«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят с особенностями сказа как эпического жанра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p.bazhov-skazitel.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».
Конспект урока-мастерской построения знаний
Тема: П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: знакомство с биографией писателя, раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
Задачи:
- познакомить с особенностями сказа как эпического жанра;
- развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом, навыки оценки и самооценки;
- воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес;
- развивать мыслительные процессы, память, внимание;
- развитие культуры человеческих отношений.
УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Оборудование: доска, компьютер, компьютер, экран и мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Ход урока:
Этап | Время | Содержание |
Орг. момент | 2 мин. | Входя в класс, учащиеся наугад берут из шкатулки листочки разного цвета и делятся на группы: красные, синие, зелёные - по 4 – 6 человек. Учитель: Сегодня у нас с вами урок пройдет в форме творческой мастерской, в которой каждый участник – творец, поэтому вы равны и мнение каждого уникально. Запомните, пожалуйста, обязательные правила мастерской: смело высказывай свою точку зрения; не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других. |
Индуктор | 3 мин. | Записать своё понятие к слову «сказ». |
Социализация | 3 мин. | Прочитать научный текст о сказе и сопоставьте со своим. Запишите определение в тетради. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) |
Индуктор | 3 мин. | Подобрать однокоренные слова к слову “сказ”. |
Социализация | 1 мин. | Учитель: Да, вы совершенно правы. Это слова сказывать, сказительница, рассказывать. |
Индуктор | 3 мин. | Назовите авторов сказок и сказов. |
Социализация | 3 мин. | Прочитайте розданный вам текст. Сделайте вывод об авторах сказок и сказов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) |
Индуктор | 5 мин. | Прочитайте отрывок из сказа. Докажите, что это сказ. Приведите аргументы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) |
Социализация | 3 мин. | Учитель: Автор данного отрывка Павел Петрович Бажов. Запишите в тетради П.П.Бажов. |
Индуктор | 5 мин. | Ребята, вы, наверное, обратили на особенность языка в данном отрывке. Назовите какими «особыми» словами он насыщен. Найдите и выпишите непонятные, незнакомые слова и подберите синонимы. Используйте толковые словари. |
Социализация | 4 мин. | Учитель: Как будто в старину окунулись. Давайте прочтем, что вы выписали (внимание на экран). (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Учитель: Язык произведений П.П.Бажов близок к народному, сказочному. В нём используются и диалектные, и просторечные, и устаревшие слова. Всё это позволяет создать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера. |
Рефлексия | 4 мин. | Я сегодня открыл для себя … |
Домашнее задание | 1 мин. | Что бы вы хотели у меня спросить об этом сказителе? Биография П.П.Бажова. Чтение сказа «Хозяйка Медной горы». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказ – это быль с элементами сказочного. Особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица, обладающего своеобразной собственной речевой манерой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Народная сказка - творение коллективное. Она создаётся народом.
Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
Сказ - повествование, ведущееся от лица рассказчика - сказителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(отрывок из сказа «Хозяйка Медной горы»)
- Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:
- Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
- Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:
"Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть".
Сказала это и прищурилась:
- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.
И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались.
Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
- Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.
Презентация к работе "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...
Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.
В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»
конспект урока...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение изученного по теме "Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка".
Маршрут дистанционного урока...
Презентация "Кредиты: понятие, виды и особенности"
Презентация к уроку по теме "Кредиты: понятие, виды и особенности" в 8 классе по учебному предмету "Финансовая грамотность"...
Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки
Развитие понятия о сказе...