Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок поможет выявить смысл названия рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_nazvaniya_rasskaza_a.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».
- Здравствуйте, дорогие друзья!
Посмотрите, пожалуйста, на слайд 1. Что вы здесь видите?
(Улыбку)
- Да, ведь улыбка продлевает жизнь. Благодаря своей улыбке вы делаете жизнь прекраснее.
- А теперь посмотрите на другой (слайд 2). Вот такими я хочу вас видеть, когда наш урок закончится. Вот на такой позитивной нотке, разрешите мне начать урок.
- Я вас прошу взглянуть на следующий (слайд 3).
Какой писатель изображён на картине?
(А.П. Чехов)
- Антона Павловича Чехова многие читатели любят за его сатирические и юмористические рассказы.
Рассказ Чехова, который мы будем разбирать на уроке, так и называется «Хамелеон».
- А кто такой хамелеон?
(ящерица, которая меняет цвет в зависимости от местности, чтобы её не увидели)
- А вот действительно ли речь пойдёт о ящерице? Это нам предстоит выяснить. Отсюда и наша цель урока.
- Давайте попробуем вместе её сформировать
(Проанализировать рассказ “Хамелеон”, узнать, кто на самом деле был хамелеоном, вывести понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом)
- Посмотрите на (слайд 5) и помогите мне сформулировать тему урока
(Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»)
- Запишите тему урока
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию А.П. Чехова в форме устного собеседования
2.Дать характеристику герою рассказа «Хамелеон». Показать мастерство писателя в изображении «хамелеонства».
3.Выяснить смысл названия рассказа. Обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон».
- Поговорим о биографии писателя. Сегодня у нас новая форма работы. Мы станем девятиклассниками и сдадим экзамен в формате Устного собеседования, поэтому нужно сосредоточиться, ведь экзамен – это серьёзно!
Перед нами текст-биография А. П. Чехова. У вас две минуты, чтобы познакомиться с ним про себя. Затем это текст надо прочитать вслух.
(Антон Павлович Чехов, известный русский писатель и драматург, родился 29 января 1860г. в Таганроге в многодетной купеческой семье. В детстве пел в церковном хоре, много читал, а с 13 лет пристрастился к театру. Окончил гимназию, затем медицинский факультет при Московском университете, по окончании получил специальность уездного врача. Писать начал еще в гимназии, первый сборник рассказов опубликовал в 1884г.Чехов любил путешествовать, в 1890 г. осуществил путешествие на Сахалин. По возвращении приобрел имение в подмосковном Мелихово, где прожил почти 10 лет, активно занимался благотворительностью и написал свои самые известные произведения. Его литературное наследие составило более 500 произведений, многие из которых позднее были переведены более, чем на 100 иностранных языков.)
- А теперь Вам две минуты на подготовку, чтобы пересказать текст.
- Молодцы! Вы отлично сдали экзамен! Так держать! - Наконец-то переходим к рассказу «Хамелеон».
Проверим, насколько хорошо вы прочитали рассказ.
(Блиц-опрос по рассказу Чехова «Хамелеон».) Вам помогут слова-подсказки.
СЛАЙД 10
1. Что нёс городовой в решете?
2. Вспомните фамилию полицейского надзирателя.
3. Назовите фамилию городового.
4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?
5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?
6. Какие в основном собаки были у генерала?
7. Кто такой Прохор?
8. Как звали брата генерала?
9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?
ФИЗМИНУТКА
-Проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, у вас есть возможность повернуться и найти слово по его лексическому значению.
Полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком
Конфискованный – отнятый, отобранный, принудительно изъятый
Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе
Борзая – охотничья собака с острой длинной мордой и длинными тонкими ногами
Ведущий жанр раннего творчества Чехова – юмористические рассказы. В них юмор и сатира направлены на осмеяние нелепого и безобразного в жизни. Прочитаем рассказ «Хамелеон» и выясним, что высмеивал Чехов в этом произведении.
Прочитайте первый абзац рассказа «Хамелеон» и ответьте на вопросы:
1.Как зовут героев Рассказа? Полицейский Очумелов и городовой.
2.Что несут Очумелов и городовой? Узелок и крыжовник.
3.Что значит конфискованный? Крыжовник, который забрали, изъяли. Само понятие «конфисковать» звучит комично, т.к. означает изъять в пользу государства. Крыжовник не может пойти в казну государства, значит, пойдёт в карман городовому и Очумелову.
4.Почему на площади никого нет, даже нищих? Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.
Прочитайте рассказ «Хамелеон» до слов «Не рассуждать!» и ответьте на вопросы:
1.Что произошло? Собака укусила Хрюкина за палец.
2.Чем занимался Хрюкин (род его деятельности)? Хрюкин был ювелиром.
3.Каково решение Очумелова? Очумелов хочет оштрафовать владельца собаки.
4.Как зовут городового? Елдырин
5.Кому принадлежит собака? Генералу Жигалову.
6.Какое предположение высказывает Очумелов? Хрюкин сам расковырял себе палец.
Ситуацию в рассказе предлагаю проиллюстрировать схемой.
Нарисуем схему.
Прочитайте рассказ «Хамелеон» со слов «Не рассуждать!» и до конца, ответьте на вопросы:
1.Почему собака не может быть генеральской? Городовой замечает, что у генерала не такие, у него всё легавые.
