Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс) по теме

Фирсова Елена Станиславовна

Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и  таких  инновационные приемы, как "Чтение с остановками", "Прогнозирование по названию", "Зигзаг", "Синквейн" и другие. Будет интересен учителям русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.genri_.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предметная область: литература

Тема урока: Рассказ О.Генри «Фараон и хорал»

Класс: 6

Место урока в системе уроков данного раздела: произвольное

Тип урока: урок открытия нового знания с использованием РКМПЧ

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением американского писателя  О.Генри

Задачи:

образовательные: научить учащихся работать с приемом «Чтение с остановкам» и определять идею литературного произведения;

развивающие: развивать критическое мышление  учащихся через чтение и решение проблемных ситуаций, творческое воображение; умения и навыки анализа новелл;

воспитательные: воспитывать интерес к чтению; использовать воспитательные  возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального  содержания ситуации: чувства ответственности за свою судьбу, сохранения чувства собственного достоинства при любой жизненной ситуации; содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Форма проведения урока: урок открытых мыслей

Оборудование и наглядные пособия (создание подготовленной информационно-образовательной среды: портрет О.Генри, распечатка текста новеллы О.Генри «Фараон и хорал» отдельными фрагментами.

Планируемые результаты

Предметные: расширить представления учащихся о личности О.Генри и его творчестве, выявить особенности раскрытия характера человека в рассказе.

Метапредметные: показать степень воздействия искусства на душу человека.

Регулятивные: планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности; контролировать и оценивать процесс и результаты действий.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; формирование умения работать в группе и проверять результаты деятельности.

Личностные: воспитание чувства прекрасного, чувства собственного достоинства, способность применить полученный литературный опыт в собственной жизни, внимательного отношения друг к другу, прививание любви к чтению, книге.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Инновационные приемы

 1.Организационный момент.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель этапа:  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1.Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся.

2.Постановка дидактической цели . Формирование групп, раздаются таблички на столы с номерами группы, используются геометрические фигуры разных цветов для проведения отчета с использованием приема «Зигзаг».

Постановка познавательной цели

Взаимодействуют с учителем, эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха

2. Актуализация знаний. 

Стадия вызова.

Формирование умения составлять связный текст, развитие речи, прогнозирование по названию

Учитель озвучивает название рассказа О.Генри,  предлагает дать прогноз:

- Как вы считаете, о чем может быть это произведение?

- Кто будет являться главными героями рассказа О.Генри?

Наиболее интересные версии учитель записывает на доске.

В ходе обсуждения проводится лексическая работа над словами, входящими в название рассказа.

Фараон – прозвище полицейских- служителей порядка в Америке, а также в некоторых других странах, в том числе и в дореволюционной России.

Хорал – церковное песнопение, а также музыкальная пьеса в такой же форме.

- Почему автор называет одного из своих героев не почтительно «полицейский», а  «фараон»?

Краткий рассказ об авторе произведения (приложение 1).

Учащиеся работают в группах, находя ответы на поставленные вопросы. Обсуждение вариантов, наиболее интересные фиксируются в тетрадях.

После проведения лексической работы версии корректируются. Группы отчитываются.

Внимательно слушают, настраиваются на дальнейшее восприятие текста.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Прием «Прогнозирование по названию»

Прием «Зигзаг»

3. Стадия осмысления

Чтение и осмысление художественного текста.

4. Стадия рефлексии

5. Домашнее задание

Организация активного восприятия текста.

Индивидуальные консультации.

Организация беседы по вопросам, обсуждение сюжета рассказа и его главного героя

Вопросы для первой остановки

-Оказывается героем рассказа является вовсе не полицейский, а бездомный «джентельмен» Сопи. Какое впечатление он  производит?

-Предположите, что заставляет Сопи планировать ежегодное «паломничество на Остров»?

-Почему главный герой не может себе позволить воспользоваться услугами благотворительных заведений и предпочитает им пребывание в тюрьме?

