Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Разоренова Валентина Викторовна

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, осмыслить его. Чтобы дети поняли значимость своей работы, мы высветили на экране детские вопросы... Эффект был неожиданным, но ярко-эмоциональным. Разговор получился очень откровенный. Дети самостоятельно пришли к осмыслению таких духовных ценностей, как милосердие, сострадание, любовь, так необходимые в нашей повседневной жизни. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_v_6.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики

г.Старая Русса Новгородской области

Урок внеклассного чтения в 6-м классе.

Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Разработчик: Разорёнова В.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса

Подготовительный этап:

  1. Учащиеся рисуют иллюстрации к рассказу
  2. Вопросы для обсуждения предлагаются самими учащимися
  3. Один из учеников готовит презентацию «Святочный рассказ»

Оборудование:

  1. Телевизор;
  2. DVD – проигрыватель;
  3. Видеопроектор;
  4. Ноутбук;
  5. Рисунки учащихся;
  6. Тексты с вопросами.

Цель урока: осмыслить и обсудить прочитанное произведение Федора Михайловича Достоевского «Мальчика у Христа на ёлке»

Задачи:

  1. Ввести понятие «святочный рассказ» через вступление учителя и презентацию ученика.
  2. Обсудить составленные детьми вопросы с акцентом на гуманистические ценности рассказа (милосердие, сочувствие, сопереживание, любовь).
  3. Прокомментировать рисунки.
  4. Подвести итоги урока «Чему научил вас этот рассказ».

Методические приемы:

-рассказ учителя,

- беседы по вопросам, составленным детьми,

- презентация ученика,

- просмотр видеоэпизода «Рождество»,

-комментарии к вопросам, рисункам,

-словарная работа.

Ход урока:

  1.  Учитель: Какой праздник Вам нравится больше всего?

- День рождения, Новый год.

 

Учитель: А почему Новый год?

- Светлый радостный праздник, ожидание чуда.

Учитель: А вот раньше с таким светлым настроением встречали Рождество и предвкушали какие-то сюрпризы, подарки, чудеса.

  1. Просмотр видеоэпизода «Рождество»

  1. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим о рассказе Достоевского Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке».

Слайд № 1 – обложка книги

Это рождественский рассказ. Такие рассказы называются «святочными».

  1.  Один из учеников приготовил нам презентацию:

Слайд № 2  Определение понятия «святочный рассказ».

Слайд № 3  Развитие понятия «святочный рассказ».

Слайд № 4, Слайд № 5, Слайд № 6 Демонстрация обложек сборников «святочных рассказов».

  1. Учитель обращает внимание учащихся на выставку сборников «святочные рассказы».
  2. Разговор у нас сегодня пойдет не как обычно. Все вопросы к произведению Вы составляли сами. Их оказалось около 80. Из них мы выбрали самые популярные, которые Вы хотели бы задать собеседнику. Пожалуйста, первый вопрос:

Слайд № 7 – Учитель: Что случилось с мальчиком?

Слайд № 8 – Учитель: Как звали этого мальчика?

- Такое могло случиться в любом городе, возможно автор сталкивался не с одним таким случаем.

Слайд № 9 – Учитель: Почему мальчику так понравились куколки?

-  Он ничего подобного не видел в жизни, его охватил восторг от всего увиденного.

Слайд № 10 – Учитель: Почему люди прогнали мальчика, когда он зашел в их дом?

- Они не захотели его понять, даже не попытались его о чем-то спросить, проявили жестокость, немилосердие, равнодушие.

Слайд № 11 – Учитель: Почему женщина в доме дала мальчику копейку, а сама прогнала его?

 - Это лицемерие, ложное милосердие.

Слайд № 12 – Учитель: Если к Вам забежит такой ребенок, что Вы сделаете?

Слайд № 13 – Учитель: Правильно ли выгонять ребенка?

 - Взрослый может о себе позаботиться, а 6-летнему ребенку сделать это очень сложно.

Слайд № 14 – Учитель: Из-за чего злой мальчик ударил маленького мальчика?

 - Не было никакой причины, просто так: от избытка жестокости, злобы.

Слайд № 15 – Учитель: Почему люди так безжалостно относились к мальчику?

 - Может они забыли, что такое чувство сострадания?

Слайд № 16 – Учитель: Хотели бы Вы, чтобы мальчика кто-нибудь спас?

  1.  Обращение к стенду с рисунками.

Больше всего иллюстраций Вы нарисовали к эпизоду пребывания мальчика у Христа на елке. Почему именно на этом Вы акцентировали внимание?

 - Это самое светлое, яркое и радостное событие в рассказе.

8. Слайд № 17 – Учитель: Рады ли Вы, что мальчик попал в рай? Либо Вы пожелали бы чего-то другого для него?

 - Ему радостно, весело, хорошо у Христа на елке. Он встретился со своей мамой.

Как часто мы слышим пословицу: «И рад бы в рай, да грехи не пускают». Значит, мальчик был безгрешен?

Он ничего не сделал никому плохого. Несмотря на его тяжелую жизнь, он не рыдал, никому не жаловался. Даже позаботился о маме, укрыв ее каким-то тряпьем. Молча поплакал и вышел из подвала. Как он радовался увиденному. В восторге был от куколок в витрине. Глядя на веселящихся детей, у него не было ни капли зависти, а только радость происходящего. Его открытая душа была полна жизни.

Слайд № 18 – Новогодняя ёлка

Значит в этом рассказе много светлого, радостного,  позитивного, несмотря на все печальные события, т.е. то, что мы можем назвать святочным рассказом?

Слайд № 19 - Учитель: И самое последнее: чему научил Вас этот рассказ?

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЛЮБОВЬ

  1. И закончить наш урок мы хотим стихотворными строчками:

Слайд № 20 -  чтение стихотворения тремя детьми

Пускай души не меркнет огонек,

Желаем Вам желаемого счастья,

И на путях непройденных дорог

Храни Вас Бог от всякого ненастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель:  Выявить актуальность  рассказа  Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные  результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...

"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Урок по рассказу  Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как  важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...