Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках родного языка и литературы.
материал

Багаутдинова Гульсара Маратовна

Тема нравственности и патриотизма –  актуальнейшая тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Разве можно  заставить любить окружающую природу, людей, Родину?  Любовь  - надо воспитывать.

         Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим , ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках родного языка и литературы.

Тема нравственности и патриотизма –  актуальнейшая тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Разве можно  заставить любить окружающую природу, людей, Родину?  Любовь  - надо воспитывать.

         Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим , ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.

Цель моей системы - создание условия для развития патриотически  и нравственно направленной личности учащихся через изучение башкирского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели мною были определены воспитательные  задачи:

1. На уроках башкирского языка и литературы воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся.

2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,  ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.

3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.

Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через  содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по башкирскому языку и литературе. В фольклоре и литературе трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. При условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др.

Во-вторых, через организацию  учебно-воспитательного процесса. Наряду с урочной  системой занятий  использую  и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления,  гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры. 

При освоении учащимися курса башкирского языка и литературы применяю   различные виды деятельности.

  • осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров
  • выразительное чтение,  заучивание наизусть стихотворных текстов,
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения
  • приведение примера, рассказ,
  • использование сравнения, сопоставления, противопоставления
  • анализ фактов, явлений…

В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую различные приемы:

  • встречи писателями, поэтами,
  • праздники, конкурсы, КВНы,    
  • олимпиады,      конференции,
  • экскурсии,
  • практическая работа.

При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.

С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи.

В учебно-воспитательной работе со школьниками использую различные  формы работы: массовые, групповые, учебные,  внеурочные.

 Цель организации внеурочной работы - углубления познавательных интересов и расширения кругозора   учащихся.     

Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.

Мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество станет богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности.

Общаясь со школьниками разного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.

Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав бесконечных нравоучений, подавления личности? Ведь основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя.

Чтение и обсуждение произведений не только вызывает интерес к творчеству писателя,  проблемам, поставленным в его произведении, а учит связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом. Это ведет пониманию своей роли в жизни людей. Так  рождается способность к самоанализу, критическому отношению к себе. 

По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего. В  качестве примеров подбираю пословицы и поговорки, сгруппированные по тематике (добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость, вежливость, бережливость, долг и т.д.)  и определяющие совокупность норм ценностей, установок, регулирующих человеческое поведение.  Таким образом приобщаю к сокровищам духовной культуры своего народа через знакомство с древнейшими традиционными жанрами  фольклора.

Задаваемые вопросы помогают учащимся осмыслить нравственные ценности с учетом личностной позиции. Например:

- Какие нравственные качества человека ценились во все времена и считаются общечеловеческими ценностями?

- Какой поучительный смысл содержат народные изречения?

Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Ныне уже очевидно, что не красота спасет Родину, но и учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо воспитывать в детях не только со школьной скамьи, а детского сада, и еще лучше в семье с рождения. Ведь работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.

Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета башкирского языка и литературы, где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература М.Карима, Р. Гарипова, З.Биишевой...  Их произведения формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными идеалами…

Часто на уроках башкирского языка  обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для  поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется человеку самой красивой.

Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках башкирского языка мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… Да, по башкирскому языку не сдают ОГЭ, ЕГЭ, даже  если выпускник великолепно не владеют языком… это может и не страшно. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление Башкортостана, России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...