- Одобряете ли вы выбор героя?

-Какие средства изберет Сопи, чтобы попасть в тюрьму?

Используем прием «Дерево предсказаний»

Принятие общего решения о Метальной карте героя О.Генри

Вопросы для второй  остановки

-Сравните ваши предсказания с теми, что сочинил О.Генри.

-Какой из способов Сопи попасть в тюрьму кажется вам более удачным? – Почему ни один из когда-то работавших вариантов на этот раз не срабатывает?

-Какие чувства вызывает у вас этот во что бы то ни стало стремящийся попасть за решетку человек?

- Как относится к нему О.Генри? Свой ответ обоснуйте. Используйте цитаты из новеллы.

Вопросы для третьей остановки

-Что стало причиной «внезапной чудесной перемены» «в душе Сопи»?

-Удивил ли вас такой поворот сюжета?

-Кто виновен в том, что человек опускается на «дно» жизни?

-Возможен ли счастливый конец у этой истории? Почему вы так думаете?

Принятие общего решения о Ментальной карте героя

После обсуждения прочитанного снова ставит задачу предположить, как же может закончиться рассказ?

Организация беседы по вопросам

- Какие чувства у вас вызывает финал рассказа О.Генри?

-Какова идея произведения?

-Какие проблемы оно поднимает?

(Это прежде всего мера и степень ответственности человека за свою судьбу, способности найти и не потерять себя, свое человеческое достоинство. Это могучая неиссякаемая сила воздействия искусства на душу человека, способная переменить в нем все и заставить посмотреть на себя и на мир вокруг по-другому. И это несправедливо устроенное общество, в котором человек мечтает попасть в тюрьму, для того чтобы выжить.)

- Актуален ли рассказ «Фараон и хорал» в наше время?

- Понравилась ли вам творческая манера американского писателя? Захочется ли после этого урока еще раз обратиться к его творчеству самостоятельно?

Предлагается на выбор написать письмо Сопи или эссе по впечатлениям от рассказа

Чтение рассказа от начала до слов  «Там, конечно, все делается по строго установленным правилам, но зато никто не суется в личные дела джентельмена».

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

-выделение ключевых  слов и словосочетаний, которые помогут при характеристике главного героя (Сопи)

-первоначальный этап составления Ментальной карты, которая будет отражать характеристику героя;

-обсуждение в группах содержания МК

Отвечают на поставленные учителем вопросы, составляют дерево своих предсказаний, обсуждают в группах.

Чтение от слов «Решив таким образом отбыть на зимний сезон на Остров, Сопи немедленно приступил к осуществлению своего плана» до слов: «Ибо инстинкт, влекущий человека к родном у дому, не умирает даже тогда, когда этим домом является скамейка в парке»

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

-обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя;

- продолжение работы с Ментальной картой Сопи.

Чтение рассказа со слов: «Но на одном особенно тихом углу Сопи вдруг остановился» до слов: «Он хочет быть человеком. Он…»

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

-обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя;

- продолжение работы с Ментальной картой Сопи, отчет групп;

-делают свои предположения о финале и дочитывают произведение до конца.

Обсуждение ответов на поставленные вопросы.

Составление «Синквейна», характеризующего главного героя рассказа или урока, который каждый вносит для себя после прочтения «Фараона и хорала»

Запись домашнего задания

Личностные:  вырабатывают уверенность в собственных силах, Познавательные: учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию; осуществляют поиск и выделение необходимой  информации; умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; выполняют операции со знаками и символами; Коммуникативные: учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения; развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений

Регулятивные:  составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Личностные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений; умеют делать выводы и кратко их формулировать

.

Прием «Чтение с остановками»

«Ментальная карта»

Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Прогнозирование окончания рассказа»

Прием художественной рефлексии «Синквейн»

прием «Нетрадиционные формы домашнего задания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...