Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»
ЗАДАЧИ: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_francuzskogo_konspekt.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»
ЗАДАЧИ: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».
СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.
- Организационный момент.
- Слово учителя.
-На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».
-Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.
- Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое , какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).
- Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)
-Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)
-Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)
Найти и зачитать портрет Лидии Михайловны (объяснить, почему автор пишет, что она была « в одежде» стр.133
- А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.
- Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)
- Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)
- Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?
а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком
б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143
- Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)
- На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151
- Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качеств Директор
Доброта, понимание Черствость
Чуткость, справедливость Невнимательность
Отзывчивость Формализм
Уважительное отношение к детям Бездушие
Милосердие
Щедрость
Сострадание, сочувствие
- Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)
- А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику ? ( она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)
Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).
А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу , и также узнал теперь , что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.
Откроем стр. 113.
Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)
А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и ,в этом вам поможет название предисловия.
И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?
- Мы справились с задачами урока:
- Поговорили о душевном состоянии героя
- Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна
- Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память
Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.
Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока: ...
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского». "Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению"
Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя....
Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского
презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....
Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...