Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_po_bazhovu.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П.П. Бажова

Чиркова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

Развитие познавательных интересов учащихся;

Обобщение знаний учащихся по теме “Сказы Бажова”;

Привитие любви к чтению;

Проявление личной инициативы учащихся.

Оборудование:

Портрет П.П. Бажова, выставка книг, камней, поделок, рисунков; иллюстрации к сказам художника В.Назарука,

Участникам игры для подготовки повторить биографию П.П. Бажова, сказы “Медной горы Хозяйка”, “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”, “Синюшкин колодец”, “Живинка в деле”, “Огневушка-поскакушка”, “Про великого Полоза”, подготовить ордена “Умников”, цветной картон для дорожек.

Вместе с учителем игру ведут дети в костюмах Хозяйки Медной горы и Степана, они готовят инсценировку эпизодов из сказов “Первая встреча Степана с Хозяйкой Медной горы”, “Вторая встреча…”, “Данилушко и Хозяйка Медной горы”, которые представляют перед каждым агоном.

Ход игры

Ведущий: “Великий сказочник Пётр Петрович Бажов завладел нашими сердцами на протяжении нескольких уроков. Мы представляли себе Хозяйку Медной горы, Синюшку, Огневушку-поскакушку, великого Полоза, которые испытывают людей богатством, помогают талантливым, смелым, честным, добрым людям, наказывают жадных, глупых. И сегодня участникам игры будет помогать сама Хозяйка Медной горы. Сегодня в игре принимают участие 9 учащихся - агонисты, греческое слово “агон” означает ”соревнование”. Игра состоит из трёх агонов, по три игрока в каждом. Участники игры достают жетоны с номерами, определяющими порядок вступления в игру.

Правила игры:

Игрокам предоставляется на выбор три дорожки. 1) Зелёная состоит из 4-х этапов, и на ней дважды можно дать неправильный ответ. 2) Жёлтая состоит из 3-х этапов , неправильных ответов может быть не более одного. 3) Красная – из 2-х этапов, но ошибаться нельзя. Первый, кто пройдет все этапы своей дорожки, становится победителем ( точнее, ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не сможет это сделать это быстрее). Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть. Зрители-теоретики имеют право ответить, если агонист затрудняется, и получить орден. Игру оценивает АРЕОПАГ – орган власти в Древних Афинах, назван так по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя.

Приглашаются участники 1-го агона. Перед началом агона инсценировка эпизода “Первая встреча Степана с Хозяйкой Медной горы”.

Конкурс красноречия “Волшебная сила сказов Бажова” (перед каждым агоном). По результатам этого конкурса участники могут выбрать дорожку.

Предлагается на выбор 9 тем ( записаны на доске). Участники выбирают тему, ведущий задаёт вопросы.

“Долговекий Мастер”

Мудрые слова

Портрет

Хозяйка Медной горы

Творение рук человеческих

Волшебные предметы

Богатство

Прозвища

Иллюстрации

Вопросы к 1-й теме для 3-х агонов. “Долговекий Мастер”

В каком году вышла первая книга Павла Петровича Бажова? Как она называется? (1924год, “Уральские были”)

Как подписывал свои первые сказы Бажов? Почему? (Первые сказы не подписывал своим именем, т. к. не считал себя писателем, вместо подписи – П. Б.)

Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко, чьи рассказы в детстве слушал Павел Бажов? (Василий Алексеевич Хмелинин ).

Вопросы ко 2-й теме. Мудрые слова.

В чём состоял наказ бабки Лукерьи? Как называется сказ? (“Синюшкин колодец”, “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломе не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится… А худые думки заведёшь, тут хоть в пень головой – всё немило станет.)

“… не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут”. Кто сказал эти слова? По какому поводу? (Данило, как только пришёл в дом к Прокопьичу, чтобы обучаться работе с малахитом).

“Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастера бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!” О чём идет речь? Продолжите мудрые слова. Назовите сказ. (“Живинка в деле”, “А потому, - объясняет дедушка Нефед, - что ты книзу глядел – на то, значит, что сделано; а как кверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила”).

Вопросы к 3-й теме. Портрет.

“Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”. Кто это? Как называется сказ? На что указывает девчонка? ( Огневушка-Поскакушка, указывает на золото. “Где такая Поскакушка покажется, там и золото”).

“ Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.” О ком идёт речь? Почему молодые глаза? ( Синюшка, “Синюшкин колодец”, оборачивается девушкой . “Всегда старая, всегда молодая”.

О ком идёт речь? “ Была сказывают старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от насады, которая от ломоты… Ну, всё как есть. Сама те травы собирала в самое время , когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала”.Чем помогла она главному герою?. (“Каменный цветок”, Бабка Вихориха, вылечила Данилу.)

Вопросы к 4-й теме. Хозяйка Медной горы.

