Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Федоськина Светлана Васильевна

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером, И. И. Дмитриевым. Продолжить знакомство с жанром басни в творчестве И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_fedoskina_s.v.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

1

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Федоськина Светлана Васильевна

2

Место работы

Республика Мордовия, Чамзинский район, п. Чамзинка, МОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»

3

Должность

Учитель

4

Предмет

Русский язык и литература

5

Класс

5

6

Тема и номер урока в теме

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.  (1-й урок)

7

Базовый учебник

Литература 5 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

8.  Цель и задачи урока

Цель:

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером, И. И. Дмитриевым. Продолжить знакомство с жанром басни в творчестве И.А. Крылова.

Задачи:

- обучающие

  • Дать понятие  басни как старейшего жанра литературы
  • Вывести  художественные особенности басни как эпического жанра
  • Подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях

- развивающие

  • Развивать навыки выразительного чтения басен, логическое мышление, память, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других

- воспитательные

  • Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, басенному жанру, любовь и уважение к художественному слову, понимание общечеловеческих ценностей.

9. Тип урока:

Урок усвоения понятий (комбинированный)

10. Формы работы учащихся

Коллективная, самостоятельная, работа с компьютерной моделью

11. Необходимое техническое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор,  презентация;  (http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html) – ЭУМ-типа         «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова».    (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77924e3e-e1cd-dbc2-818e-97afcba6fa26/view/) – Аудиозаписи         художественного чтения произведений русской поэзии.  (http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html) – ЭУМ И-типа «Анализ басенного         творчества И.А. Крылова»

12.  Структура и ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Сообщение целей урока – 1 мин.

3. Работа с эпиграфом – 3 мин.

4. Вступительное слово учителя об истоках басенного жанра – 10 мин.

5. Слово учителя об И.А. Крылове – 8 мин.

6. Анализ басни «Ворона и лисица» - 6 мин.

7. Чтение басни «Свинья под дубом» - 1,5 мин.

8. Анализ басни «Свинья под дубом» - 3 мин.

9.  Разгадывание кроссворда – 1,5 мин.

10. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (самостоятельная работа) – 5 мин.

11. Итоги урока, выводы – 2 мин.

12. Рефлексия — 2 мин.

13. Домашнее задание – 1 мин.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

 (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организационный момент

2

2

Сообщение целей урока

1

3

Работа с эпиграфом

3

4

Вступительное слово учителя об истоках басенного жанра

http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html

демонстрация

просмотр

10

5

Слово учителя об И.А. Крылове

http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html

демонстрация

просмотр

8

6

Анализ басни «Ворона и лисица»

5

7

Чтение басни «Свинья под дубом»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77924e3e-e1cd-dbc2-818e-97afcba6fa26/view/

демонстрация

прослушивание

1,5

8

Анализ басни «Свинья под дубом»

анализирование

3

9

Разгадывание кроссворда

демонстрация

1,5

10

Игра «Копилка крылатых слов и выражений»

самостоятельная работа

5

11

Итоги урока. Выводы

2

12

Рефлексия.

анализирование

2

13

Домашнее задание

1

Приложение к плану-конспекту урока

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова».

ЭУМ-типа, информационный

Литературный пазл

http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html

2

«Анализ басенного творчества И.А. Крылова»

ЭУМ  И-типа, информационный

Литературный пазл

http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html

3

Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии.

mp3, информационный

аудиозапись

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77924e3e-e1cd-dbc2-818e-97afcba6fa26/view/

Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова.

План-конспект урока литературы          

Цель:

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером, И. И. Дмитриевым. Продолжить знакомство с жанром басни в творчестве И.А. Крылова.

Задачи:

- обучающие

  • Дать понятие  басни как старейшего жанра литературы
  • Вывести  художественные особенности басни как эпического жанра
  • Подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях

- развивающие

  • Развивать навыки выразительного чтения басен, логическое мышление, память, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других

- воспитательные

  • Воспитывать интерес к творчеству И.А. Крылова, басенному жанру, любовь и уважение к художественному слову, понимание общечеловеческих ценностей

Тип урока:

Урок усвоения понятий (комбинированный)

Формы работы учащихся:

Коллективная, самостоятельная, работа с компьютерной моделью

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,          (http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html) – ЭУМ-типа «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А.         Крылова».    (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77924e3e-e1cd-dbc2-818e-97afcba6fa26/view/) – Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии.  (http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.html) – ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»

Структура и ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Сообщение целей урока – 1 мин.

