Игра-викторина "По сказам П.П. Бажова"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Игнатьева Светлана Михайловна

викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_skazam_p.bazhova.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной викторины по сказам Бажова

1.    Вступительное слово ведущего.

27 января исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя Павла Петровича Бажова. На уроках литературы мы говорили о его жизни, читали сказы, в сегодня вы покажете, как хорошо знаете творчество Бажова.  

 
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.

Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.

Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка, 
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.

Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку,

Их рассказал нам дедушка Слышко.


            Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам П.Бажова. 

Но для начало ознакомимся кратко с биографией. Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 года в семье горнозаводского мастера. В 1899 году закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык. В течение 15 лет П.П. Бажов ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.

С первых дней революции 1917 года П.П. Бажов уходит добровольцем на фронт. Именно в это время он берется за перо: редактирует дивизионную газету, пишет небольшие очерки, рассказы.

После окончания гражданской войны П.П. Бажов работает в газете. В 1924 году выходит первая его книга «Уральские были», которая состояла из очерков о старом Урале, за ней – автобиографическая повесть «Зеленая кобылка» (1939).

В 1938 году были написаны первые сказы «Малахитовой шкатулки».

В 1939 году, когда П.П. Бажову исполнилось 60 лет, выхолит сборник его сказов «Малахитовая шкатулка», куда вошло только 14 сказов. А вообще им было написано около 60 сказов. Главными героями сказов были уральские умельцы, мастера.

П.П. Бажов умер в 1950 году в Екатеринбурге.

Правила викторины: Викторина состоит из нескольких раундов. В каждом – свои правила, поэтому перед началом каждого раунда внимательно слушайте условия и задания. Жюри будет фиксировать количество баллов, полученные командами, в конце игры будут подведены итоги.

2. Внимание – первый раундПравила первого раунда: Команды отвечают на вопросы по очереди. На обдумывание ответа – 10 секунд. Если команда не отвечает, то на этот вопрос может ответить другая команда. За правильный ответ – 1 балл.

1.    Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахиту)

  1. Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
  2. Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
  3. Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями)
  4. Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал?( Не вспоминать Хозяйку)
  5. Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
  6. Как Степан прозвал свою дочку? (Памяткой, потому что напоминала ему Хозяйку Медной горы)
  7. Что было, когда Настасья надевала на себя украшения из шкатулки?( Ей было холодно и неудобно)
  8. Какому рукоделию научила Танюшку странница? (шить шелками)
  9. Что показала странница Танюшке, когда та примеряла украшения? (фрагмент из будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)
  10. Когда Настасья решилась продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)
  11. Почему мастера отказались « подогнать» украшения для жены приказчика? (Знали они, что это работа самой Хозяйки, боялись они связываться с ней)
  12. Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах, обделанных тятиным малахитом)
  13. Как пропала Танюшка?( прислонилась к малахитовой стене и растаяла)
  14. Что случилось с каменьями из шкатулки? (свернулись в капельки).

16.  Какое прозвище Данила получил в детстве? ( Недокормыш)

  1. Чем поразил Данила Прокопьича? (верным глазом, своей наблюдательностью)
  2. Какому ремеслу учил Данилу Прокопьич? ( Резать по камню: украшения, подсвечники, вазы)
  3. Чем не понравилась Даниле чаша, заказанная барином? ( Трудностей много, а красоты никакой нет)
  4. Как поступил Данила со своей чашей и барской? (Свою разбил, а барскую оставил, потому что побрезговал, да и работа была заказная)
  5. Почему Хозяйка взяла к себе Данилу в мастера? ( Оценила его талант, воображение, стремление к совершенству)
  6. По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер?
    ( Дурман-цветок)
  7.  Какие камешки стали находить люди там, где скакал козлик Серебряное копытце? (хризолиты)
  8. Серебряное копытце – какое это животное? (Козел)
  9. Из какого произведения герой Ераско Поспешай? (“Таюткино зеркальце”)
  10. Из какого произведения герой Полукарпыч (“Таюткино зеркальце”)
  11. Из какого произведения герой Данилка-недокормыш ( Каменный цветок”)
  12. Кто говорит эти слова?“Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь.” (Бабка Ильи “Синюшкин колодец”)

ВТОРОЙ РАУНД

Каждая команда получает карточки с вопросами. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения 1-2 минуты. 

