«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».
методическая разработка по литературе (5 класс)

Рыбакова Татьяна Юрьевна

Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят  с особенностями сказа как эпического жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p.bazhov-skazitel.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».

                

Конспект урока-мастерской построения знаний

Тема: П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: знакомство с биографией писателя, раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.

Задачи:

  • познакомить с особенностями сказа как эпического жанра;
  • развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом, навыки оценки и самооценки;
  • воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес;
  • развивать мыслительные процессы, память, внимание;
  • развитие культуры человеческих отношений.

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 кл.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч. / – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. 

Оборудование: доска, компьютер, компьютер, экран и мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Ход урока:

Этап

Время

Содержание

 Орг. момент

2 мин.

   Входя в класс, учащиеся наугад берут из шкатулки листочки разного  цвета и делятся на группы: красные, синие, зелёные - по 4 – 6 человек.

Учитель: Сегодня у нас с вами урок пройдет в форме творческой мастерской, в которой каждый участник – творец, поэтому вы равны и мнение каждого уникально. Запомните, пожалуйста, обязательные правила мастерской: смело высказывай свою точку зрения; не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других.

 Индуктор

3 мин.

    Записать своё понятие  к слову «сказ».

Социализация

3 мин.

           Прочитать научный текст о сказе и сопоставьте со своим. Запишите определение в тетради.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

 Индуктор

3 мин.

Подобрать однокоренные слова к слову “сказ”. 

 Социализация

1 мин.

    Учитель: Да, вы совершенно правы. Это слова сказывать, сказительница, рассказывать.  

Индуктор

3 мин.

   Назовите авторов сказок и сказов.

 Социализация

3 мин.

        Прочитайте розданный вам текст. Сделайте вывод об авторах сказок и сказов.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Индуктор

5 мин.

Прочитайте отрывок из сказа. Докажите, что это сказ. Приведите аргументы.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Социализация

3 мин.

Учитель: Автор данного отрывка Павел Петрович Бажов. Запишите в тетради П.П.Бажов.  

Индуктор

5 мин.

Ребята, вы, наверное,  обратили на особенность языка в данном отрывке. Назовите какими «особыми» словами он насыщен. Найдите и выпишите непонятные, незнакомые слова и подберите синонимы. Используйте толковые словари.

Социализация

4

мин.

Учитель: Как будто в старину окунулись.   Давайте прочтем, что вы выписали (внимание на экран). (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

   Учитель: Язык произведений П.П.Бажов близок к народному, сказочному. В нём используются и диалектные, и просторечные, и устаревшие слова. Всё это позволяет создать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера.

Рефлексия

4 мин.

Я сегодня открыл для себя …

Домашнее задание

1

мин.

Что бы вы хотели у меня спросить  об этом сказителе? Биография П.П.Бажова. Чтение сказа «Хозяйка Медной горы».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказ – это быль с элементами сказочного. Особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица, обладающего своеобразной собственной речевой манерой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Народная сказка - творение коллективное. Она создаётся народом.

Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.

Сказ - повествование, ведущееся от лица рассказчика - сказителя. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(отрывок из сказа «Хозяйка Медной горы»)

- Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

- Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

- Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:

"Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть".

Сказала это и прищурилась:

- Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались.

Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

- Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Разговорные и просторечные слова  из сказа

Синонимы из современного литературного языка

Пужайся

Пугаться

В горе роблю

Работаю в шахте

Приказчик

Помощник хозяина

Худого

Плохого

Забедно

Завидно

Осердился

Рассердиться

Душной козёл

Плохо пахнущий козёл

Хребтина

Позвоночник

Ежели

То же, что если.

Изробленный

Изношенный, отработанный

Малахитница

Мифический образ хозяйки Уральских гор

Маленько пособило

Чуть- чуть помогла

Коли

Если


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.

Презентация к работе  "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд, учащимися. Они непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо,...

Презентация "Кредиты: понятие, виды и особенности"

Презентация к уроку по теме "Кредиты: понятие, виды и особенности" в 8 классе по учебному предмету "Финансовая грамотность"...