ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Название «Рассказы о родной природе»
рабочая программа по литературе (5 класс)
Учебный курс «Рассказы о родной природе» предназначен для использования в 5 классе для организации внеурочной деятельности в целях общекультурного, общеинтеллектуального или духовно-нравственного развития личности. Курс направлен на формирование способности и готовности обучающегося к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v.d.docx | 82.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Метелеская средняя общеобразовательная школа Купинского района Новосибирской области
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Название «Рассказы о родной природе»
Автор-составитель:
Недошковская Д.А.,
учитель русского языка и литературы МБОУ Метелевской СОШ
г. Купино
2024 г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….3
Общая характеристика учебного курса «Рассказы
о родной природе» ……………………………………………………...4
Место курса в учебном плане ………………………………………….6
Ценностные ориентиры содержания учебного курса ………………...7
Планируемые результаты изучения освоения учебного курса
«Рассказы о родной природе» ………………………………………………11
Содержание учебного курса «Рассказы о родной природе» …………….14
Тематическое планирование учебного курса
«Рассказы о родной природе» ……………………………………………….19
Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности ………………………………………………………………….35
Материально-техническое обеспечение ………………………………35
Нормативные документы ………………………………………………35
Учебно-методическая литература ……………………………………..36
Пояснительная записка
Примерная образовательная программа учебного курса «Рассказы о родной природе», реализующего воспитательный потенциал предметной области «Общественно-научные предметы», составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы воспитания на уровне основного общего образования.
Нормативно-правовая основа примерной образовательной программы учебного курса «Рассказы о родной природе» включает в себя следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указы Президента Российской Федерации:
– от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Общая характеристика учебного курса
«Рассказы о родной природе»
Учебный курс «Рассказы о родной природе» предназначен для использования в 5 классе для организации внеурочной деятельности в целях общекультурного, общеинтеллектуального или духовно-нравственного развития личности. Курс направлен на формирование способности и готовности обучающегося к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению.
Каждый рассказ сопровождается системой вопросов и заданий. Предложенные вопросы и задания помогут в закреплении изученного материала и навыков работы с географической информацией. Среди заданий есть как репродуктивные, направленные на формирование навыка работы с текстом и географической картой, так и продуктивные, направленные на формирование у школьников различных метапредметных умений.
Важно подчеркнуть связь данного учебного курса с другими курсами внеурочной деятельности, а также дисциплинами учебного плана – истории, литературы и географии. Возможно также увязывание учебного курса «Рассказы о родной природе» с курсами изобразительного искусства (как на уровне знакомства с произведениями живописи, так и на уровне создаваемых самостоятельно); краеведения, музыки, в какой-то степени физической культуры (на уровне игр и упражнений, характерных для практик коренных народов России).
Задачи курса:
1) образовательные:
- расширение первоначального представления об особенностях научной географии, многообразии географических наук;
- развитие целостного географического взгляда на мир;
- приобретение и расширения научных знаний о природе России, её компонентах, особо охраняемых природных территориях;
- формирование яркого образа природного облика Родины;
2) воспитательные:
- формирование ценностного, уважительного и бережного отношения к природному и культурному наследию России;
- формирование основ экологической культуры и экологического самосознания;
- расширение представлений о семейных ценностях, культурных и исторических традициях народов России, формирование ценностного к ним отношения;
- воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания;
3) развивающие:
- первичное формирование и дальнейшее развитие навыков работы с источниками географической информации (карта, план, снимки и т. д.)
- расширение кругозора;
- развитие памяти, внимательности;
- развитие навыков самостоятельной проектной, исследовательской и познавательной деятельности.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Рассказы о родной природе» рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным стандартом внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Данный курс может быть предложен для общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений внеурочной деятельности.
Направленность курса зависит от смыслового содержательного акцента. Если в основу учебного курса будет положен принцип знакомства с природой как с пространством хозяйственной и созидательной деятельности человека, основой культуры, быта и нравов народов России, то в этом случае стоит говорить об общекультурной направленности курса. Если курс будет строиться вокруг географической доминанты, через знакомство и закрепление географической терминологии и номенклатуры, то будет преобладать общеинтеллектуальная направленность. Если же делать акцент делается на духовные и нравственные ценности, их осмысление и присвоение, то будет преобладать духовно-нравственная направленность курса.