Что несёт встреча с Хозяйкой Медной горы различным людям? (“Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало”).

В кого превращается Хозяйка Медной горы в разных сказах? В девушку и в ящерицу в сказе “Медной горы Хозяйка”, в странницу в “Малахитовой шкатулке”, в девчонку в сказе “Хрупкая веточка”.

Каким увидел каменный лес Хозяйки Медной горы Данилушко? А Катя? Почему? (Данилушко – “Деревья стоят высоченные, толь ко не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня…Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками” ; Катя – “Взглянула, а лес кругом какой-то небывалый. Пощупала рукой дерево, а оно холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменной оказалась, и темно ещё тут”. Катя ищет Данилушку, её не интересует мёртвый камень. “Не надо мне твоего мёртвого камня! Подавай мне живого Данилушку”. А Данило желает постичь секрет мастерства.)

Вопросы к 5-й теме. Творение рук человеческих.

Какой узор у Кати был на первых бляшках и на вторых? “И узор редкостный. Будто из середины-то дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица”. “Птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит”. Что обозначает этот узор?

Как выглядела чаша, которую Данилушко делал с цветка дурмана? “Низ камня отделал. Как есть, слыш-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – всё пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит – живой цветок-то, хоть рукой пощупать. Ну как до верху дошёл – тут заколодило. Стебелёчек выточил боковые листики тонёхоньки – как только держатся! Чашку, как с дурман- цветка, а не то…Не живой стал и красоту потерял”.

Откуда пошло выражение “нефедовский уголь”? Как потом стал называться уголь и почему? Как называется сказ? “Живинка в деле”, “По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался – нефедовский уголь”. “Когда Нефед умер, так Малоручков уголь в первых стал”. (Тимоха Малоручко стал углежогом).

Вопросы к 6-й теме. Волшебные предметы.

С помощью какого предмета Федюнька выбрался из незнакомого леса? Где он взял этот предмет? (Огневушка- Поскакушка дала ему лопату. “Гляди, из рук не выпусти! Держи крепче! Да дорогу-то примечай!..Привела лопатка Федюню к деду Ефиму затемно”. На лопате золотые таракашки посажены. Сдал их дед Ефим тайному купцу, и прожили ту зиму безбедно).

Какую памятку оставила странница Танюшке? Для чего? (“…пуговку махонькую. То ли из стекла, то ли из дурмашка на простую грань обделана…Как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдёт, погляди на эту пуговку. Тут тебе и ответ будет”).

Как объяснял Илья, на что наговорены перышки? (“Белое вот – на весёлый день, чёрное – на спокойную ночь, а рыженькое на красное солнышко”)

Вопросы к 7-й теме. Богатство.

Какое наследство досталось Илье из сказа “Синюшкин колодец”? (“От отца – руки да плечи(сила, любовь к труду) , от матери – зубы да речи (добрый нрав, остроумие), от деда Игната – кайла да лопата (рабочая профессия), от бабки Лукерьи – особый поминок”).

За какую сумму Танюшка вышила портрет для Пароти? (За сто рублей. “Подаёт он , конечно, три сотенных билета, только Танюшка два-то не взяла.

– Не привыкши, - говорит, - мы подарки-то принимать. Трудами кормимся…”.

“Где он пройдёт – туда оно и побежит”, “Не любит он,вишь, чтобы около золота обман да мошенства были, а пуще чтобы один человек другого утеснял”. Кто заботится о том, чтобы богатство досталось нуждающемуся в нём человеку и чтобы люди при этом не притесняли друг друга? Перескажите эпизод. ( “Про великого Полоза”)

Вопросы к 8-й теме. Прозвища.

Какое прозвище было у Тимохи из сказа “Живинка в деле” и почему?

“– Никак, – говорит не могу в своём деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы…Вот Тимоху и прозвали Малоручком”.

Как стали дразнить Федю и деда Ефима из сказа “Огневушка-Поскакушка”? За что? (Ефима-Золотая редька, Федюньку – Тюнька Поскакушка).

Назовите приказчиков, которые упоминаются в сказах.О чём говорят их прозвища? Паротя “…Чисто-то выговаривал одно – пороть…”, Жареный Зад, Северьян Убойца, Турчанинов, Полторы Хари.

(Дополнительно.) Как Степан называл свою дочь, Танюшку? (Памяткой. “Ну-ка ты, Памятка моя!”).

Вопросы к 9-й теме. Иллюстрации.

Задания для 3-х агонов. Подобрать слова из текста к иллюстрациям художника В. Назарук.

Подведение итогов

Награждение участников книгами П.П.Бажова, календарями, закладками с иллюстрациями к сказам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

Литературная игра по сказам П.П. Бажова

Урок-игра повышает интерес учащихся к изучению литературы, вопросы и задания позволят учителю проверить знания учащихся....

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».

Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят  с особенностями сказа как эпического ж...