Вопросы первой команде:

1.    Сколько лет было Данилушке, когда он попал к Прокопьичу? (12)

  1. В какие камни превратились слезы хозяйки Медной горы? (в медный изумруд)
  2. Назовите имя невесты Данилушки (Катя Летемина)
  3. Чему научила Танюшку прохожая странница, остановившаяся в их доме? (вышивать шелком и бисером)
  4. Какие персонажи олицетворяют природные силы? (Хозяйка медной горы, бабка Синюшка)

Вопросы второй команде

1.    Почему Настасья не любила носить украшения из малахитовой шкатулки? (они были тяжелыми, холодными и слишком богатыми)

2.    Кого называют малахитницей? (Хозяйку Медной горы)

3.    Что известно о родителях Данилушки? (ничего, он их не помнит, сирота)

4.    Что передает Хозяйка Медной горы Степану в подарок для его невесты? (малахитовую шкатулку)

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы? (Хозяйка медной горы, бабка Синюшка)

                                         

                                             Вопросы третьей команде

1.    Кого называет Хозяйка Медной горы своим войском? (ящерок)

2.    Сколько детей было у Степана и Настасьи? (трое)

3.    В какое время года начинается действие сказа «Медной горы хозяйка»? (летом)

4.    Как нашла Танюшка малахитовую шкатулку после того, как Настасья перепрятала ее в подполье? (по свету и теплу из-под пола)

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы? (Хозяйка медной горы, бабка Синюшка)

Вопросы четвёртой команде

1.    За что подвергся Данилушка жестокому наказанию от приказчика? (пропала корова приказчика в стаде, которое он пас)

2.    Данилушка мечтает выточить чашу, подобную цветку. Какому именно? (Дурман-цветку)

3.    В кого превращалась Хозяйка Медной горы на глазах Степана? ( в ящерицу с человеческой головой)

4.    Какого цвета были камни, в которые превратились слезы Хозяйки Медной горы? (зеленого)

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы? (Хозяйка медной горы, бабка Синюшка) 

Вопросы пятой команде

1.    Вспомните, в кого (или во что) превращается Хозяйка Медной горы в прочитанных сказах? (в ящерицу с человечьей головой, в синеватый туман)

2.    Что отвечала Настасья всем, кто сватался к ней после смерти Степана? («Хоть золотой второй, а все робятам вотчим»)

3.    Мертвого Степана нашли с зажатыми в руке редкими драгоценными камнями. Что стало с ними потом? (Они рассыпались в пыль)

4.    Где советует Степану Хозяйка Медной горы поискать нужный для чаши камень? (На Змеиной горке)

5.    Перечислите испытания, которые проходит Степан в сказе «Медной горы хозяйка» (сказать приказчику, чтоб убирался отсюда, испытание богатством, не вспоминать о ней)


ТРЕТИЙ РАУНД

По описанию нужно узнать персонажа. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. Если ответ неверный, то второй раз на этот вопрос данная команда отвечать не может.

Узнай героя: «…ни в мать, ни в отца, как вовсе маленькая была, на эту девчоночку люди дивовались» «Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки» (Танюшка)

Узнай героя: «Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало..» (Степан)

Узнай героя: «На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки» (Данилушка)

Узнай героя Парень ядреный да могутный, крутой да веселый, – работа у него и шла податно. (“Синюшкин колодец” – Илья)

Узнай героя А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы- малина, и руса коса трубчатая через плечо, а в косе лента … ( “Синюшкин колодец” Девка Синюшка)

Узнай героя Платье зеленое, коса черная, а в одной руке каелка махонькая, в другой цветок…” (“Таюткино зеркальце” Хозяйка)

Узнай героя Он слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, – как говорится, ни росту, ни голосу, – так хоть каменьями. Где ни прослышит про хороший камень, сейчас купить ладится. И толк в камнях знал, даром, что не шибко умный. (“Малахитовая шкатулка” – Турчанинов)

Узнай героя Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от насады, которая от ломоты … Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала. (“Каменный цветок” – Бабка Вихориха)

4 РАУНД Сказочник Павел Петрович Бажов

Участникам раздаются листы с напечатанными «фактами» из жизни и творчества Бажова. Некоторые из утверждений ошибочны. Необходимо указать какие и исправить ошибки.

