И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрость народа, его житейской философии. Но многие басни написаны по какому-то определенному поводу, поэтому их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности своего времени героями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl._i.a.krylov.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Агалатовская СОШ»
Учитель Серебрякова И.Ю. Литература в 5 классе (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
Тема: И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом»
Тип урока: изучение нового материала
Образовательные цели:
–научить раскрывать художественный смысл басни;
–познакомить с жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом»;
–учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;
–давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке
Развивающие цели:
– развивать навыки стихотворного текста;
–формировать способность аргументировано высказывать своё мнение;
– учить самостоятельно искать решение проблемы;
– развивать познавательный интерес к чтению басен;
– развивать навыки характеристики литературных героев
Воспитательные цели:
– воспитывать умение выслушивать мнение собеседника;
– учить самостоятельно преодолевать трудности;
– формировать навыки культурного общения;
– уметь применять на практике полученные знания
Оборудование:
– выставка ученических рисунков;
– иллюстрации к басням И.Крылова;
–фонохрестоматия с записью литературного прочтения басен актёрами
Ход урока
Вводная часть
- Вступительное слово учителя о И.А.Крылове
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрость народа, его житейской философии. Но многие басни написаны по какому-то определенному поводу, поэтому их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности своего времени героями.
- Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова
Викторина
- Задание: продолжите крылатые слова Без ошибок – 3 балла
Ты всё пела? Это дело… Частично вып. – 2б.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…
А вы, друзья, как ни садитесь…
Кукушка хвалит петуха…
Наделала синица славы…
Чем кумушек считать трудиться…
- Задание: из каких басен эти строки:
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок») Без ошибок – 3 Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона! («Слон и Моська»)
А Васька слушает да ест («Кот и Повар») Частично вып. –2б. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь! («Квартет») Слона-то я и не приметил («Любопытный»)
Да наши предки Рим спасли («Гуси»)
- Сообщения учащихся о жизни и творчестве И.А. Крылова (по статье учебника «Иван Андреевич Крылов»)
- Задание: составить 2 вопроса к статье учебника
2 вопроса – 2 балла
1 вопрос – 1 балл
Основная часть
- Слово учителя
«Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»
– Что такое басня?
- Работа учащихся с Кратким словарём литературоведческих терминов (стр. 307-314 уч.)
- Задание: найти определение басни в словаре и записать в тетради – 1 балл
Работа с терминами: аллегория, сатира, эзопов язык (см. Приложение №1)
3. Работа с опорным конспектом «Отличительные черты басни» ( см. Приложение №2)
- Небольшой рассказ, часто стихотворный
- 2 части:
- основное повествование и мораль (нравоучение)
- Аллегорическая форма (иносказание)
- Сатирическое изображение
- Герои – чаще животные
- Диалог
- Лаконизм (краткость)
- Особый басенный стих, передающий разговорную речь
- Олицетворение
4. Беседа:
– Назовите жанровые особенности басни
– Из скольких частей состоит басня?
– В какой части басни обычно заключена мораль?
– Почему басня строится на аллегории?
5. Работа над текстом басни «Свинья под под дубом»
- Выразительное чтение басни
- Беседа по содержанию:
– Кто в басне главные герои?
– Какой описывает Крылов свинью?
– В каких строчках заключена мораль басни?
– В чём смысл морали?
– Приведите различные ситуации, когда можно использовать мораль этой басни
– Как ситуация подтверждает эту мораль?
– Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
– Литературоведы считают, что в басне противопоставляются истинное просвещение и невежество. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?
- Задание: составьте 2 вопроса к басне 2 вопроса– 2 балла
1 вопрос– 1 балл
Заключительная часть
- Слово учителя
Мы познакомились на уроке с жанром басни, выяснили отличительные черты и особенности басни, поработали с литературоведческими терминами, провели беседу по содержанию басни «Свинья под дубом», а сейчас проведём тестирование и определим, достигли ли вы целей урока
- Тесты (см. Приложение № 3)
- Основной эмоциональный фон (пафос) в басне:
а) сатирический;
б) юмористический;
в) героический
- Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров:
а) сравнение;
б) метафора;
в) аллегория
- Мораль басни «Свинья под дубом» – обличение невежд:
а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;
б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;
в) которые не хотят трудиться для других
- Рефлексия:
– Достигли ли вы целей урока?
– Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?
– Оцените свою работу в баллах
4. Дифференцированное д/з: составить кроссворд на основе басен И.А. Крылова;
нарисовать иллюстрации к басням для желающих;
подготовить выразительное чтение басен «Волк на псарне» (стр. 59-60), «Ворона и лисица» (стр. 63-64) для всех
Рейтинговая оценка:
«5»– 8-9 баллов
«4»– 6-7 баллов
«3»– 4-5 баллов
«2»– менее 4 баллов
Результаты работы на уроке:
«5»– 7
«4»– 12 успеваемость- 100%
«3»– 5 качество- 86%
«2»– 0
Результаты тестов:
«5»– 8 4 б.– «5» успеваемость- 100%
«4»– 10 3 б.– «4» качество- 82%
«3»– 4 2 б.– «3»
«2»– 0
Всего: 24 чел.
Писали: 22 чел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (авторы учебника: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.: "Просвещение").
В планировании описано содержание урока, представлены виды деятельности уч-ся, межпредметные связи, указаны умения и навыки школьников, домашнее задание....
И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.
Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина. В соответствии с требованиями ФГОС. 102 часа.
Рабочая программа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит все обязательные разделы: пояснительную записку, место предмета, цели и задачи курса, содержание, предполагаемые результ...
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...