Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Муратова Галия Габдулловна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвышающей человека, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; 2) деятельностная: формировать навык прочтения подтекста произведения, умение цитировать; развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, устную и письменную речь; 3) воспитательная: воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать уважительное отношение к древнерусской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_7_kl_lit_petr_i_fevroniya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы   по теме: «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвышающей человека, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

2) деятельностная: формировать навык прочтения подтекста произведения, умение цитировать; развивать  аналитические способности учащихся, логическое мышление, устную и письменную речь;

3) воспитательная: воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать уважительное отношение к древнерусской литературе.

Планируемые результаты:

1. Личностные:  

1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1.Поисковое чтение и структурирование текста.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной.

3. Смысловое чтение. с  установлением причинно-следственных связей.

4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

- регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля

- коммуникативные:

         1. Формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога.

         2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

              3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

              4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств 

3. Предметные:

1. Навыки анализа текста.

2. Умение понимать и формулировать тему, идею.

3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения терминологией

4. Подбор цитат.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • История

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая
  • художественный текст
  • дидактический материал
  • мультимедийная презентация

Название технологических этапов урока,  их содержание. Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя                          

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Время: 1мин

Добрый день, юные исследователи древнерусской литературы! Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие в мир Древней Руси,  исследование образа человека в литературе того времени. Надеюсь, что мы  с вами плодотворно поработаем.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель: обобщить изученный материал, необходимый для                  « открытия нового знания»

Время: 1мин

Посмотрите внимательно на эпиграф нашего урока, это слова знаменитого русского ученого, публициста Д.С. Лихачева (читаю). Вспомните, какое произведение древнерусской  литературы вы читали дома  и определите тему сегодняшнего урока.                                                                 - Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии»  

  - Как вы думаете, какой вечной теме посвящена «Повесть…»?

- Повесть посвящена теме любви и верности. Особым качествам героев, благодаря которым их причислили к числу святых.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли

2.Умение принимать мнение другого.

Предметные УУД:

1.Повторение тематики произведения

3. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель:   обеспечить восприятие, осмысление новой темы; 

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Время: 2 мин

- Но есть еще одна  главная тема этого произведения. Давайте, попробуем определить ее, обратившись к словам Д.С.Лихачева и выделив ключевое слово в его высказывании:  «Нравственность едина во все века и для всех людей.   Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
 
- Выделите ключевое слово этого высказывания, попробуйте дать его толкование.

 - Обратимся к Толковому словарю  Д.Н.Ушакова и познакомимся с толкованием понятия «нравственность».  

- Как вы понимаете смысл приведенного высказывания Д.С.Лихачева?

-На какой же вопрос мы с вами  будем искать ответ в повести  «Повести…»?

Итак, тема урока: Нравственные заветы Древней Руси

Знакомятся и анализируют эпиграф урока, определяют ключевое слово урока.

-Нравственность  (учащиеся предлагают свое понимание слова «нравственность»)

 Учащиеся знакомятся с понятием «нравственность» и рассуждают о том, как они понимают смысл эпиграфа урока. (Нравственность  - это нормы поведения, принятые в обществе.

-Нормы поведения в обществе во все века едины, а подробно читая и изучая древние книги, мы можем открыть многое для себя.)

– Какими духовными ценностями \ качествами надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Определение проблематики произведения.

4. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Время: 8 мин

     А сейчас   обратимся к образу героев повести.

   И мы постараемся составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и ответить на наш главный вопрос: какими духовными ценностями надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?  

 Мы создадим Словарик  урока, который будет содержать толкования основных понятий, духовных качеств, которыми  руководствуется высоконравственный человек.

   Задание: 1. Познакомьтесь с понятиями и  дайте свое определение, подобрав к ним синоним

2. Соотнесите (стрелками) понятия с их определениями. Обсудите результаты в парах.

- Правильно ли понимаем смысл понятий?

- Узнать новые качества высоконравственного человека.

