Главные герои романа И.Гончарова "Обыкновенная история"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Материал взят из интернета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главные герои романа И. Гончарова “Обыкновенная история”

Действие романа Гончарова “Обыкновенная история” происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все “прелести” жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, героюпроизведения потребовалось ровно пятнадцать лет.

Посмотрим, как изменялся главный герой “Обыкновенной истории” на протяжении всего романа. Первое мнение о нем складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда Александр спал, “люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина”, — явно видно, что ребенок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: “Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью”. Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени-Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил его, — что надо делать дело.

В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения. Прошло два года. Юноша превратился в мужчину, возмужал, стал более уверенным в себе и, что самое главное, “стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не все одни розы, а есть и шипы”, дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника.

Теперь тот уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт. Но вот Александр влюбился, и ведет он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения принимает в спешке. И все так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретенную было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль графа Новинского. Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых. Но время — великий лекарь: уже год спустя он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, - и, наконец, страсть в нем выдохлась. Однако молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения.

Только теперь виноватыми стали не так “коварно обманувшие” его граф и Наденька, а все люди — такие низкие, слабодушные, мелочные. Он даже нашел книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей. Очередной переворот в его душе связан с баснями Крылова. Дядя, до мозга костей возмущенный поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни “Зеркало и Обезьяна”, показал Александру его роль мартышки. Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки, и неизвестно, что бы он сделал с собой после трепки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении — поухаживать за некой вдовой. После этого Александр почувствовал, что не все еще потеряно, что он еще кому-то нужен.

А ведь все еще молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись (“Как же это подло и низко”), все же соглашается. И берется за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился. Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, однако потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка. Но любовь их была слишком сильна, а следовательно, чрезвычайно деспотична, такая любовь быстро надоедает, что и произошло. И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым. Адуев пытался умертвить в себе духовное начало, но оно было развито в нем слишком сильно и не сдавалось без боя.

И хотя Александр сумел заставить себя не влюбляться, однако поневоле стал “обворожителем”. Пусть он и говорил, что любовь Лизы — скука, сам постоянно ездил к ней на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка. Если раньше молодой человек мучил любовью себя, то теперь он собирался мучить девушку — видимо, самолюбивое желание “взять реванш”. Но у Лизы был добрый и мудрый покровитель — ее отец. Он не только предостерег свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному “обворожителю”, после которого Александру захотелось покончить собой, однако не тут-то было, слова его — всего лишь слова, духу у него не хватило.

Потом была поездка в театр вместе с тетушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тетушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди. Дядя посоветовал ехать в деревню — Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный прием и любящая мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре “угождения матери стали докучны, а Антон Иваныч опротивел; надоел и труд, и природа не пленяла”. Очевидно все же, что Александру нужен был труд.

Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по “большой” жизни: в деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в именим. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки. Другой персонаж, которого также в какой-то степени можно назвать главным, — дядя Александра, Петр Иванович Адуев. Он в свое время прошел такой же путь, как и его племянник, но Петр Иваныч не любит рассказывать об этом. Вроде бы он изменился как-то сразу, без подготовки, но на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину — не в деньгах счастье.

Петр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем положение в обществе и презренный металл. И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Очевидно, Петр Иваныч ужаснулся в душе, плюс еще его болезнь, слабость жены и ее полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с ее мужем. Все эти факторы сделали свое дело — Петр Адуев вышел в отставку. Время — вот что налагает на героев Гончарова определенные черты. Один — в потенциале романтик, которого “засасывает” среда, другой — человек своего времени, который, как оказывается, не может в нем жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.9 класс (базовый уровень)....

План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудо...

Главные герои романа В. Гюго "Отверженные"

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...

Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...

Главные герои романа И.Гончарова "Обыкновенная история"

Посмотрим,как изменился главный герой на протяжении всего романа....

Урок-суд "Литературный суд над Г. А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок-суд над Г.А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...