Конспект урока литературы в 9 классе "Загадки Печорина" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Зигангараева Зоя Лотфуллаева

урок литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_._zagadki_pechorina.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-беседа.

Цель: заинтересовать учащихся личностью загадочного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию. Формировать представление о психологизме в романе.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока

1. Мотивация

Читает учитель:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
<…>
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

- Откуда эти строки? (Дума)

- Как связано ст. с романом «Герой нашего времени»?

Проверка дз.

Тест на знание текста.

Давайте обратим внимание на название романа.

Герой –

  1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения.
  3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

-Герой нашего времени. «Наше время» - это чье? (Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова).

Учитель: Лермонтов сказал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». (ключевое слово – поколение).

 - Что вы можете сказать о поколении Лермонтова?

Ученик характеризует эпоху 30-х годов 19 века.

Выступление Валерии.

Вывод: Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 2 минуты

У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.

Например:

«Что я знаю о Печорине?».    

Умный человек

Эгоистичный                                    

Подчиняет людей своей воле

Не способен на сильные чувства

Холодный

Учитель: Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание. 

(Дети работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения)

Во время парной работы происходит двойной эффект:

  • Происходит приращение мнений о Печорине за счет другого ученика;
  • Под сомнение ставятся личные взгляды.

Например:

Уважает только равных себе по интеллекту    

Никого не любит (сомневаюсь)

Обсуждение

Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.

И сегодня мы попытаемся понять, чем же он интересе. Тема нашего урока «Загадка Печорина»

Эпиграфом урока могут служить слова другого великого поэта:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
А.С.Пушкин

Какую цель поставим на уроке?

- Разгадать загадку.

 Зачем это нужно? Где это может понадобиться в жизни?

II. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

- Какие пороки есть у Героя? Какие из них присущи целому поколению?

Работа в парах. Поработаем с текстом. Предлагаю выбрать одну из глав, через поступки героя показать его негативные и позитивные стороны и попытаться найти причины такого поведения.

Глава «Бэла»

Минусы

Герой совершает ряд неблаговидных поступков: похищает горянку Бэлу, становится причиной разрушения её семьи, разбойник Казбич потерял любимого коня по вине Героя.

Отрицательные качества личности, которые мы здесь наблюдаем:

Он думает только о себе и собственном удовольствии, совершенно не жалеет людей, причиняет им страдания. Он играет людьми, как игрушками. Он страшный эгоист. Он манипулирует людьми – заставляет их делать то, что ему нужно. Б. любила его, а он увлёкся ею на короткий срок. Значит, в его характере есть непостоянство. Может, неспособность любить вообще. Боится стука ставни. Простывает от сквозняка. Подлость по отношению к Казбичу.

Плюсы

Cильная личность. Умеет подчинить себе людей, обаятелен. Он привлекает людей – ММ, Бэлу, Азамата. Страдает, если виновен  в страдании других. Страдает после смерти Бэлы.

Глава «Максим Максимыч»

Герой обижает ММ, не ответив на его приветствие так, как того ожидал старик, доводит его до слёз своей холодностью. Здесь проявляется скрытность героя, эгоизм, возможно, равнодушие к людям. ММ относился к нему, как к сыну. Герой, у которого, видимо, нет близких, отвергает и ММ, стремится отгородиться от него. Мы видим, как он относился бы к своему отцу. Кроме того, ММ был приятелем П. и хотел надеяться, что другом. П разрушает и дружеские связи тоже.

Почему? ММ тоже виновен в смерти Бэлы. Это он пересказал Герою подслушанный разговор.

Плюсы: сдержан в проявлении эмоций, не выставляет чувства напоказ – хорошее мужское качество. Не боится смерти. Красив внешне. Обладает писательским талантом.

Таким образом, приходим к выводу, что П. – крайне противоречивый человек. Эти противоречия начинают проявляться сразу, как только герой прибыл в крепость (сослан туда за дуэль с Грушницким). Что говорит об этом ММ? «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен»

Противоречия мы видим и в главе «ММ»: портрет героя насыщен антонимичными словами (примеры)

Работа с портретом Печорина.

Какое качество самое худшее в Герое? Эгоизм, эгоцентризм. Откуда это в нём? (Душа испорчена светом). Только ли общество виновато в том, что он такой?

Какое самое лучшее? Обаяние личности. Способность судить себя за проступки.

Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Характер Печорина сложен и противоречив.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика.

  • Печорин и Парус.
  • Печорин похож на Демона.
  • Сходство Онегина и Печорина.
  • Лермонтов и Печорин.

III. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

Итак, мы попытались разгадать загадку Печорина. К каким выводам мы можем прийти?

  • Печорин – крайне противоречивая сильная личность.
  • Он имеет сходство с некоторыми литературными героями и даже с самим автором.
  • Он обладает особой притягательностью.
  • Он является лишним человеком.
  • Он портрет целого поколения.

IV. Подведение итогов урока

Итак, вернемся к началу, изменилось ли ваше мнение о герое. Сравните первые записи в начале урока и в конце урока.

Какой вывод можно сделать для себя? Не следует судить о человеке поверхностно, по первому впечатлению. Необходимо разобраться в поступках и характере человека.

Итак, что делали на уроке? Разгадывали загадку Печорина. Добились цели? Частично. Чтобы завершить разговор, необходимо дочитать роман до конца. Домашнее задание: чтение главы «Фаталист».

Загадка Печорина

Поступки Печорина

Положительные кач.

Отрицательные

 

 

Вывод:

Загадка Печорина

Поступки Печорина

Положительные кач.

Отрицательные

 

 

Вывод:

Лист оценки.

ФИО____________________________________________

1. Тест на знание текста.

2. «Что я знаю о Печорине?». (одно определение = 1 б)

3. Работа с текстами. «Бэла», «Максим Максимыч». Макс. балл «5»

Бонус от учителя.

ИТОГ

Лист оценки.

ФИО____________________________________________

1. Тест на знание текста.

2. «Что я знаю о Печорине?». (одно определение = 1 б)

3. Работа с текстами. «Бэла», «Максим Максимыч». Макс. балл «5»

Бонус от учителя.

ИТОГ

Лист оценки.

ФИО____________________________________________

1. Тест на знание текста.

2. «Что я знаю о Печорине?». (одно определение = 1 б)

3. Работа с текстами. «Бэла», «Максим Максимыч». Макс. балл «5»

Бонус от учителя.

ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ « В.Г.Распутин – голос своего времени» .

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПУБЛИЦИСТИКЕ В.Г.РАСПУТИНА...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Урок литературы в 9 классе. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Технологическая карта двух уроков, являющихся обобщением материала по роману М.Лермонтова "Герой нашего времени"...