1.Учащиеся анализируют предложенные понятия. (групповая работа)

РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ – вера

БЛАГОЧЕСТИЕ -  честь

КРО́ТОСТЬ - скромность

МУДРОСТЬ — ум

ВЕРНОСТЬ  - преданность

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — честность

(Самопроверка по слайду)

2. Выполняют тестовое задание на соотнесение понятия и определения. (индивидуальная  работа)

1.НРА́ВСТВЕННОСТЬ

А . Совокупность норм поведения, определяющих поведение человека в обществе. 

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

2.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ 

Б. Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

3.БЛАГОЧЕСТИЕ

В Наличие веры в Бога. (Библия. Ветхий и Новый заветы) 

4.КРО́ТОСТЬ 

 Г Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

5.МУДРОСТЬ 

Д.Незлобие,  смирение, покорность.        (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

6.ВЕРНОСТЬ

Е Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Толковый словарь С.Ожегова)

7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Ж  Полная преданность, правдивость, твердость в слове (Толковый словарь В.И.Даля) 

ОТВЕТ: 1-А, 2- В, 3-Г, 4-Д, 5- Е, 6 – Ж, 7- Б

Учащиеся проверяют правильность  задания и оценивают  выполнение данного задания – взаимопроверка

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (тест).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятиями  нравственности.

2.Изучение значения понятий нравственности.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

5.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Время: 20 мин

   

    - Что вы узнали о произведении? Слово Летописцу

Анализ текста (составление характеристики образов), авторской позиции

 - Повесть, однако, оказалась излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков.

 - Случайно ли, что Петр и Феврония стали героями повести?

 (  Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.)

 - Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

   (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

 - Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

 (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

 (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

-  Посмотрите на записанные изречения.

 Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

 - Пётр  был благодарен Богу за такую жену? Где мы это видим?

(Когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее)
    Исследование в группах:

  - У меня задание  группам: найти портретную характеристику героев. Как они выглядели?

 - А почему в  повести нет описания внешности героев?

(Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.

Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

         

Монологическая речь ученика по слайду 10.

 

Учащиеся ищут ответ на проблемные вопросы, анализируют, приводят цитаты, доказывают.

Учащиеся работают с текстом, определяя черты характера  Петра, приводя  цитаты, подтверждающие указанные черты.

Образ правительницы, жены.

Учащиеся работают с текстом, определяя черты характера Февронии, приводя  цитаты, подтверждающие указанные черты.

Учащиеся проверяют правильность  ответов друг друга  и оценивают  выполнение данного задания.

Работают с текстом.

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Аргументирование своего мнения.

3.Умение слушать другого, примая его мнение.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1.Развитие умений анализа текста

2.Совершенствование умения  подбирать цитаты для характеристики героев.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6.Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания.

Время: 3 мин

Сейчас небольшой исторический экскурс. Слово Историку.

      Ко дню памяти святых Петра и Февронии приурочен всероссийский праздник - День семьи, любви и верности, который в России отмечается 8 июля с 2008 года. Символом праздника стала ромашка. Ежегодно в этот день лучшие семьи награждаются медалью «За любовь и верность» Медаль «За любовь и верность» – общественная награда. 8 июля она вручается лучшим семьям России со стажем семейного союза от 25 лет. Как правило, эти семьи служат примером крепких отношений, основанных на любви и верности.

        -У нас с вами у каждого  тоже есть   своя ромашка, на лепестки которой мы сейчас запишем все качества, которые вы отметили у Петра и Февронии.

Монологическое выступление ученика, проводившего исследование

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1Умение строить монологическое высказывание.

Предметные УУД:

1. Систематизация основных духовных ценностей составляющих образ высоконравственного человека.

7. Углубление знаний учащихся по теме, используя культурологические  сведения.

Цель: познакомить учащихся с особенностями изображения образов героев в иконописи и скульптуре.

Время: 7 мин

Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем его (1 группа)

Задание: из предложенных черт характера выберите те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

- Почему вы отложили в сторону некоторые предложенные черты характера?

Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру жениться на Февронии, хотя он обещал. Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.