Учебный курс «Рассказы о родной природе» рассчитан на 1 год обучения, 5 класс. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий) – 1 час в неделю (34 ч за год). Но планирование курса также может быть рассчитано на 17 ч (изучается за полгода).
Урочные занятия по курсу «Рассказы о родной природе» возможны за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Сегодня роль школы в формировании у школьника ценностных ориентиров, приобщении его к цивилизационному наследию России огромна. Эта задача возлагается на школу государством, диктуется социальным заказом. Понятие «цивилизационное наследие» вбирает в себя все аспекты созидательной творческой деятельности человека, неразрывно связанного со своей страной, её природным пространством и богатством, то есть фактически объединяет материальную и духовную культуру страны в её географическом контексте. Знакомство учащихся с достижениями в области науки и техники, культуры и искусства, демонстрация красоты и многообразия природы – вот далеко не исчерпывающий перечень аспектов, раскрываемых в ходе освоения цивилизационного наследия народов России. Конечным же результатом этой деятельности является формирование общенациональной идентичности молодых граждан нашей страны.
Учитель сегодня просто не имеет права отделить в своей работе обучающие задачи от воспитательных, строить преподавание как формальное сообщение фактов. Приоритетным направлением государственной политики в области образования, отражённым в основных нормативных правовых и стратегических документах, является ориентация современной образовательной системы на развитие человека, его потребности, ценности и интересы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» трактовка термина «образование» включает понятия «ценностные установки», «опыт деятельности». Целью осуществления образовательного процесса провозглашается не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное, творческое и физическое развитие человека, а также удовлетворение его особых индивидуальных образовательных потребностей и интересов.
Повышение значимости личностных результатов образования предполагает активное использование современных образовательных технологий. Для того чтобы получаемые в школе знания обрели для ребёнка действительно личностный смысл, они должны быть частью его личного опыта, результатом его самостоятельного труда, продуктом его активной учебно-познавательной деятельности. Необходимость перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся сегодня находит отражение и в нормативных требованиях к организации современного образовательного процесса. В основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся: учащиеся вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Среди личностных универсальных учебных действий Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет «ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, готовность и способность обучающихся к саморазвитию».
Необходимость перехода к активным формам получения образования диктуется самими учениками и их родителями, и естественным образом входит в современную школу. Однако это происходит во многом вопреки сложившейся традиционной педагогике. Работающий в современной школе учитель видит, как быстро меняется ученическая аудитория, и с каждым годом на практике убеждается в невозможности преподавать старыми, традиционными методами.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетной задачи рассматривает «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». При этом важно опираться на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством».Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегией определены следующие направления воспитания подрастающего поколения:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- популяризация научных знаний среди детей;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Первоочередная роль школы сегодня заключается в формировании духовно-нравственного облика ученика: его ценностных ориентиров, внутренней духовной культуры — и оказании ему адресной поддержки в достижении его собственного личностного образовательного результата. Такое построение образовательного процесса предполагает внимание к особым индивидуальным потребностям каждого ребёнка, учёт его интересов и развитие его способностей. А осуществить эту задачу возможно средствами современных образовательных технологий, широкое применение которых, в свою очередь, требует обновления профессиональных компетенций педагогов.
В образовательной среде довольно распространённым является убеждение в том, что ценностные ориентации и установкипрежде всего формируются «в сердце» и лишь потом «в разуме». Что же это значит для повседневных учительских практик? Во-первых, необходимость организовывать учебно-воспитательный процесс с учётом важности формирования устойчивого эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Во-вторых, создавать условия для свободной творческой деятельности в ходе освоения материала. Дополнительные ограничения и рамки, создаваемые вокруг ребенка, в учебной работе приводят лишь к формальному отношению к материалу и не способствуют приобщению к ценностям многонационального российского народа. В-третьих, важно понимание изменившегося информационного ландшафта, касающегося смены форм представления информации. Традиционно понимаемые нами тексты все меньше и меньше захватывают умы современных детей. Им привычнее визуальные ряды, подкасты, короткие видеосюжеты, инфографика. Это значит, что мы не можем не учитывать этот аспект, при проектировании образовательной программы урочной и внеурочной деятельности. Цивилизационное наследие как содержательный компонент школьной программы может быть представлен своего рода якорем, который удерживает основополагающие ценностные ориентиры человека и служит важнейшим фактором в морально-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Формировать эти элементы образовательной программы невозможно без интеграции урочной и внеурочной деятельности, без социального партнерства с учреждениями культуры (включая виртуальные) – музеями, театрами, учреждениями науки.
