технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Трущенкова О.А.
ГБОУ школа № 120
Урок: литература
Тема урока: «И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Класс: 5
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2010 г.
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя Образовательные: обучение основам анализа произведения, Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения |
Тип урока | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Литературный персонаж Образ | Новые понятия Мораль Иносказание Аллегория Эпитет Олицетворение Стилистические особенности |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 2 минуты. | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку: Басня - мудрости ступенька. | Подготовка к работе. Самоопределение. Поиск ответа на поставленный вопрос: Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее? | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 5 минут. | Объяснение целеполагания урока. Сравнить стихотворение и басню (Приложение № 1). Первичное чтение басни. Ввести новое понятие «басня» Обозначить проблематику басен Разграничить понятия добра и зла | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия «басня» | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений давать определение литературных понятий Умение делать сопоставительный анализ |
III. Работа по теме урока Чтение по ролям Выразительное чтение 6 минут Самостоятельная работа групп - 5 мин.
| Распределение заданий. 1 вариант подбирает эпитеты к образу Дуба, 2 вариант – к образу Свиньи. Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их? Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне. Корректировка выполнения задания. | Умение работать в группах. Ответ на проблемный вопрос. Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль» | Групповая работа. Практический метод. Иллюстрирование текста | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
IV. Лингво-физкультминутка. 3 минуты. | Объясняет задание. | Выполняют упражнения. Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека) | Здоровьесбере-гающая технология. | ||
V. Актуализация знаний. 8 минут. | Работа над лексическим значением слова. Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов. Устанавливает осознанность восприятия. | Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов Подбор цитат для характеристики героев | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение | |
VI. Подведение итогов 7 минут. | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Создание таблицы (Приложение 4) Дополнить таблицу другими примерами из басен | Обсуждение результата работы с произведением | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап. 3 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 2 минуты. | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение № 1
Н. Доброта
- Поросёнок, поросёнок
Ты куда спешишь спросонок?
- Я бегу на родничок
Мыть свой грязный пятачок.
Приложение № 2
Герой | Эпитеты, которые можем подобрать | Что символизирует |
Свинья | ||
Дуб | ||
… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...
Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и таких инновационные приемы,...
Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"
Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...
Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...
Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс
Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2 урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...