Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
- Литература.
- 5 класс.
- Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
- Базовый учебник – Литература, 5 класс, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
- Цель урока:обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.
- Задачи:
Развивающая:совершенствовать навыки выразительного чтения басни,
Обучающая:расширять представление о басне, формировать умение находить мораль в басне,аллегорический смысл.
Воспитывающая: делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
- Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний)
- Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игровая.
- Необходимое техническое оборудование:презентация «Жанр басни в творчестве И. А. Крылова, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебники, тетради.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока:
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Электронное задание «Решение тестов».
ЭОР
Кроссворд.
http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/10/test5_jcross_rar_10899.rar
2.
Просмотр мультфильма по басням Крылова И. А.
ЭОР
Видеофрагмент.
http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/1272737/
3.
Электронное задание. «Решение тестов». Вариант 1и2
ЭОР
Тест
4.
Электронное задание. «Решение тестов». Вариант 3.
ЭОР
Тест
http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
Цель: обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения басни.
Задачи урока:
- Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения басни,
- Обучающая: расширять представление о басне, формировать умение находить мораль в басне, аллегорический смысл.
- Воспитывающая: делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала и усвоения новых знаний)
Метод: обучение в диалоге.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игровая.
Оборудование: презентация «Жанр басни в творчестве И. А. Крылова, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебники, тетради.
Ход урока
- Слово учителя. Повторим, что такое басня и из каких элементов она состоит.
Басня — краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного — два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т. е. формулирует мораль. - Чем басни помогают нам? (Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней.)
- Электронное задание «Решение тестов» Повторение. http://www.openclass.ru/node/62097 http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2009/10/test5_jcross_rar_10899.rar
- Просмотр мультфильма по басням Крылова И. А. http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/1272737/
- Слово учителя. Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из показанных басен; напоминают, что басня состоит из двух частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.(при инсценировании на слайдах иллюстрации к басням)
- Инсценирование и анализ басни «Ворона и лисица».
Анализ басни по вопросам:
- Кто главные герои басни?
- Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
- Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
- В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
- Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.
- В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
- Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
- Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
- Самостоятельная работа. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи? Записать в тетрадь.
- Работа с басней «Волк на псарне», ее анализ.
- Сообщение подготовленного учащегося «У каждой басни Крылова своя история».
Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».
- Инсценирование басни «Волк на псарне».
- Электронное задание «Решение тестов» вариант 1 и 2
http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121
- Вывод. Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.
- Физминутка.
- Инсценирование басни «Свинья под дубом».
- Электронное задание «Решение тестов» вариант 3
http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/714121
- Анализ басни по вопросам:
- Интересна ли басня
- Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
- Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)
- Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
- Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
- Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
- Актуальна ли мораль басни в наше время?
- Чему вас научила эта басня?
- Итог урока. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт. Знакомство с последним слайдом.
- Домашнее задание. Выписать из басен выражения, ставшие крылатыми. Составить кроссворд по полюбившейся басне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова
Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Творчество И.А.Крылова. Жанр басни"
В презентации представлены портреты баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов), отрывок из басни "Ларчик", иллюстрации к басням И.А.Крылова....
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...