Урок-суд "Литературный суд над Г. А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Федоськина Светлана Васильевна

Урок-суд над Г.А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sud.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

Цели:

  1. Сделать окончательный вывод о герое этого произведения, разобраться в его поступках.
  2. Использовать на уроке межпредметные связи с историей, правом, обществознанием.
  3. Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности

Тип урока: урок обобщения знаний, ролевая игра

Форма урока: урок – суд

Оборудование: мультимедийная система, раскладка портретов литературных героев романа, портрет М.Ю. Лермонтова, текст романа на каждой парте,  презентация в формате Power Point.

На доске эпиграф:   «Во мне два человека: один живёт

                                                                                     в полном смысле этого слова,

другой мыслит и душит его…»

 

Ход урока – (СЛАЙД 1)

Учитель: Сегодня мы снова говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова. Мы заканчиваем  знакомство с его романом “Герой нашего времени”. Цель сегодняшнего урока: сделать окончательный вывод  о герое этого произведения и попытаться разобраться в его поступках. (СЛАЙД 2 зачитать) Урок будет необычным. Мы построим его в виде судебного заседания .Каждый из учеников во время нашего урока побывает на месте кого-либо из героев романа или выступит в роли свидетелей  и присяжных заседателей.  Кроме того, у нас будут выступать обвинитель и защитник господина Печорина. Себе я отвожу роль судьи, оставляя за собой право задавать вопросы, делать выводы, то есть вести заседание суда. Как это у нас получится, будем судить в конце урока.

Итак, слушается дело господина Печорина Григория Александровича.  Мы должны ответить на вопрос: «Жизнь Печорина – это его вина или его беда?» Слайд 3

Прошу обвинителя и защитника занять свои места (озвучить фамилии, имена учащихся в этой роли). Господина Печорина ( в лице… назвать фамилию, имя ученика) тоже прошу сесть рядом с защитником. В должности секретаря выступает… (назвать фамилию, имя учащегося). Рассмотрим эпизоды жизни Печорина,  представленные на суд читателю Лермонтовым. Хронологически это выглядело так. (Слайд 4) Прокомментируйте, господин Печорин,  вашу жизнь.

Выступление Печорина (см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.1)

Скажите, соответствует  ли хронологический порядок  композиции романа? Восстановим строение произведения (Слайд 4). Именно по этим эпизодам мы и будем рассматривать дело Печорина. Сейчас мы предоставим слово свидетелю,  но сначала вы должны будете его назвать. (слайд 5 – зачитывает секретарь))

Выступление БЭЛЫ  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Судья: « Предоставляется

Слово обвинителю (по главе «Бела» – см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.1).

Слово защитнику (см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.1)

Слово Печорину (ПРИЛОЖЕНИЕ п.2)

Вопрос классу: Какое чувство оказалось недоступно Печорину?  Почему?

( способность любить и радоваться жизни)

Следующий свидетель уже готов дать свои показания, но сначала назовём егоСлайд 6,7 показать после того, как учащиеся узнают героя.

Выступление Максим Максимыча (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Слово обвинителю (по главе «Максим Максимыч») – ПРИЛОЖЕНИЕ п.2

Слово защитнику (ПРИЛОЖЕНИЕ п.2)

Слово Печорину.(ПРИЛОЖЕНИЕ п.3)

Вопрос к классу:  Что мы можем сказать об отношении Печорина к дружбе?

Участники следующего эпизода из жизни Печорина  так напугались его вмешательства в их жизнь, что суду не удалось их отыскать, но у этой истории есть другой очевидец, который поведает нам об этих событиях.

Судья: Слово предоставляется девушке  - ундине из провинциального городка Тамань. Расскажите, неправда ли, что между вами завязалась драка?

Рассказ УНДИНЫ об истории в Тамани (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Слово обвинителю (по главе «Тамань») – см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.3

Слово защитнику (см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.3)

Слово Печорину. (Слайд 8) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ п.4

СУДЬЯ:

«Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии». – О ком эти слова? (классу). Что он может сказать о Печорине?

СЕКРЕТАРЬ: Приглашается для выступления господин

 Грушницкий (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Для дачи показаний приглашается княжна Мери Лиговская (Слайд 9) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступление Веры (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

СУДЬЯ:

Назовите следующего свидетеля (классу): Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот так мы сделались приятелями…

Выступление доктора Вернера (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Слово обвинителю (см. ПРИЛОЖЕНИЕ п. 4)

Слово защитнику (Слайд 9 ) – ПРИЛОЖЕНИЕ п.4

Слово Печорину (см. ПРИЛОЖЕНИЕ –п.5)

СУДЬЯ: Господин Печорин, ваше отношение к судьбе выражается в следующих словах…. (Слайд 10 зачитать, сразу после показать слайд 11)

И сейчас настало время нам ответить: виновен ли Печорин в том, что его жизнь оказалась причиной несчастья многих людей? Чувствовал ли он сам свою вину, страдал ли от этого?