В курсе «Рассказы о родной природе» ярким и образным языком повествуется о природе России, её уникальных заповедных местах. Форма рассказов позволяет поведать об интересных и значимых регионах нашей страны, о природных памятниках, особо охраняемых территориях, культурных традициях и обычаях народов России. Образный ряд рассказов позволяет широко задействовать воображение ребенка. Увлекательное чтение призвано пробудить в нём интерес к изучению природы родной страны.
Педагогическая целесообразность курса обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимость продолжения и развития линии систематического гражданско-патриотического воспитания школьников на материалах истории, географии и культуры России. Во-вторых, если в курсе «Окружающий мир» в начальной школе географии и истории России отведено большое количество времени, то в 5 классе возникает своеобразная пауза, Россия уходит из поля зрения истории и географии. Данный учебный курс призван в какой-то мере восполнить этот пробел на занятиях внеурочной деятельности. В-третьих, жанр рассказов предполагает значительную читательскую практику школьников, что особенно важно, так как, по данным исследований, в основной школе снижается уровень читательской грамотности подростков. Структура курса позволяет выстраивать сквозную линию проектной деятельности и тем самым работать на современные образовательные результаты.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Рассказы о родной природе»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы о родной природе» соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад примерной образовательной программы учебного курса «Рассказы о родной природе» в развитие личности обучающихся, их способностей.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- формирование уважительного отношения и интереса к природе, художественной культуре, традициям и творчеству многонационального народа Российской Федерации; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
- формирование первоначальных представлений о научной картине мира; развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании;
- 6) развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса:
- сформированность уважительного отношения к родному краю, России, ее истории и культуре, природе нашей страны; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, природное богатство и разнообразие России;
- первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; основ рационального поведения;
- развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки;
- понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире;
- приобретение базовых умений работы с доступной информацией о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов школы и сети Интернета, получения информации из источников в современной информационной среде;
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде;
- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
- формирование умений рассказывать об основных особенностях культуры и быта отдельных народов России;
- формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей изученных природных объектов;
- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества.
Содержание учебного курса «Рассказы о родной природе»
Введение. Россия от края до края
Географическое положение России: материк Евразия, две части света – Европа и Азия. Народы, проживающие на этой территории. Европейская и азиатская части России. Многообразие природы нашей страны. Природные ресурсы Российской Федерации. Крайние точки России. Макрорегионы России – Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Русский Север, Северный Кавказ. Юг России.
Камчатка: край вулканов и гейзеров
Удалённость Камчатского полуострова от Москвы. Петропавловск-Камчатский — главный город Камчатки. Коренные народы: их традиции и обычаи, основные занятия. Долина гейзеров. Кроноцкий заповедник. Действующие вулканы. Вулканы Карымская Сопка, Ключевская Сопка. Кальдеравулкана Узон. Что такое «кальдера».
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь
Владивосток — столица Приморского края, восточные морские ворота России. Мост на Русский остров. Особо охраняемые природные территории. Сихотэ-Алинский биосферный заповедник. Происхождение названияСихотэ-Алинь. Уникальная природа Приморья. Экологические тропы заповедника. Растения и животные Приморья. Тайга. Уссурийская тайга: соседство северных и южных видов растений, съедобные грибы, лекарственные травы. Как происходит восстановление коренного леса.
Остров Врангеля: царство арктических пустынь
Арктика. Экспедиция Ф.П.Врангеля. Первая географическая карта северного побережья Чукотки. Заповедник «Остров Врангеля». Арктическая пустыня. Полярное сияние. Как растения и животные приспосабливаются к суровым природным условиям. Море — главный источник пищи для животных. Как работают сотрудники заповедника.
Алмазный край
Республика Саха (Якутия). Столица Якутии — город Якутск. Суровый климат Якутии. Многолетняя мерзлота. Полюс холода — Оймякон. Месторождения алмазов, их обработка, применение в промышленности. Алмаз — камень царей. Как появились алмазы. Кимберлитовые трубки. Карьер кимберлитовой трубки «Мир». Самый крупный алмаз в России. Алмазный фонд Российской Федерации. Якуты — один из самых многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Жилища, занятия, обычаи, быт, пища якутов. Литературное достояние якутского народа эпос Олонхо. Как празднуют главный якутский праздник — Ысыах. Старинный музыкальный инструмент — хомус.