1.    П.П. Бажов родился в семье мастера одного из старинных уральских заводов 

2.    П.П. Бажов в молодости работал горным мастером, добывал малахит

      Неверно. Начал свой трудовой путь учителем в глухой уральской деревне     Шайдурихе недалеко от Невьянска.

3.    В семье Бажова и его жены Валентины Александровны Иваницкой было семеро детей. 

4.    П.П. Бажов учился в пермской духовной семинарии

5.    Бажов услышал истории, которые легли в основу сказов, от своей жены, а она, в свою очередь, - от своего деда

Неверно. Бажов сам собирал фольклор, легенды, путешествуя в летние каникулы по Уралу.

6.    Мальчишечье прозвище Бажова – Колдунков стало его литературным псевдонимом , «Егорша Колдунков», которым он подписывал свои первые произведения 

 5 раунд

Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете.

1.Самый дорогой, красный минерал, имеющий по шкале Мооса твердость 9. (Рубин)

2. Таинственных хранитель сил,и древности преданий Кристалл холодный, дар Земли  В одежде дивных граней. Вот он лежит передо мной, Глубин земных посланец, И с ним играя, Солнца луч свой исполняет танец.(Горный хрусталь)  

3. Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)  

4. Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий  благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)

5. Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг. Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Мрамор)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ.

Вопросы первой команде:

1.    Сколько лет было Данилушке, когда он попал к Прокопьичу?

2.    В какие камни превратились слезы хозяйки Медной горы?

3.    Назовите имя невесты Данилушки

4.    Чему научила Танюшку прохожая странницу, остановившаяся в их доме?

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы?

Вопросы второй команде

1.    Почему Настасья не любила носить украшения из малахитовой шкатулки?

2.    Кого называют малахитницей?

3.    Что известно о родителях Данилушки?

4.    Что передает Хозяйка Медной горы Степану в подарок для его невесты?

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы?

Вопросы третьей команде

1.    Кого называет Хозяйка Медной горы своим войском?

2.    Сколько детей было у Степана и Настасьи?

3.    В какое время года начинается действие сказа «Медной горы хозяйка»?

4.    Как нашла Танюшка малахитовую шкатулку после того, как Настасья перепрятала ее в подполье?

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы?

Вопросы четвёртой команде

1.    За что подвергся Данилушка жестокому наказанию от приказчика?

2.    Данилушка мечтает выточить чашу, подобную цветку. Какому именно?

3.    В кого превращалась Хозяйка Медной горы на глазах Степана?

4.    Какого цвета были камни, в которые превратились слезы Хозяйки Медной горы?

5.    Какие персонажи олицетворяют природные силы?

Вопросы пятой команде

1.    Вспомните, в кого (или во что) превращается Хозяйка Медной горы в прочитанных сказах?

2.    Что отвечала Настасья всем, кто сватался к ней после смерти Степана?  

3.    Мертвого Степана нашли с зажатыми в руке редкими драгоценными камнями. Что стало с ними потом?  

4.    Где советует Степану Хозяйка Медной горы поискать нужный для чаши камень?  

   5.    Перечислите испытания, которые проходит Степан в сказе «Медной горы хозяйка»  

 

4-й раунд.

Обведите номера  ошибочных утверждений.  

1.П.П. Бажов родился в семье мастера одного из старинных уральских заводов. 

2.П.П. Бажов в молодости работал горным мастером, добывал малахит.  

3.В семье Бажова и его жены Валентины Александровны Иваницкой было семеро детей. 

4.П.П. Бажов учился в пермской духовной семинарии.

5. Бажов услышал истории, которые легли в основу сказов, от своей жены, а она, в свою очередь, - от своего деда. 

6.Мальчишечье прозвище Бажова – Колдунков стало его литературным псевдонимом «Егорша Колдунков», которым он подписывал свои первые произведения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».

Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят  с особенностями сказа как эпического ж...