- А что вы можете сказать о Февронии? (2 группа)

Задание: из предложенных черт характера выберите те, которые раскрываются в характере Февронии; в качестве доказательства подберите те поступки, которые подтверждают эти качества в героине.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

Феврония также характеризуется через поступки.

Д.С. Лихачев отмечал: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Составление ромашки.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\daisy-wheel-bitmap-coloring.png

Учащиеся работают с ромашкой, определяя черты характера Петра и приводя  факты, подтверждающие указанные черты. (работа в группах)

Образ правительницы, жены.

Учащиеся работают с таблицей, определяя черты характера Февронии и приводя  цитаты, подтверждающие указанные черты. (работа в группах)

-Не внешность, не красота  главное для автора, как не главное это для Петра и Февронии. Главное – мудрость, ум, душеные качества, душевная красота героев.

Коммуникативные УУД:

1. Способность слушать партнера, уважать его мнение Познавательные УУД:

1.Формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Знакомство с  образами героев

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Время: 5 мин

- Обратимся к финалу повести и  подумаем, как выражена сила взаимной любви Петра и Февронии?

Завершая наш разговор,  обратимся снова  к эпиграфу нашего урока и к вопросу, на который мы искали ответ: 

- Какие нравственные идеалы представлены в «Повести»? 

- Какими духовными ценностями надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?

 

 - Изменилось ли ваше понимание высказывания Д.С.Лихачева?

И последнее заключительное задание:

В центр ромашки впишите то качество, которое вы считаете наиболее ценным и важным, объясните почему.

Для меня главным качеством является………, потому что …..

На мой взгляд самое важное в человеке – это…., потому что…

Составление синквейна.

Поставьте себе отметку за урок  

-Оба супруга, не мыслят возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить.

-Нам показан  образец супружеской жизни, идеал любви, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро– вот что главнее всего для автора.

- Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей.

Подробно читая древние книги, мы можем открыть самого себя, осознать свои поступки   и приблизиться к образу святых.

Учащиеся пишут ответ.

Самооценка учащихся, по результатам работы на уроке.

Регулятивные УУД:

1. Соотнощение цели и результатов своей деятельности.

2.Определение степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домащнее задание.

Время: 1мин

 Написать сочинение- рассуждение  

«Чем обогатила меня «Повесть о Петре и Февронии»?» Читать «Поучение» Владимира Мономаха.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.

План урока.

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Словарь «Качества высоконравственного человека»

1. Найдите и запишите синонимы к словам:

РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ – вера

БЛАГОЧЕСТИЕ -  честь

КРО́ТОСТЬ - скромность

МУДРОСТЬ — ум

ВЕРНОСТЬ  - преданность

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — честность

            2.  Соотнесение понятия и определения.

1.НРА́ВСТВЕННОСТЬ

А . Совокупность норм поведения, определяющих поведение человека в обществе. 

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

2.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ 

Б. Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

3.БЛАГОЧЕСТИЕ

В Наличие веры в Бога. (Библия. Ветхий и Новый заветы) 

4.КРО́ТОСТЬ 

 Г Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

5.МУДРОСТЬ 

Д.Незлобие,  смирение, покорность.        (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

6.ВЕРНОСТЬ

Е Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Толковый словарь С.Ожегова)

7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Ж  Полная преданность, правдивость, твердость в слове (Толковый словарь В.И.Даля) 

      ОТВЕТ: 1-А, 2- В, 3-Г, 4-Д, 5- Е, 6 – Ж, 7- Б

Выводы летописцев:

  • Петр и Феврония – исторические личности (XIII век)
  • Год  смерти – 1228 год
  • Год канонизации – 1547 год
  • Автор повести - Ермолай –Еразм
  • Повесть входит в Муромо-рязанский  цикл
  •  Год создания повести - 1547 год

Синквейн.

Петр

Справедливый, кроткий

Раскаивается, прощает, любит

Петр – справедливый князь

Отец народа

Феврония

Мудрая, кроткая

Лечит, прощает, любит

Верна семье, творит добро

Идеал жены

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Тема урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Тема урока  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности....

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии"  для учеников 6 класса....

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...