Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок способствует осознанию мнгих нравственных тем, помогает воспитывать чувство доброты у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_rasputin.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 6 классе
Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
Цели урока: познакомить обучающихся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, а также способствовать осознанию некоторых нравственных понятий. Развивать умения и навыки анализировать текст, выделяя главное, помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека духовно богаче и добрее. Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»), презентации учащихся, репродукции картин.
Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)
Тип урока: урок закрепления знаний
Ход урока
- Орг. момент. « Удача будет сопутствовать нам»
- Мотивация учебной деятельности
- Проверка д/з ( подготовленные «истории о добром человеке»)
История о добром человеке
- Объявление темы и цели урока
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы на уроке литературы продолжим изучение рассказа В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.
пометки в тетрадях.
- Работа по теме урока
- Из истории создания.
- Работа над нравственными понятиями
Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.
- Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.
-Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)
- О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы обучающихся)
3. Работа с эпиграфом. Прием « Ромашковое поле»
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
-В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся реализуются по принципу «Ромашки»)
4. Беседа по содержанию «Литератор» Беседа по вопросам с элементами творческого мышления.
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
-Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ. Обратимся к словарю.
-Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).
-Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)
-На какие две части можно разделить рассказ?
-Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).
-Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).
-Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова. («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» ). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).
-Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности.).
- Что роднит её с главным героем рассказа?
- А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.
- Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).
- Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)
- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
-Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.
-Как ведет себя герой в драке и после неѐ? ( Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).
-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?( Честным и принципиальным.)
-Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? ( Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)
-Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).
-Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? ( Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что
мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)
-Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)
-Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).
-А как повёл себя директор? ( Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)
- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?
( Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
-Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).
- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? ( Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается , не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)
- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? ( Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
- В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).
- Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
- Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).
V. Закрепление материала
- Прием « Живые рисунки»
Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.)
- «Живы ассоциации» к рисунку (ребята описывают то, что нарисовали)
VI.Рефлексия
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).
VII. Итог урока.
-Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).
1. Ассоциативный клубок
Смотать ассоциативный клубок…основа – слово доброта.
VIII. Оценивание учащихся ( Прошу Вас взять листы оценивания и оценить каждый этап своей работы, а потом вывести средний бал, то есть отметку за урок)
IX. Домашнее задание.
Дифференциация. 1) Описать в 3-4 предложениях один день из жизни мальчика
2) Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»
Таблица оценивания учащихся
Виды деятельности | отметка |
«Ромашковое поле» | |
«Живые рисунки» | |
«Живые ассоциации» | |
Схема « Диаманта» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...
Урок по литературе в 6 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"» (программа Коровиной В.Я.)
презентация к уроку литературы...
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
Для урока желательно мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию иг...
- Мне нравится (1)