Это чудо России — Байкал
Байкал — самое глубокое озеро в мире, самое большое на нашей планете хранилище пресной воды, одно из самых древних озёр на Земле. Река Ангара. Как рачки очищают воду. Байкальская нерпа. Скала Шаманка. Кругобайкальская железная дорога — исторический памятник. Чудо современной научной мысли — подводный нейтринный телескоп. Птичий базар. Станция Слюдянка. Что нужно делать, чтоб сохранить природу Байкала.
Легенда о красавице Ангаре
Старинная легенда об удивительной реке. Такая разная Ангара: быстрое течение и тихие затоны, вековая тайга и высокие прибрежные скалы. Ангара — река труженица. Крупные гидроэлектростанции (ГЭС) — Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская. Ангара — судоходная река. Как человек изменил Ангару и Приангарье.
В сердце могучей тайги
Полёт до Красноярска. Панорама таёжного края. Река Енисей. Красноярск. Национальный парк «Красноярские Столбы».История происхождения Красноярских Столбов. Порожистая и витиеватая река Подкаменная Тунгуска. Кеты – один из коренных народов Сибири. Их занятия, жилища (чумы), пища, посуда, одежда. Национальный праздник, шаманские танцы.
Затерянный уголок Сибири. Плато Путорана
«Край десяти тысяч озёр и тысячи водопадов». Норильск — один из крупнейших промышленных городов России. Месторождения руд цветных и драгоценных металлов. Озеро Лама. Лиственничная тайга. Путорана — «горы без вершин». Что такое плато. История образования рельефа. Трапп. Путоранские снежные бараны.
Топи Западной Сибири
Васюганские болота на севере Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша. Торф — полезное ископаемое. Растительный мир, животные. История возникновения Васюганских болот. Их значение для местной природы. Васюганские болота — гигантский природный фильтр. Правила путешествия по болотам.
Золотые горы Алтая
Алтайские горы. Край величественных горных хребтов, живописных рек, чистейших горных озёр, водопадов и изумрудно-зелёных сосновых лесов. Откуда происходит название Алтайских гор. Природа Алтая. Гора Белуха, реки Бия и Катунь. Алтайский заповедник. Жемчужина заповедника — Телецкое озеро. Легенда о Золотом озере. Редкие и исчезающие виды животных. Плоскогорье Укок – «небесное пастбище».
На севере Уральских гор
«Каменный пояс». Откуда произошло название «Урал». Граница Европы и Азии. Студёное Карское море. Тундра. Суровая зима, короткое лето. Растительный мир тундры. Гора Народная – самая высокая точка Уральских гор. Уральская тайга. Густые хвойные Уральские леса. Знаменитый обитатель тайги — соболь. Печоро-Илычский заповедник. Уникальный геологический памятник на горе Мань-Пупу-Нёр. Старинные легенды о каменных глыбах.
Природные чудеса Среднего и Южного Урала
Кунгурская ледяная пещера. Власть зимы, ледяное царство. «Органные трубы» пещеры. Как появилось подземное озеро. Карстовое происхождение Кунгурской пещеры. Ильменский государственный заповедник: уникальное разнообразие минералов. Самоцветы. Изделия из камней: ювелирные украшения, произведения искусства. Металлы, которые добавляют при выплавке стали. Копи заповедника — места добычи минералов и горных пород. Растения и животные заповедника.
Русский Север
Земли на севере европейской части России – Русский Север. Архангельск. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Северная Двина. Губа (морской залив). Унская губа.Национальный парк «Онежское Поморье»: нетронутая первобытная природа. Беломоро-Балтийский пролётный путь птиц. Поморы, их хозяйственная деятельность и быт. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Удивительная природа. Уникальная озёрно-канальная система.
Красота карельской природы
«Кивач» — один из старейших заповедников России. Формы рельефа: «бараньи лбы», «курчавые скалы», сельги.Их происхождение и необычные названия. Озера ледникового происхождения. Река Суна — одна из крупнейших в Карелии. Водопад Кивач. Горный парк «Рускеала».Месторождение мрамора. Как каменоломни превратились в озера и пещеры. Гора Воттоваара – самая высокая точка Карелии. Сейды — священные сооружения народа саами, коренных жителей этих мест.
