Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс) по теме
Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и таких инновационные приемы, как "Чтение с остановками", "Прогнозирование по названию", "Зигзаг", "Синквейн" и другие. Будет интересен учителям русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.genri_.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предметная область: литература
Тема урока: Рассказ О.Генри «Фараон и хорал»
Класс: 6
Место урока в системе уроков данного раздела: произвольное
Тип урока: урок открытия нового знания с использованием РКМПЧ
Цель урока: познакомить учащихся с произведением американского писателя О.Генри
Задачи:
образовательные: научить учащихся работать с приемом «Чтение с остановкам» и определять идею литературного произведения;
развивающие: развивать критическое мышление учащихся через чтение и решение проблемных ситуаций, творческое воображение; умения и навыки анализа новелл;
воспитательные: воспитывать интерес к чтению; использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации: чувства ответственности за свою судьбу, сохранения чувства собственного достоинства при любой жизненной ситуации; содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Форма проведения урока: урок открытых мыслей
Оборудование и наглядные пособия (создание подготовленной информационно-образовательной среды: портрет О.Генри, распечатка текста новеллы О.Генри «Фараон и хорал» отдельными фрагментами.
Планируемые результаты
Предметные: расширить представления учащихся о личности О.Генри и его творчестве, выявить особенности раскрытия характера человека в рассказе.
Метапредметные: показать степень воздействия искусства на душу человека.
Регулятивные: планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности; контролировать и оценивать процесс и результаты действий.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формирование умения работать в группе и проверять результаты деятельности.
Личностные: воспитание чувства прекрасного, чувства собственного достоинства, способность применить полученный литературный опыт в собственной жизни, внимательного отношения друг к другу, прививание любви к чтению, книге.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Инновационные приемы |
1.Организационный момент. | 1.Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся. 2.Постановка дидактической цели . Формирование групп, раздаются таблички на столы с номерами группы, используются геометрические фигуры разных цветов для проведения отчета с использованием приема «Зигзаг». Постановка познавательной цели | Взаимодействуют с учителем, эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха | |
2. Актуализация знаний. Стадия вызова. Формирование умения составлять связный текст, развитие речи, прогнозирование по названию | Учитель озвучивает название рассказа О.Генри, предлагает дать прогноз: - Как вы считаете, о чем может быть это произведение? - Кто будет являться главными героями рассказа О.Генри? Наиболее интересные версии учитель записывает на доске. В ходе обсуждения проводится лексическая работа над словами, входящими в название рассказа. Фараон – прозвище полицейских- служителей порядка в Америке, а также в некоторых других странах, в том числе и в дореволюционной России. Хорал – церковное песнопение, а также музыкальная пьеса в такой же форме. - Почему автор называет одного из своих героев не почтительно «полицейский», а «фараон»? Краткий рассказ об авторе произведения (приложение 1). | Учащиеся работают в группах, находя ответы на поставленные вопросы. Обсуждение вариантов, наиболее интересные фиксируются в тетрадях. После проведения лексической работы версии корректируются. Группы отчитываются. Внимательно слушают, настраиваются на дальнейшее восприятие текста. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. | Прием «Прогнозирование по названию» Прием «Зигзаг» |
3. Стадия осмысления Чтение и осмысление художественного текста. 4. Стадия рефлексии 5. Домашнее задание | Организация активного восприятия текста. Индивидуальные консультации. Организация беседы по вопросам, обсуждение сюжета рассказа и его главного героя Вопросы для первой остановки -Оказывается героем рассказа является вовсе не полицейский, а бездомный «джентельмен» Сопи. Какое впечатление он производит? -Предположите, что заставляет Сопи планировать ежегодное «паломничество на Остров»? -Почему главный герой не может себе позволить воспользоваться услугами благотворительных заведений и предпочитает им пребывание в тюрьме? - Одобряете ли вы выбор героя? -Какие средства изберет Сопи, чтобы попасть в тюрьму? Используем прием «Дерево предсказаний» Принятие общего решения о Метальной карте героя О.Генри Вопросы для второй остановки -Сравните ваши предсказания с теми, что сочинил О.Генри. -Какой из способов Сопи попасть в тюрьму кажется вам более удачным? – Почему ни один из когда-то работавших вариантов на этот раз не срабатывает? -Какие чувства вызывает у вас этот во что бы то ни стало стремящийся попасть за решетку человек? - Как относится к нему О.Генри? Свой ответ обоснуйте. Используйте цитаты из новеллы. Вопросы для третьей остановки -Что стало причиной «внезапной чудесной перемены» «в душе Сопи»? -Удивил ли вас такой поворот сюжета? -Кто виновен в том, что человек опускается на «дно» жизни? -Возможен ли счастливый конец у этой истории? Почему вы так думаете? Принятие общего решения о Ментальной карте героя После обсуждения прочитанного снова ставит задачу предположить, как же может закончиться рассказ? Организация беседы по вопросам - Какие чувства у вас вызывает финал рассказа О.Генри? -Какова идея произведения? -Какие проблемы оно поднимает? (Это прежде всего мера и степень ответственности человека за свою судьбу, способности найти и не потерять себя, свое человеческое достоинство. Это могучая неиссякаемая сила воздействия искусства на душу человека, способная переменить в нем все и заставить посмотреть на себя и на мир вокруг по-другому. И это несправедливо устроенное общество, в котором человек мечтает попасть в тюрьму, для того чтобы выжить.) - Актуален ли рассказ «Фараон и хорал» в наше время? - Понравилась ли вам творческая манера американского писателя? Захочется ли после этого урока еще раз обратиться к его творчеству самостоятельно? Предлагается на выбор написать письмо Сопи или эссе по впечатлениям от рассказа | Чтение рассказа от начала до слов «Там, конечно, все делается по строго установленным правилам, но зато никто не суется в личные дела джентельмена». ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА -выделение ключевых слов и словосочетаний, которые помогут при характеристике главного героя (Сопи) -первоначальный этап составления Ментальной карты, которая будет отражать характеристику героя; -обсуждение в группах содержания МК Отвечают на поставленные учителем вопросы, составляют дерево своих предсказаний, обсуждают в группах. Чтение от слов «Решив таким образом отбыть на зимний сезон на Остров, Сопи немедленно приступил к осуществлению своего плана» до слов: «Ибо инстинкт, влекущий человека к родном у дому, не умирает даже тогда, когда этим домом является скамейка в парке» ВТОРАЯ ОСТАНОВКА -обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя; - продолжение работы с Ментальной картой Сопи. Чтение рассказа со слов: «Но на одном особенно тихом углу Сопи вдруг остановился» до слов: «Он хочет быть человеком. Он…» ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА -обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя; - продолжение работы с Ментальной картой Сопи, отчет групп; -делают свои предположения о финале и дочитывают произведение до конца. Обсуждение ответов на поставленные вопросы. Составление «Синквейна», характеризующего главного героя рассказа или урока, который каждый вносит для себя после прочтения «Фараона и хорала» Запись домашнего задания | Личностные: вырабатывают уверенность в собственных силах, Познавательные: учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; выполняют операции со знаками и символами; Коммуникативные: учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения; развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений Регулятивные: составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Личностные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений; умеют делать выводы и кратко их формулировать . . | Прием «Чтение с остановками» «Ментальная карта» Прием «Дерево предсказаний» Прием «Прогнозирование окончания рассказа» Прием художественной рефлексии «Синквейн» прием «Нетрадиционные формы домашнего задания». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы в соответствии с ФГОС в 8 классе по теме: рассказ Л.Н. Толстого «После бала»
Применение технологии критического мышления при узучении рассказов....