После рассуждений класса (Слайд 12)

СУДЬЯ: Хотелось бы предоставить слово ранее не заявленному свидетелю В.Г.Белинскому (см. Приложение)

Прения сторон обвинения и защиты.(ПРИЛОЖЕНИЕ –п.5)

Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемому. У вас есть что сказать? (ПРИЛОЖЕНИЕ  ПЕЧОРИН - п.6)

Судья:  Господин прокурор, господин адвокат, господа свидетели! Заслушав обстоятельства этого дела и показания подсудимого, суд считает Печорина Григория Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи, но не выносит никакого наказания, потому что: “Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.

Учитель: Ребята основная часть урока закончена, но мне бы хотелось услышать ваше мнение. Прав ли был судья, что признал виновным Печорина, но не вынес никакого наказания? (Обращаясь к аудитории)

 Вопрос к классу: Виновен или нет? В чем трагедия Печорина?

ВЫВОД: Слайд 13. Печоринское время - это 30 – 40 годы 19 века. Помните, как герой скажет: «Я имел несчастие родиться в один прегадкий вечер».

Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастие, когда, говоря словами Герцена, «кругом никто и ничто не знало живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, скрывать свои мысли, заменять действия их видимостью.

Россия превратилась в огромную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой трагической стала судьба передовых людей!

У Печорина действительно были «необъятные» нравственные силы, породившие в нём глубокую безысходную грусть, трагедия героя – в его одарённости, незаурядном интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции.

“Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.  – эти слова мы можем с полной уверенностью отнести к Печорину, время, в которое он родился, общество, в котором он вырос, не дали возможности проявить его личности то, что было в нём заложено с рождения.

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что сегодня нам всем было трудно. Трудно порой разобраться в своей собственной жизни, а в жизни и тем более в душах других – ещё труднее. Мы сегодня убедились в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

 – Спасибо ребята, за урок, вы сегодня хорошо поработали, и , конечно, всем выступающим сегодня я ставлю наивысший балл. Думаю,  произведение вас заинтересовало, и вы с удовольствием его прочитали. А подытожить наш урок мне бы хотелось словами самого Лермонтова из стихотворения «ДУМА» (1838г.):

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

1838

Рефлексия: Удался ли нам с вами литературный суд над героем?

Чье выступление вам понравилось больше?

Домашнее задание: Попробуйте письменно дать ответ на вопрос: «Жизнь Печорина – это его вина или беда?»

ПРИЛОЖЕНИЕ (выступления литературных героев заранее готовят ученики).

Обвинение.

1. В ходе следствия установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастье им. Он бесцельно вмешался в жизнь и дела мирных контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев: отнял у Казбича самое дорогое – коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал виновником смерти Бэлы и её отца, Обидел близкого человека – Максима Максимыча. В то же время, он себя не чувствовал несчастным, не сильно уж и страдал. Почему Печорин решился на похищение девушки? Невооруженным глазом можно увидеть эгоизм  этого человека, его привычки считаться лишь с собственными желаниями. Он способен к постоянному глубокому чувству, его нежелание поступиться собственными привычками и прихотями ради счастья другого. Мы не можем не осудить его за то, что он принёс несчастье всем людям, которые встретились с ним.

2. Находясь когда – то в приятельских отношениях с штабс – капитаном, вы заставили страдать этого человека, которого огорчало ваше небрежение. Вы его холодно встретили, хотя с приветливой улыбкою. Старик же в первый раз в жизни, может быть, бросил дела служебные для собственной надобности и как же он был награжден!!! Волновался добрый старик, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда – то немало тревог и огорчений. Максим Максимыч отказывался от чая, не спал всю ночь, забыл о служебных обязанностях: на другой день, боясь не застать Печорина на станции, он бежал от коменданта что есть мочи. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из – под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин? Не прибеги Максим Максимыч вовремя, он уехал бы, не вспомнив о нем.

3. Да, поступок Печорина бесцелен. Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит сам обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» Не правда ли, что это жестоко?  (По главе Тамань)

4. Итак, мы увидели в ходе заседания, что Печорин разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» стал в отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только принёс страдания.