Валдай — колыбель российских рек
Валдайская возвышенность. Национальный парк «Валдайский». Зона смешанных лесов. Климат зоны смешанных лесов. Ярусы растительности. Отличие смешанного леса от тайги. Разнообразие животного мира. Природные дары смешанных лесов. Как работают лесники и инспекторы национальных парков и заповедников. Валдайская возвышенность — «колыбель российских рек». Множество озер, жемчужина парка – Валдайское озеро. Главная достопримечательность Валдая — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. Музей колоколов.Легенда о валдайских колокольчиках.
Путешествие по Волге
Волга — символ России. Канал имени Москвы. Три части бассейна Волги. Волжские просторы. Что делает Волгу удобной для судоходства. Система водохранилищ — Волжско-Камский каскад. Народы Поволжья. Крупнейшие города Поволжья и их достопримечательности: город Плёс, музей Левитана; Нижний Новгород, город ярмарок и торговли; Казань, столица Республики Татарстан; Волгоград, город-герой.
В дельте Волги
Устье Волги при впадении в Каспийское море: волжская дельта. Волго-Каспийский канал. Город Астрахань. Лотос. Дельта Волги — лебединый край России. Астраханский биосферный заповедник, борьба с браконьерами. Такая разная Волга.
Эльтон: в царстве соли
Самое большое в Европе солёное озеро. Рапа — насыщенный соляной раствор. Лечебные свойства солёного озера. Розоватый цвет воды озера. Природный парк «Эльтонский»: 600 видов растений, редкие растения, растения галофиты. «Алтын-нур» – золотое озеро.
Донские просторы
Дон – одна из крупнейших рек европейской части России. Многочисленные притоки Дона. Урочище Кривоборье. Дивногорье: меловые дивы. Бескрайние степи вдоль берегов Дона. «Донская Сахара» – пустыня в кольце из леса. Как люди остановили наступление песка на донские степи. Ростовский заповедник, экологическая тропа «Донские мустанги». Солёное озёро Маныч-Гудило.
На берегах Каспия
Научная экспедиция на Каспий. Каспийское море – бессточный водоём с солёной водой. Зоны Каспийского моря-озера. Тюлений остров в северо-западной части Каспийского моря: размеры, скудная растительность, птицы, тюлени. Каблы — маленькие плавучие островки из густо сплетённых корней тростника. Животный мир Каспия. Природный заповедник «Дагестанский». Бархан Сарыкум.История происхождения Сарыкума: легенда и научное объяснение. Экологические меры по сохранению природного богатства Каспия. Каспийское море — море дружбы.
Кавказские Минеральные Воды — всероссийская здравница
Старейший курортный регион России. Города региона: Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды, Георгиевск, Ессентуки, Лермонтов и Кисловодск. История возникновения курортного региона. Пятигорск –природный музей минеральных вод.Курортология – область медицины, которая изучает, как можно восстановить и укрепить здоровье с помощью природных факторов. Научно-исследовательский институт курортологии. Откуда берётся вода в подземных источниках. Как вода становится минеральной. Лечебные свойства минеральных вод.
Черноморское побережье Кавказа
Юг России — любимое место отдыха россиян. Климат влажных субтропиков: жаркое лето и тёплая, с редкими заморозками зима.Густая растительность Черноморского побережья. Температура воды в Чёрном море. Город-курорт Анапа. Заповедник Утриш, дельфинарий. Животный мир Чёрного моря. Виноградники Абрау. Город Геленджик. Скала Парус. Город Сочи, олимпийская столица – жемчужина черноморского побережья. Сочинский дендрарий.
Богатства Крымского полуострова
Разнообразие крымской природы. Бескрайние степи северной части Крыма: яркие цветы, пахучие травы, семейства сусликов, лавандовые поля. Что выращивают люди в крымских степях. Крымские горы. Южный берег Крыма: климат сухих субтропиков, лето долгое, сухое и жаркое, зима мягкая и дождливая. Растительность сухих субтропиков. Южный берег Крыма – здравница мирового значения.Курорты: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ливадия, Ялта, Гурзуф, Алушта. Аю-Даг (Медведь-гора) — «неудавшийся вулкан». «Артек». Канатная дорога на Ай-Петри. Героические страницы истории Крыма.
