Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
методическая разработка по литературе
В современных ФГОС проектно-исследовательской деятельности отводится значительное место. И при стремлении современных образовательных стандартов «не научить ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь» актуальность проектно-исследовательской деятельности в школе на любом периоде обучения абсолютно оправдана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_po_literature.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1
Доржиева Э.Л.
В современных ФГОС проектно-исследовательской деятельности отводится значительное место. И при стремлении современных образовательных стандартов «не научить ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь» актуальность проектно-исследовательской деятельности в школе на любом периоде обучения абсолютно оправдана.
Благодаря проектной деятельности часто перестает работать классическая образовательная модель «учитель» – «ученик», где «учитель» - дающий знания, а «ученик» - их усваивающий. При исследовательской деятельности и учитель, и ученик оказываются в совершенно других позициях, ведь нет примеров и образцов, знания не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа. Отношения из объектно-субъектных переходят отношения «коллега-коллега», «исследователь-исследователь». Педагог становится наблюдателем, советчиком, наставником, а ученику теперь приходится самостоятельно добывать знания. Главным результатом рассмотренной подобной смене ролей в школе является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Конечно же, чтобы успешно реализовать проектно-исследовательскую деятельность в старшей школе, необходимо учитывать множество особенностей места, времени и, в первую очередь, особенности самого ученика. Профессор А.И. Савенков, специалист в области психологии исследовательского обучения, утверждает, что способность к исследовательской деятельности - это индивидуальная особенность человека. Ученый предлагает следующие критерии исследовательских способностей:
• умение видеть проблему,
• умение выдвигать гипотезу,
• умение ставить вопросы,
• умение наблюдать,
• проводить эксперимент,
• классифицировать,
• умение анализировать,
• выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения
Чтобы добиться эффективности проектно-исследовательской деятельности, процесс должен придерживаться некоторых принципов:
• принцип доступности (ребёнок должен понимать и выполнять поставленные задачи);
• принцип естественности (проблема, поставленная перед учеником, должна быть реальна, а не выдумана и в процессе должен появляется интерес к решению данной проблемы);
• принцип осознанности (обучающийся должен чётко понимать проблему, цель, задачи, ход исследования и результат);
• принцип самодеятельности (обучающийся овладевает новыми знаниями и навыками через собственный опыт).
На уроках литературы в старшей школе проектную деятельность реализовывать можно множеством форм и способов. Это могут быть и творческие проекты, целью которых является творческий продукт: видеоролик, газета, сочинение.
Также проект может быть реализован и с помощью ролевой игры: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта.
Среди наших учеников наибольшую популярность имеют практико-ориентированные (прикладные) проекты, направленные на получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников.
Так, ученики 10 класса могут подготовить межпредметный практико-ориентированный проект, опираясь на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Целью учеников станет не только изучение своеобразия композиционного строения романа, системы персонажей, исторической основы. Первоочередным для проектантов станет психологизм романа, анализ поведения центральных фигур романа, конфликт, развивающийся не в обществе в целом, а возникающий между отдельно взятыми людьми, между их характерами и личностями.
Первым этапом любого исследовательского проекта является этап погружения в проект. Педагог знакомит подопечных с методикой проектного подхода в обучении, мотивирует учащихся, помогает поставить цели исследования, сформулировать задачи. Учителю необходимо понимать возможности учеников, их исследовательского потенциала, в тесном сотрудничестве выявляя область интересов. Путем диалога десятиклассникам можно выбрать наиболее интересную и близкую тему для будущего проекта, например: «Почему старшему поколению иногда бывает трудно понимать молодёжь?»
Так, вначале можно предложить вниманию старшеклассников следующие высказывания:
“Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом”. (Надпись на гробнице фараона, около 3500 лет до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк». (Неизвестный жрец, 4 в. до н. э.)
“Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”. (Сократ, 470-399гг. до н.э.)
“Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости” (В. Г. Белинский, литературный критик, 19в.)
Какой вывод можно сделать, прочитав данные высказывания?
Вывод: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Отцы всегда осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, считают, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы.
На первом этапе педагогу важно помочь проектантам корректно сформулировать гипотезу, цели и задачи исследования. Так, ученикам предстоит ответить на следующие вопросы:
- часто ли я сталкиваюсь с непониманием со стороны старшего поколения?
- почему старшее поколение не понимает меня?
- как конфликт поколений проявляется в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
Следующим этапом исследовательской деятельности является этап планирования. Наставник в сотрудничестве с проектантами предлагает идеи, высказывает предположения, составляет план исследования. Так как проект десятиклассников затрагивает не только область литературы, но и философии, психологии, необходимо обратиться за консультацией преподавателя обществознания, социального педагога, психолога. Подобные метапредметные связи еще больше заинтересовали учеников возможностью взглянуть на основные вопросы проекта под другим углом.
Так, благодаря консультациям открытием для исследователей стала причина непонимания взрослого поколения со стороны молодежи. Стоило несколько раз перечитать эпизоды, где описываются взаимоотношения Евгения Базарова и его родителей, чтобы сделать вывод, что герой откровенно не понимает и презирает «глупую жизнь отцов», суеверность, набожность.
Следующим наиболее трудоемким этапом проектной деятельности является сбор информации. Педагог на данном этапе может столкнуться с пассивностью проектантов, неумением отыскивать качественную информацию по теме, неумением фильтровать информацию. На этом этапе помощь наставника необходима в большей степени в четкой постановке задач для каждого участника, отборе и фильтрации информационных ресурсов. Для преодоления этого этапа исследования можно избрать тактику активного наблюдения: ученикам предоставляется заранее отобранный список информационных ресурсов по интересующей их тематике. Так, ребята изучали не только роман «Отцы и дети», тщательно перечитывая предложенные главы, но и знакомились со статьями на тему психологизма в романе, конфликта произведения, изучали публикации о правильном выстраивании отношений детей и родителей в семье. Исследователи могут презентовать информацию, далее предстоит ее согласовать или отклонить, дополнить.
Четвертым этапом исследования является этап обобщения результатов и выводов. Задачей педагога на этом этапе является ненавязчивый контроль деятельности проектантов. На данном этом этапе можно столкнуться с рядом сложностей: ученикам бывает сложно подвести итог исследованию. Действительно ли только старшему поколению иногда бывает трудно понимать молодёжь, или же это двусторонний процесс?
Для ответа на данные вопросы необходимо совместно найти причины, ведущие отцов и детей к конфликту. Перечислим некоторые из них:
- Нет согласия, равноправия;
2. Несовпадение интересов;
3. Непонимание;
4. Недоверие, насмешки;
5. Излишняя опека;
6. Не умение слышать друг друга;
7. Равнодушие;
8. Неуважение к личности;
9. Ложь и неискренность;
10. Вредные привычки;
11. Досуг;
12. Поведение.
Таким образом ученикам удаётся обобщить информацию, корректно сформулировать итоги исследования, а также написать сочинения на следующие темы: «Отчего возникают конфликты?», «Разрешим ли конфликт между отцами и детьми?», «Как избежать конфликтов в семье?»
Завершающим этапом исследования станет презентация проекта и оценка процесса и результата работы. Со стороны педагога на этом этапе работы необходима помощь в создании наглядного материала. Совместными усилиями получаем информативную презентацию с тезисами, проблемными вопросами, рисунками, изображениями из экранизации романа.
Итогом проектно-исследовательской деятельности, ее завершением служит рефлексия (например, написание синквейна), обсуждение работы, выявление её сильных и слабых сторон. Ученикам следует ответить на такие вопросы:
- как я оцениваю свою работу как исследователя?
- может ли мое исследование помочь молодежи и старшему поколению лучше понимать друг друга?
Заключительными словами обсуждения могут быть следующие слова учителя: «Спор «отцов» и «детей» - вечная проблема. Поэтому разговор на данную тему сегодня закончить нельзя. Пока живет человек, он должен об этом размышлять. При этом необходимо помнить вековую мудрость русского народа: «Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее», «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», индийскую пословицу: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей». И помнить слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Таким образом, организация проектно-исследовательской работы на уроках литературы считается одной из ценностей передового образования. Помимо необходимости тщательного прочтения произведения ради поиска нужных примеров, ученики ищут ответы на возникающие вопросы и в других областях науки, советуются с учителями-предметниками, развивают навыки коммуникации. Но все это невозможно без активного участия педагога-наставника. Только в сотрудничестве проектанты способны создать качественный, ценный продукт.
Приложение
Не обижайте стариков. Не надо!
Они свою большую жизнь прошли,
У них теперь одна лишь есть отрада,
Которую вы им бы дать могли!
Обрадует их добрая улыбка
И несколько простых, но теплых слов.
Их жизнь уже и так недолга и зыбка,
И вся из боли и тревожных снов.
Они живут в своих воспоминаниях
В их стариковских неспокойных снах,
Им видится война и время созиданья,
И маленькие дети на руках...
Пусть в чем-нибудь они и виноваты,
Вы не ищите злых, колючих слов.
Они-вчерашние солдатки и солдаты,
ПРОШУ-НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы
предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы
В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы.
Аннотация. В статье рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается приоритет использования данног...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Принципы и методы проектно-исследовательской деятельности...