5. Печорин – «это Онегин своего времени». Он бешено гоняется за жизнью, ища её повсюду. Печорин горько обвиняет себя в своих заблуждениях, он сам себе судья, самый беспощадный. Печорин – часть того мира, который он сам отрицает, и в этом его трагизм. Обвинение считает Печорина Григория Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи, но в качестве наказания просит выслать его из Персии, потому что: “Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.

Защита.

1 Я хотел сказать, Ваша честь, что у него несчастный характер: воспитание ли его сделало таким, бог ли так его создал; не знаю; знаю только то, что если он причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой его молодости, с той минуты, когда он вышел из опеки родных, он стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти ему опротивели. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала его воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…. Он стал читать, учиться, науки также надоели; он видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда ему стало скучно…. Вскоре его перевели на Кавказ: это самое счастливое время в его жизни. Он надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц он так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, – и ему стало скучнее прежнего. Поэтому он увлёкся Бэлой.

2.Дело в том, что Печорин – человек скрытного характера, даже глаза его никогда не смялись. Вам не случалось встречать такие странности у некоторых людей? Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, к чему я больше и склоняюсь. При всем сочувствии к Максиму Максимычу мы понимаем, что он и Печорин – люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к старику – это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.

3. Я протестую, господин, прокурор! Печорин – романтик! Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своём приключении он видит что- то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового натуру. Он так молод, неопытен.

Ему всё интересно, он должен чем- то занять себя, наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка.

Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А всё потому, что ему интересны сами люди. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва не пошёл ко дну!» Это, бесспорно, вызывает сочувствие. (По главе Тамань)

4.Господа! Как трагически звучат эти слова. Мне понятно состояние Печорина. Вспомните людей его круга, их нравы. В их среде нет места для серьёзных раздумий, духовной жизни, нет места благородству и честности, и Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умён и выше окружающих, но он одинок. И это его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина. (По главе «Кн. Мери»)

5. Господа! Можем ли мы после всего услышанного обвинить Печорина во всех несчастиях? Наверное, вы убедились, что перед нами незаурядный человек, обладающий таинственной силой, нравом гордым и непобедимым. Такой человек может внушить любой женщине глубокую любовь. Но он не был понят людьми. Отсюда Печорин одинок и несчастлив. Все его полступки, авантюры – стремление разуверить себя в трагизме своей судьбы.

Печорин.

1.Я был выслан из Петербурга за дуэль. По дороге к месту своей новой службы задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. Будучи от природы любознательным, я решил постигнуть тайны их жизни. Но меня ждало горькое разочарование: оказывается, в этой романтической истории не было никаких тайн. Я понял, их деятельность обусловлена жизненной необходимостью. Поверьте, я никому не хотел зла. Затем я недолго служил в одной казачьей станице, где был ранен и после этого направлен для лечения в Пятигорск. После дуэли с Грушницким, я  оказался в крепости на Кавказе, там под пулями горцев я надеялся излечиться от скуки, но, увы, этого не произошло.

Когда я увидел Бэлу в своем доме, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления, м. б. больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало, к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство; путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, – только не в Европу, избави боже! – поеду в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!

3.Простите, я невольно обидел старого приятеля, да и … «Мне было пора… Для меня все прошедшее мучительно…Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч…Благодарю, что не забыли…Ну, полно, полно! – неужели я не тот же? Что делать?...Всякому своя дорога..»

4. Я признаюсь, что в «Тамани» я совершал совсем не героические поступки. Дело в том, что я не понимал действительных причин интереса ко мне «ундиной».

                Необдуманно сел в лодку, несмотря на то, что не умел плавать, кроме того уступил в ловкости девушке … В конце концов я оказался жертвой: у меня украли шкатулку, шашку, мне ничего не оставалось, как примириться со свершившимся, потому что, действительно, не смешно ли было жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а 18-летняя девушка чуть-чуть не утопила.

 5. Если вы думаете, что я добивался любви Мери из мелких эгоистических побуждений, хотел посмеяться над её чувствами, то глубоко ошибаетесь. Я просто хотел вырваться из лицемерного светского круга, найти смысл в чём-то чистом и светлом. Но я ничего не добился. Я уже во всём разочаровался. Не верю даже в дружбу. У меня нет никаких идеалов..Я долго наблюдал за Грушницким и понял, что тот надел на себя маску во всём разочарованного страдальца, и эта шутовская комедия меня начала раздражать Грушницкий оскорбил во мне человека, привыкшего строго судить самого себя и других. Я понял, что конфликт неотвратим. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывёт отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..Я его также не люблю: я чувствовал, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать.