Янтарный край
Калининградская область — самый западный регион России. Богатейшее месторождение янтаря. Музей янтаря. Янтарь — окаменевшая смола деревьев. Как собирают янтарь, изделия из янтаря. Восстановление Янтарной комнаты в Екатерининском дворце в Царском Селе (вблизи Санкт-Петербурга).Национальный парк «Куршская коса».Древняя легенда о происхождении Куршской косы. Уникальный пример гармоничного сосуществования природы и человека.
Заключение. Моя малая родина
Тематическое планирование учебного курса
«Рассказы о родной природе»
Тематическое планирование учебного курса «Рассказы о природе» может быть рассчитано как на 17 ч (изучается за полгода), так и на 34 ч (изучается в течение всего учебного года).
Первый вариант (17 ч) предполагает изучение в каждом разделе курсапо две темы за одно занятие. При этом отдельно проводятся вводное занятие и заключение. Заключение можно провести в виде викторины, в ходе которой при помощи пособия ребята вспомнят все, что они узнали в течение года. Можно провести заключительное занятие в виде подготовки и защиты группового проекта по теме «Моя малая родина».
Второй вариант (34 ч) предполагает изучение каждой темы за одно занятие. В начале учебного года проводится вводное занятие. В конце курса можно провести обобщающее занятие. Его можно провести в форме выставки рисунков, плакатов, макетов; выступлений с сообщениями, конкурса видео-роликов, слайд-шоу, экскурсионных буклетов. На этом занятии обязательно нужно провести работу с материалом, расположенным в конце пособия: литературными произведениями и словарем. Часть времени необходимо отвести на подготовку и защиту проектов по теме «Моя малая родина». Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные. Желательно обеспечить выполнение проектов непосредственно на занятиях, на домашнее задание выносится лишьподготовка некоторых элементов. Только в этом случае достигается цель проектного обучения: приобретение учениками опыта деятельности по применению знаний, поиску и обработке информации, представления результатов своего труда. Все это возможно при условии самостоятельной работы обучающегося под руководством педагога. Проекты могут быть различных видов: информационные, исследовательские, социальные, творческие, практические. В соответствии с видом проекта разным будет и проектный продукт: буклет для выставки, видео-ролик, слайд шоу, макет заповедника, анализ результатов соцопроса, проведенного среди родителей, сверстников, учителей, брошюра, плакат, экскурсионный буклет.
Учитывая особенности жанра (рассказы), можно рекомендовать использование в ходе учебного занятия разнообразных видов и форм учебной деятельности: беседы, поисковые и творческие проекты, сочинения на исторические темы, конкурсы, викторины, составление сообщений, экскурсии (в т. ч. виртуальные), сюжетно-ролевые игры,квесты, подготовка и проведение социально-значимых мероприятий и др. интерактивные технологии. Педагог может использовать и другие формы проведения занятий.
Методически целесообразно проводить сдвоенные занятия. Это связано с возможностью организации самостоятельной творческой и проектной деятельности в классе, не перегружая школьников домашним заданием. В таком случае занятие может выстраиваться в следующей логике: знакомство с рассказом, его смысловое прочтение, выполнение репродуктивных заданий, дальнейшая творческая деятельность – из числа предложенных в методической структуре или созданных учителем самостоятельно.
Учитель может расставить акценты в курсе на свое усмотрение – это может быть пропедевтика географического образования, знакомство с основополагающими географическими понятиями, а также объектами природы; возможно развитие навыков смыслового чтения и развития читательской грамотности; не исключен вариант использования материалов пособия для организации кружка юных журналистов и веб-дизайнеров. Это существенно расширяет круг педагогов, которые могут использовать данный ученик в своей работе.