2.На чьей теперь стороне Очумелов? Почему? Очумелов предполагает, что это дворняжка, следовательно, Хрюкин пострадавший.
3.Почему Очумелов назвал собаку «нежной тварью», а Хрюкина «свиньёй»? В толпе предположили, что собака всё-таки принадлежит генералу. Очумелов вновь поменял своё мнение.
Дополним нашу схему.
4.Кто рассудил всех? Генеральский повар.
5.Что предлагает с ней сделать Очумелов? Полицейский предлагает истребить собачонку.
6.Кто хозяин собаки? Брат генерала.
Отметим изменения в нашей схеме. Содержание схемы:
1.Очумелов хочет оштрафовать владельца собаки.
2.Хрюкин сам расковырял палец.
3.Хрюкин пострадал, собака бездомная.
4.Хрюкин тыкал собаке в морду сигаретой, вот она и укусила. Хрюкин виноват.
5.Собака не генеральская, её нужно истребить.
6.Собака принадлежит брату генерала. Хрюкина нужно наказать.
Сколько раз меняет своё мнение Очумелов? 6 раз.
От чего зависит мнение Очумелова? Мнение Очумелова зависит от того, кому принадлежит собака, то есть от того, кого ему, Очумелову, выгодно признать виновным. Говорить о какой-либо законности здесь не приходится.
Почему генеральскую собаку наказывать нельзя? Генерал по званию выше Очумелова, значит, имеет над ним определённую власть. Очумелов подлизывается к нему при любом удобном случае.
Дайте определение слову «хамелеон». Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он? В рассказе «Хамелеон» поведение человека напоминает реакцию животного, меняющего окраску в случае опасности. Чехов показывает, как быстро меняется настроение человека от непомерного самодурства до унизительной трусости и наоборот.
Кто из героев рассказа также быстро меняет своё мнение, как Очумелов? Толпа тоже сомневается в виновности Хрюкина, поддерживает Очумелова.
Составьте синквейн к слову «хамелеон».
1.Хамелеон в рассказе Чехова.
2.2 прилаг.
3.3 глагола
4.Предложение о хамелеоне.
5.Синоним к слову «хамелеон».
(синквейны учеников)
Понятие «хамелеонство» давно вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека, готового в угоду обстоятельствам менять свои взгляды. В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сценки на базарной площади.
Рассказ «Хамелеон» показывает нам живую картину нравов. Мгновенные переходы от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству- эти черты полицейского надзирателя Очумелова не только характеристика российской полиции того времени. Чеховский «Хамелеон» стал символом эпохи, отмеченной чертами двоедушия, предательства, вранья.
Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном напоминании. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское» - всегда право, «прочее» (мелкая сошка) – всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, сатирического изображения общества.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.В современном обществе тоже есть хамелеоны или это понятие устарело?
2.Что вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: нарисовать символ к рассказу «Хамелеон».
Вывод (СЛАЙД 6)
-Слова “хамелеон” нет в рассказе. Но называется он именно так. Почему? Взгляните на экран и обратите внимание на второе значение. В прямом или переносном значении употреблено это слово?
-Кого в рассказе можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу)
-Что такое “хамелеонство”? (Это страшное социальное явление, потому что люди теряют свое человеческое достоинство, моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств)
-Вывешиваю на доску «хамелеонство». Мы составили схему, которая в дальнейшем вам поможет воспроизвести рассказ и применить его в качестве аргумента в итоговом сочинении.
-Посмотрите видеосюжет из журнала «Ералаш» и подумайте над вопросом: что объединяет героев из произведения Чехова и из видеоотрывка. (СЛАЙД 7)
-К сожалению, «хамелеонство» существует и в наше время.
Творчество А.П. Чехова заставляет читателя задуматься о высоких идеалах человеческой души, к которым нужно стремиться. Это необходимо, чтобы не превратиться вдруг в очумелова или хрюкина, не унижаться подобно Тонкому и не быть на побегушках у недостойных как елдырин. Не стать пресмыкающимся. Важно сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать!
Рефлексия
-Достигли ли мы цели урока? Совпали ли они с теми целями, которые мы ставили в начале урока? Были ли затруднения?
-Подведем итоги, используя фразы:
Познакомились…(с произведением, пороками, в т.ч. хамелеонство)
Исследовали… (внутренний мир героев через речь, художественную деталь, говорящие фамилии)
Приобрели... (навыки работы с текстом, опыт работы в группе, навыки выступления)
Оценивание
-Оцените свою работу …
-Чью работу на уроке вы хотели отметить? Чья работа на уроке тебе показалась плодотворней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...
Смысл названия рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"
Основной приём работы на уроке - "Фишбоун". Учащиеся, анализиря поведение людей на площади и реакцию Очумелова, заполняют "скелет" рыбы. Восприятию рассказа способствует перекличка видеоролика о повед...
Урок: Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили: «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам...»...
Конспект урока. Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"
Технологическая карта урока.Цель: формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей...
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.
Конспект урока улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Прочитать рассказ «Смерть чиновника» сравнить с «Толстым и тонким»...
Смысл названия рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Данный материал может быть использован к видеоурока в рамках дистанционного обучения. Разработаны задания для коллективной работы, для индивидуальной работы, вводится новое теоретическое понятие...