присланной Лидией Михайловной с Кубани?

-Верно, яблоки. Сколько любви, душевного тепла было отправлено из одного конца страны в другую!

(Посылка для 6в с Кубани)

-Давайте заглянем в посылочный ящик. (Предлагаю каждому взять из ящика по яблоку).

-Кроме яблок, что ещё вы получили на этом уроке?

-Какие нравственные уроки получили вы?

Любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость, сострадание, понимание, милосердие, бескорыстие, смелость.

#1044;омашнее задание: (заполнить последний пункт читательского дневника)

#1055;исьмо директору школы. (Василий Андреевич)

#1055;исьмо Лидии Михайловне.

Теперь, ребята, посмотрите на эти песочные часы: так идёт время, так течёт жизнь, и она может быть наполнена уроками доброты. Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро.

Ведь добро возвращается!

Социальный ролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обучающихся  знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа,  раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...