Почасовое планирование
№ п/п | Разделы и темы курса | Количество часов | |
17 | 34 | ||
Что и как изучает география? | 1 | ||
Введение. Россия от края до края | 1 | 1 | |
Камчатка: край вулканов и гейзеров | 2 | ||
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь | 1 | 3 | |
Остров Врангеля: царство арктических пустынь | 1 | ||
Алмазный край | 1 | 1 | |
Это чудо России — Байкал | 1 | 1 | |
Легенда о красавице Ангаре | 1 | 1 | |
В сердце могучей тайги | 1 | ||
Затерянный уголок Сибири. Плато Путорана. | 1 | 1 | |
Топи Западной Сибири | 1 | ||
Какие бывают горы? | 1 | ||
Золотые горы Алтая | 1 | 1 | |
На севере Уральских гор. | 1 | 1 | |
Природные чудеса Среднего и Южного Урала | 1 | ||
Полезные ископаемые: где их искать? | 1 | ||
Русский Север | 1 | ||
Красота карельской природы | 1 | 1 | |
Валдай — колыбель российских рек | 1 | 1 | |
Путешествие по Волге | 1 | 1 | |
В дельте Волги | 1 | ||
Эльтон: в царстве соли | 1 | 1 | |
Донские просторы | 1 | 1 | |
На берегах Каспия | 1 | ||
Кавказские Минеральные Воды — всероссийская здравница | 1 | 1 | |
Черноморское побережье Кавказа | 1 | 1 | |
Богатство Крымского полуострова | 1 | ||
Янтарный край | 1 | 1 | |
27. | Заключение. Моя малая родина | 1 | 3 |
Итого: | 17 | 34 |
Тематическое планирование. Вариант 1 (17 ч)
№ п.п | Тема учебного занятия | Основные виды и формы деятельности обучающегося | Основные понятия |
Россия от края до края. Камчатка: край вулканов и гейзеров |
| Границы Полуостров Флора Фауна Камчатский п-ов Моря, омывающие Россию Дальний Восток Сибирь Урал Европейская часть Поволжье Центральная Россия Европейский Север | |
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь. Остров Врангеля |
| Климат Погода Тайга Арктическая пустыня Владивосток Горы Сихотэ-Алинь Арктика О-в Врангеля Чукотский п-ов | |
Алмазный край |
| Кимберлитовая трубка Республика Саха (Якутия) | |
Это чудо России – Байкал |
| Река Озеро Болото Ледник Пруд Море Озеро Байкал | |
Легенда о красавице Ангаре |
| ГЭС Кеты | |
Затерянный уголок Сибири. Плато Путорана |
| Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО Плато Трапп Плато Путорана Озеро Лама | |
Золотые горы Алтая |
| ||
На севере Уральских гор. Природные чудеса Среднего и Южного Урала |
| Пещера Кунгурская пещера Мань-Пупу- Нёр | |
Красота карельской природы |
| Бараньи лбы Курчавые скалы Сельги Карелия | |
Валдай – колыбель русских рек |
| Зона смешанных лесов Валдайская возвышенность | |
Путешествие по Волге В дельте Волги |
| Исток Устье Дельта Равнинная река Поволжье Ока Кама Волжско-Камский каскад водохранилищ Нижний Новгород Казань Волгоград Астрахань | |
Эльтон: в царстве соли |
| Солёное озеро Озеро Эльтон | |
Донские просторы. На берегах Каспия |
| Дон Маныч-Гудило Каспийское море | |
Кавказские Минеральные Воды — всероссийская здравница |
| Кавказские Минеральные Воды | |
Черноморское побережье Кавказа |
| Влажные субтропики Чёрное море | |
Янтарный край |
| Калининград Куршская коса | |
Заключение. Моя малая родина | Подготовка и защита проектов «Моя малая родина» |
Тематическое планирование. Вариант 2 (34 ч)
№ п.п. | Тема учебного занятия | Основные виды деятельности обучающегося | Основные понятия и географическая номенклатура |
Что и как изучает география? |
| География Наука Методы исследования Всемирное природное наследие ЮНЕСКО | |
Россия от края до края |
| Границы Моря, омывающие Россию Дальний Восток Сибирь Урал Европейская часть Поволжье Центральная Россия Европейский Север | |
Камчатка: край вулканов и гейзеров |
| Полуостров Флора Фауна Камчатский п-ов | |
Камчатка: край вулканов и гейзеров. Как устроен вулкан? Почему из-под земли бьет гейзер? |
| Магма Гейзер Вулкан Ключевская Сопка | |
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь. Как охраняют природу? |
| ООПТ Заповедник Заказник Памятник природы | |
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь |
| Тайга Владивосток Горы Сихотэ-Алинь | |
Заповедный край Дальнего Востока. Сихотэ-Алинь Чем богат Дальний Восток? | Создание и презентация плакатов: «Природные богатства Дальнего Востока»; «Редкие животные Приморья и их защита». | ||
Остров Врангеля: царство арктических пустынь |
| Климат Погода Арктическая пустыня Арктика о-в Врангеля Чукотский п-ов | |
Алмазный край |
Ссоставление рассказа «На празднике Ысыах».