3. Работа с эпиграфом – 3 мин.

4. Вступительное слово учителя об истоках басенного жанра – 10 мин.

5. Слово учителя об И.А. Крылове – 8 мин.

6. Анализ басни «Ворона и лисица» - 6 мин.

7. Чтение басни «Свинья под дубом» - 1,5 мин.

8. Анализ басни «Свинья под дубом» - 3 мин.

9.  Разгадывание кроссворда – 1,5 мин.

10. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (самостоятельная работа) – 5 мин.

11. Итоги урока, выводы – 3 мин.

12. Домашнее задание – 2 мин.        

Ход урока        

I. Приветствие учащихся. Организационный момент.        
II. Вступительное слово учителя. (Комментарии к презентации (слайды 1-5) Сопровождение урока. ppt).

III. Работа с эпиграфом.

Люблю, где случай есть,        
        Пороки пощипать        
И.А. Крылов

- Как вы понимаете строки эпиграфа? Покажите это на примерах знакомых басен И.А. Крылова.

IV. Вступительное слово учителя об истоках басенного жанра        
Одним из старейших жанров (qanre— (франц.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.        
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты. (Демонстрация ЭУМ-типа «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»)        
        (Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение»,         «аллегория»)
V. Слово учителя об И.А. Крылове. (презентация: слайды 6-9)         
        Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Об раз матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь - именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла, поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.
        Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журнала («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.
При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности. В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии. В Летнем саду был установлен памятник (Скульптор Клодт (слайд 10))                                                                                                                                                         (Демонстрация ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»)
VI. Анализ басни «Ворона и лисица»        
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?        
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?        
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение?        
4. В чем заключается глупость Вороны?        
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной?        
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно         оценивать свои способности, возможности.)        
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? (обсуждение)        
VII. Чтение басни «Свинья под дубом» ( ЭОР - Аудиозаписи художественного чтения         произведений русской поэзии.)

VIII. Анализ басни «Свинья под дубом».         
1. Интересна ли басня?        
2. Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой?        
3. Кто такой невежда? (неучёный, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвящённый).
4. Объясните аллегорию басни (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещенья (жёлуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)        
5. Можно ли сказать, что автор осуждает свинью?        
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (отчаяние, беспомощность, укор)        
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?        
8. Чему вас научила эта басня?

IX. Разгадывание кроссворда (презентация: слайд 11)

X. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (самостоятельная работа) (презентация: слайды 12-13)

На слайде – таблица, а перед вами, на столе – листок со строками басен, в которых заключена мораль. Вы должны выбрать название басни, а потом прочитать строки, в которых заключена мораль. Из басен выпишите крылатые слова и выражения. (самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)        

XI. Итоги урока, выводы.        
Вывод:
        И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.        
        В.Г. Белинский говорил: «Всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».


        Хочется закончить наш урок стихотворением Михаила Исаковского, посвященным И. А. Крылову:        
(презентация: слайд 14)        

Кто не слыхал его живого слова?        
Кто в жизни с ним не встретился своей?        
Бессмертные творения Крылова        
Мы с каждым годом любим всё сильней.        
Со школьной парты с ними мы сживались,        
В те дни «Букварь» постигшие едва,        
И в памяти навеки оставались        
Крылатые крыловские слова!        

Забавой он людей исправил.        
Сметая с них пороков пыль;        
Он баснями себя прославил,        
И слава эта наша быль.        
И не забудут этой были        
Пока по-русски говорят:        
Её давно мы затвердили,        
Её и внуки затвердят.        

XII. Рефлексия.        
XIII. Домашнее задание.        
        Прочитать наизусть басню на выбор, соблюдая необходимые интонацию, жесты, мимику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова

Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...