Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
статья по литературе (9 класс) на тему
Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabrannyy_tekst_1.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Андриенко Е.А. гимназия №42
К изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова первый в русской литературе психологический роман, и один из современных образов этого жанра.
Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа. Печорин постоянно занят самокопанием, самоедством – его беспокоят внутренние противоречия собственных стремлений и поступков.
Знакомясь на уроках с записками Печорина, мы получаем возможность судить его непредвзято и беспристрастно. Именно судить, осуждать, поскольку суждение и осуждение направляются здесь не против человека, но против того греховного состояния души, какое отпечатлено Лермонтовым в образе Печорина. В нём нет смирения, оттого он не сознает собственные пороки.
Тихон Задонский сказал: «Погубляет человека не величество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце». (Грех – нарушение заповедей Божиих). Если проследить поведение и размышление главного героя лермонтовского романа, то он чист только против девятой заповеди: лжесвидетельством он своей души не пятнает.
О первых четырех заповедях, объединенных общим понятием любви человека к Создателю, говорить по отношению к Печорину бессмысленно. О почитании Печориным родителей (заповедь 5) в романе умалчивается.
Шестую заповедь «не убий» Печорин нарушает, выйдя на дуэль с Грушницким.
Седьмую заповедь (о прелюбодеянии) Печорин нарушает многократно, не задумываясь о том ни на миг.
Восьмая заповедь («не укради») нарушается вопиюще, ибо выкрадывается не вещь, но человек (княжна Бэлла), да и в похищении Карагеза Печорин причастен непосредственно.
В зависти (десятая заповедь) он признается сам себе, хотя и без раскаяния: «Признаюсь, ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…»
Обо всем этом мы говорили не для обличения Печорина. Важно понять, что исповедуется о перед самим собой, собственной совестью. И это он не считает греховным. Гордыня его слишком велика. Герой романа говорит: «Да будет воля моя». Он этим живет, это движет всеми его действиями.
А что в исходе? А в исходе – смерть и страдания человеческие, как ни презирай он Грушницкого и ни пожимай равнодушно плечами перед слезами княжны. Во всем этом отражен общий бесчеловеческий закон разрушающего начала.
Литература:
- М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1964г;
- В. С. Соловьев «Литературная критика». М., 1990г;
- М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Том 1. М.;
- Д. С. Мережковский. Лермонтов. Гоголь, СПб;
- Православие и русская литература, М., 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе 9 кл по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" "Портрет Печорина"
Разработка урока "Портрет Печорина"...
"Образ Печорина в эпизоде "Погоня" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок в 9 классе
На уроке "Образ Печорина в эпизоде "Погоня" используются методические приемы: "Знаю-хочу узнать-узнал" и "Чтение с пометками", которые позволяют учащимся взглянуть на героя с разных точек з...
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера
Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...
"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получа...
Печорин и его "двойники" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Презентация к уроку по анализу образов Печорина, Грушницкого и Вернера....
Урок литературы "Загадка образа Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Геройнашего времени")
Урок посвящен анализу образа главного героя романа...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...