| Кимберлитовая трубка Республика Саха (Якутия) | |
Это чудо России – Байкал |
| Река Озеро Болото Ледник Пруд Море Озеро Байкал | |
Легенда о красавице Ангаре и могучий Енисей |
| ГЭС Ангара Енисей | |
В сердце могучей тайги |
| Красноярск Восточный Саян Подкаменная Тунгуска | |
Затерянный уголок Сибири. Плато Путорана |
| Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО Плато трапп плато Путорана озеро Лама | |
Топи Западной Сибири |
| Болото Торф Васюганские болота | |
Какие бывают горы? |
| Молодые и старые горы | |
Золотые горы Алтая |
| ||
На севере Уральских гор |
| Мань-Пупу-Нёр | |
Природные чудеса Среднего и Южного Урала |
| Пещера Кунгурская пещера | |
Полезные ископаемые: где их искать? | Урок-экскурсия в минералогический музей (реальный или виртуальный). Знакомство с видами полезных ископаемых и основными местами их распространения. | Полезные ископаемые | |
Русский Север |
| Архангельск Белое море Онежское озеро Соловецкие острова | |
Красота карельской природы |
| Бараньи лбы Курчавые скалы Сельги Карелия | |
Валдай – колыбель русских рек |
| Зона смешанных лесов Валдайская возвышенность | |
Путешествие по Волге |
| Исток Устье Равнинная река Поволжье Ока Кама Волжско-Камский каскад водохранилищ Нижний Новгород Казань Волгоград | |
В дельте Волги |
| Дельта Астрахань | |
Эльтон: в царстве соли |
| Солёное озеро Озеро Эльтон | |
Донские просторы |
| Дон Маныч-Гудило | |
На берегах Каспия | Групповая работа. Каждая группа подготавливает и делает доклад об одной из профессий, представители которой участвовали в каспийской экспедиции. | Каспийское море | |
Кавказские Минеральные Воды — всероссийская здравница |
| Кавказские Минеральные Воды | |
Черноморское побережье Кавказа |
| Влажные субтропики Чёрное море | |
Богатства Крымского полуострова |
| Сухие субтропики Крымский п-ов Аю-Даг | |
Янтарный край | Беседа «Куршская коса – пример гармоничного сосуществования природы и человека».. Работа с физической картой России и мира и картой природных зон России Развитие навыков смыслового чтения. Поиск ответов на вопросы (с. 169). Просмотр и обсуждение документального фильма «Янтарная комната в Царскосельском дворце». Подготовка туристического проспекта «Достопримечательности Калининграда и его окрестностей». | Калининград Куршская коса | |
Заключение. Моя малая родина | Подготовка и защита проектов. |
Материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение
- Стенды для постоянных и временных экспозиций.
- Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- коллекция медиаресурсов;
- выход в Интернет.
- Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы, плакаты, карты (в том числе настенные), портреты).
- Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения самостоятельных работ.
Нормативные документы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указы Президента Российской Федерации:
– от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Учебно-методическая литература
1. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).URL: https://fgosreestr.ru дата обращения: 10.09.2020).
2. Общественно-научные предметы. Рассказы о родной природе. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О. Д. Федоров ; под ред. О. Ю. Васильевой. — М. : Просвещение, 2020.
3. Общественно-научные предметы. Методическое пособие для учителя к курсу О. Д. Федорова / под ред. О. Ю. Васильевой «Общественно-научные предметы. Рассказы о родной природе. 5 класс» / О. А. Борисова. — М. : Просвещение, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
Проектная деятельность на внеурочных занятиях курса «Мой край родной – Кузбасс» духовно-нравственного направления в начальной школе
Мы живем в столице шахтерского края. В Кузбассе, пожалуй, не найдется ни одной семьи, где не было бы родственников, занятых в угольной отрасли. Эти люди буквально несут в нашу жизнь свет. Благодаря ге...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)
Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...