6. Заключительное слово Печорина: Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было моё назначение высокое, потому что я чувствую в душе соей силы необъятные…Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни… И может быть, я завтра умру!... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно…

 

БЭЛА: «С того дня, как я увидела Печорина, он часто грезился мне во сне, ни один мужчина никогда не производил на меня такого впечатления. Мы были счастливы! Но часто я чувствовала себя одинокой и ненужной. Бывало, уйдет он на охоту, а я придумываю себе разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченцы утащили в горы…А потом мне уже казалось, что он меня не любит…Если он меня не любил, то кто мешал ему отослать меня домой? Я его не принуждала. Я не раба его, я  - княжеская дочь!»

МАКСИМ МАКСИМЫЧ: - Я простой человек, но могу сказать, что Печорин – странный человек, хотя и славный малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один-на-один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

…наделал он мне хлопот, не тем будь помянут! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

Мы прожили вместе в крепости немалое время, подружились, мы были как одна семья, многое пережили, пережитое нас сблизило. Особенно история с Бэлой. Для него она стала всего лишь очередной игрушкой. Печальная история, и закончилась тоже печально. 
- Да и меня он сильно обидел – такой холодной была наша последняя встреча. Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»

УНДИНА:

Я – Ундина – дитя морей. Я хочу заявить, что вот этого человека вижу  второй раз в жизни, но я думаю, что он способен убить человека, потому что когда он приехал в наш городок, он преследовал меня – где я ни появлюсь – сразу появляется он. Однажды он меня подловил и пригласил покататься на лодке – мы любовались небом, он говорил красивые слова…Потом он предложил мне поменяться местами, ударил меня веслом и столкнул в воду. Меня спасло только то, что я умею плавать.

Судья: Правда ли, что между вами завязалась драка?

Ундина: Но ведь он всё видел и мог донести. Я его просила держать под замочком то, что он знает. Вот я и пригласила его ночью выйти на берег … Да, между нами завязалась драка , но он оказался сильнее…и столкнул меня в воду.

ГРУШНИЦКИЙ:

«Знаешь ли, Печорин, был день, когда ты рассердил Мэри. Она нашла, что это неслыханная дерзость; я насилу тогда мог уверить ее, что ты хорошо воспитан и так хорошо знаешь свет, что не мог иметь намерения ее оскорбить; она говорит, что ты верно о себе самого высокого мнения. Я вам говорил так: «Послушай, пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем. Но….»

«… я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места…»

Княжна МЕРИ  ЛИГОВСКАЯ: «С господином Печориным я познакомилась не так давно в Пятигорске. Мне он показался самоуверенным и любящим себя человеком. Но я чувствовала, что в нем есть доля доброты и нежности. Мне очень нравится господин Печорин, не буду этого скрывать. Но я еще не поняла, а что он чувствует ко мне, есть ли это любовь или просто увлечение…

Я видела, что с Грушницким они конфликтовали. Но не придавала этому большого значения. Полагаю, что Грушницкому я тоже нравилась, что он испытывал ко мне нежные чувства. Но что их конфликт приведет к дуэли?! Этого предположить не могла. Я прошу суд о снисхождении к Печорину, потому что он согласился на дуэль не по злобе – Грушницкий сам этого хотел. С Печориным у нас были незначительные разногласия, но, подчеркиваю, незначительные! К Грушницкому я испытывала нежность, но не видела себя в роли супруги ни того, ни другого, хотя Печорин мне по духу ближе. Наши отношения оставались дружески – романтическими. А со стороны Печорина даже в некоторой степени рыцарскими.

Спасибо за внимание, Ваша честь

ВЕРА:

Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую нежность, независящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.

Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

…Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? — Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла всё на свете…»

ВЕРНЕР: Мы с Печориным скоро поняли друг друга и сделались приятелями, часто вели разговоры философско – метафизического направления, среди многочисленного и шумного круга молодежи, толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях: Я был всегда уверен только в одном: что в одно прекрасное утро умру. У Печорина же «кроме этого, есть убеждение, - именно то, что…в один прегадкий вечер имел несчастие родиться» . Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но это его не смутило. Меня удивило спокойствие Печорина, но ещё больше поведение на дуэли: Он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так что даже при лёгком ранении смерть для него была неминуема. 

Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет. То, как хладнокровно он убил человека, поразило меня. Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки. После дуэли я пришел проститься с Печориными сказал ему: «…начальство догадывается, и хотя нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее…Я пришел вас предупредить. …Доказательств против вас нет никаких и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...

План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудо...

Урок-спектакль для старшеклассников " Суд над Печориным "по произведению М .Ю. Лермонтова " Герой нашего времени"

                Форма:. Урок-спектакль. Цели: 1) Обобщить знания учащихся о характере Печорина, романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени&r...

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...