№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока
| 1. Читает отрывок из стихотворения О.Мандельштама «Я вернулся в свой город…» 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся. 3. Просит выдвинуть предположение о теме целях предстоящего урока и выводит учащихся на тему «Город, которого уже нет…» | Слушают музыку (песня И.Корнелюка «Город, которого нет…») Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со стихотворением. Выдвигают предположения о теме урока и выходят при помощи учителя на тему и цели изучения. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать выполнение учащимися домашнего задания
| Активизирует знания учащихся. Слушает ответы учащихся , выдержки из текста. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся
| Учащиеся слушают друг друга учителя и создают образ города 30-ых годов. Все учащиеся выступают и слушают друг друга.
| Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения
| Учитель дополняет выступление учащихся об исторической обстановке в Ленинграде 30-ых годов. Организует чтение фрагментов произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на элементах ,характеризующих автора, на развитии сюжета. Организовывает работу по осмыслению содержания текста. | Слушают учителя . Высказывают предположения о психологическом портрете автора,, участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме. Выражают чувства, которые они испытали, читая произведение Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
4 | построить проект выхода из затруднения (Работа над смыслом текста) | Организовывает работу по соотношению произведения с современным городом, построить связь между временами, назвать свои символы города современного. Организует картину системы образов. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения.
| Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа. Анализируют произведение с целью определения: - темы, идеи
- смысла произведения;
| Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
5 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить свое умение применять полученные знания;
- развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
| Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний,основанную на самостоятельном письменном ответе на вопрос «Какой он, город Гранина – Ленинград 30-ых годов?» Предагает ученикам написать сочинениу –миниатюру (5-6 предложений) | Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 5 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель: - оценить результаты собственной деятельности
| Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают тему для выполнения домашнего задания : сочинение –размышление по одной из цитат: 1.Семейные реликвии достойны уважения. 2.Человечество смеясь расстается со своим прошлым, но в этом смехе есть что-то неблагодарное.3.Семейные архивы – это не прошлое, это всегда будущее.
| Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |