Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы.
проект по литературе (10 класс) на тему

Аннотация. В статье рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается приоритет использования данного образовательного ресурса на уроках литературы: его способность к формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление 1. Современные технологии в образовательном и воспитательном процессе.

Проектно - исследовательская деятельность  на уроках литературы.

Савельева А.В.,

преподаватель  русского языка и литературы  

ГБУ «ПОО «АБМК»

г. Астрахань, Россия

Аннотация. В статье  рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается  приоритет использования данного образовательного ресурса на уроках литературы:  его способность к формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Ключевые слова:  исследование, инновация, метод, актуальность, творчество, проектирование.  

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания.

Формируя педагогические задачи и решая их в ходе деятельности, преподаватель русского языка и литературы надеется получить на выпуске не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также человека, умеющего применять знания, искать условия и границы этого применения,  преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных контекстах.

Анализ результатов работы позволяет задуматься о времени, о своем месте в обществе и в сердцах своих воспитанников. На память приходят слова А.П. Чехова, сказанные М. Горькому: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело…..». Педагогический артистизм - не только проявление чего-то или игра в кого-то. Это, прежде всего, состояние души, способной на время не просто быть кем–то, а по- настоящему «быть». «Быть» на самом деле педагогу помогает использование разных современных образовательных и воспитательных ресурсов, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. 

Современное обучение требует продуманной организации их самостоятельной работы, обеспечивающей успешное овладение и программным материалом, и навыками творческой познавательной деятельности. Поэтому на уроках русского языка и литературы следует  уделять особое внимание проектной деятельности обучающихся, т.к. именно она наиболее эффективна при формировании всех видов компетенций декларированных во ФГОС – личностных, метапредметных и предметных. 

Проекты по литературе отличаются большей сложностью, чем проекты по русскому языку. Именно здесь задействовано большое поликультурное пространство: значительный объём текстов, литературной критики, философских категорий, литературной терминологии, мировоззрений и биографий авторов, исторических материалов, основ мировой художественной культуры. Ученик здесь должен суметь показать важность жизненных процессов, отображённых в художественной литературе, значимость, актуальность проблем. Работа его должна носить цельный, целенаправленный характер.

Участие  учащихся в гуманитарных исследовательских проектах  должно происходить с использованием методологии исторической реконструкции. Данная методология выбрана по ряду причин, наиболее существенных для исследовательской и инновационной деятельности в современных условиях: она основывается на работе в команде (индивидуальные исследования малоперспективны); имеет междисциплинарный характер (что дает наиболее принципиальные и эффективные теоретические и практические результаты); предполагает получение натуральных, применимых в обществе и культуре продуктов исследовательской работы разного рода (альбом, костюм, 3D-модель, фильм, инсценирование и т.д.); позволяет привлечь интересный,  доступный для понимания учащихся материал; придает исследовательской работе неакадемический характер, позволяет на практическом этапе привлечь разные категории детей и взрослых. 

Примером использования метода исторической реконструкции и жанра исторической миниатюры может служить сюжет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Интерес представляет достоверный исторический фон, на котором происходило действие. И особенно то, что осталось за рамками романа, но подразумевалось, что не договорил автор. Не договорил он потому, что для его современников многие вещи, события, явления начала 19 века были знакомы и понятны. Спустя 200 лет многое совсем не понятно нашим современникам – изменился мир, изменилось сословное устройство государства и общественные отношения, изменился неузнаваемо повседневный быт. Обучающиеся должны  постараться пояснить и дополнить представление о романе на основе исследований.

Каждая учебная группа берет  для изучения сравнительно небольшой фрагмент романа и прорабатывает  его так, чтобы каждая строчка, каждый сюжет, явление или событие стали понятны всем. Для этого в проекте необходима вторая важная составляющая – творческая часть, направленная на визуализацию целого исторического периода. Эта визуализация складывается  из представления самых разнообразных вещей, отражающих эпоху – костюмов, предметов, событий, явлений – которые в совокупности и составили небольшие исторические миниатюры.

Данный проект состоит из 2 этапов: исследовательской работы, ориентированной на конечный результат и творческой части, связанной с визуализацией образов.

Исследовательская работа:

1.Работа с литературным текстом (анализ текста, выявление опорных моментов: факты, события, явления, участники, ситуация, исторический контекст, бытовой и интерьерный фон).

2.Интерпретация. Поиск основного в содержании, определение актуальной идеи. Определение формы передачи идеи, достижение выразительности. Выбор формы коммуникации.

Творческая работа включает в себя проектирование. В ходе реализации проекта могут быть написаны исследовательские работы: «Добро пожаловать в Марьино», «Две дуэли на страницах романа» , « Роман «Отцы и дети» и мы», «Страница дневника Базарова», «Неотправленное письмо Базарова».

Во время работы над проектом учащиеся освоят целый комплекс практических навыков, необходимых для дальнейшего образования и востребованных в практической деятельности: работа со сложными текстами и критическое мышление, работа с историческими источниками и поиск нужной информации, навыки проектной интерпретации и коммуникации, социокультурное проектирование, привнесение в работу творческих способностей и пр. Данный проект – это пример реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью преподавателя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого обучающегося можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2009.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

5.Ермолаева, М.Г. Современный урок. – М., 2005.

6.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается”. - М.,1998.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2007.

8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003. 

9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.

10.Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

Заявка

на участие в I Межрегиональной научно- практической конференции «Наука и образование: от теории к практике»

Направление конференции

ФИО участника полностью

Сокращенное наименование ОУ и его местонахождение, должность

Тема доклада

Адрес электронной почты участника конференции

Форма участия в конференции:

Современные

технологии в образовательном и воспитательном процессе

Савельева Анна Владимировна

ГБУ «ПОО «АБМК», г. Астрахань, ул. Н.Островского,111, преподаватель русского языка и литературы

Проектно - исследовательская деятельность  на уроках литературы

smichkova79@mail.ru

участие в конференции с публикацией доклада в сборнике

С условиями участия в конференции согласен:    Савельева Анна Владимировна

(Фамилия, имя, отчество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Принципы и методы проектно-исследовательской деятельности...

Метапредметные умения в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Статья посвящена проектной деятельности  как  интегративного ди­дактического средства развития, обучения и воспитания, которое помогает  решать нравственные задачи,...