Технологическая карта урока литературы в 8 классе « Город, которого уже нет…»( по книге Данила Гранина «Керогаз и все другие. Ленинградский каталог»)
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Панкратова Елена Викторовна

Технлогическая какрта к уроку, проведенному во время участия в районном просветительском проекте "Уроки Даниила Гранина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_graninu_22.01.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  предметного учебного занятия по литературе в 8 классе

« Город, которого уже нет…») по книге Данила Гранина «Керогаз и все другие. Ленинградский каталог»)

ГБОУ Гимназия 295(2)

Учитель: Панкратова Елена Викторовна

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1. Читает отрывок из стихотворения О.Мандельштама «Я вернулся в свой город…»

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.

3. Просит выдвинуть предположение о теме  целях предстоящего урока и выводит учащихся на тему «Город, которого уже нет…»

 Слушают музыку (песня И.Корнелюка «Город, которого нет…») Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со стихотворением.

Выдвигают предположения о теме урока и выходят при помощи учителя  на тему и цели изучения.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать  выполнение учащимися домашнего задания

Активизирует знания учащихся. Слушает ответы учащихся , выдержки из текста.

Организует обсуждение содержания  выступлений учащихся

Учащиеся слушают друг друга учителя и  создают образ города 30-ых годов.

 Все  учащиеся выступают и слушают  друг друга.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

10-12 минут

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Учитель дополняет выступление учащихся об исторической  обстановке  в Ленинграде 30-ых годов. Организует чтение фрагментов произведения с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на элементах ,характеризующих автора, на развитии сюжета.

Организовывает работу по осмыслению содержания текста.

Слушают учителя . Высказывают предположения о психологическом портрете  автора,, участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме.

Выражают чувства, которые они испытали, читая произведение

Обращают внимание на устаревшие слова, фиксируют затруднения в их понимании.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

4

построить проект выхода из затруднения (Работа над смыслом текста)

Организовывает работу по соотношению произведения с современным городом, построить связь между временами, назвать свои символы города современного.

Организует   картину системы образов. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения.

Осуществляется взаимопроверка подготовленными учащимися-языковедами, проводится лексическая работа.

Анализируют произведение с целью определения:

  • темы, идеи
  • смысла произведения;

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

5

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять полученные знания;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний,основанную на самостоятельном письменном ответе на вопрос «Какой он, город Гранина – Ленинград 30-ых годов?» Предагает ученикам написать сочинениу –миниатюру (5-6 предложений)

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонакоррекцияоценка

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают тему для выполнения домашнего задания :

сочинение –размышление по одной из цитат:

1.Семейные реликвии достойны уважения.

2.Человечество смеясь расстается со своим прошлым, но в этом смехе есть что-то неблагодарное.3.Семейные архивы – это не прошлое, это всегда будущее.

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталонакоррекцияоценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы: "Улицы города. Какие они?" 5 класс. Учебник И. Л. Бим, Немецкий язык.

Технологическая карта урока - обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока - современная...

Технологическая карта в 5 классе Улицы города по ФГОС

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Улицы города»Тип урока: урок рефлексииКоличество часов: 1Планируемые результаты образования:Предметные:• Употреблять лексику по теме «...

Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"

Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс...

Конспект урока "Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича."

Тема: Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.Класс: 9Предмет: литератураУчитель: Головкова Ольга НиколаевнаПодготовительный этапПодготовка к занятию начинае...

Технологическая карта урока 8 класс "Города Иркутской области в загадках"

Разработка урока по Географии Иркутской области по теме: "Города Иркутской области". Ученикам предлагается сделать презентацию о городе Иркутской области, где на каждом слайде представить ин...