Фамилия Имя Отчество Романова Светлана Юрьевна |
Предмет Литература |
Класс 8 |
Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала |
Тема урока Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"
|
Цель Формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей
|
Задачи образовательные | развивающие | воспитательные | Проанализировать рассказ Платонова, определить смысл названия произведения, его идею | Инициировать познавательную деятельность учащихся, развивать способность к рассуждению, анализу прочитанного, обоснованию собственного мнения | Воспитывать интерес к прошлому своего народа, своей Родины, ответственность в любви, в семейных отношениях
|
|
УУД Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | Усвоение гуманистических ценностей, формирование целостного мировоззрения
| Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение устанавливать причинно-следственные отношения, строить логическое рассуждение, делать выводы | Умение организовывать совместную деятельность в паре, группе, с учителем, умение осознанно использовать речевые средства | Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление авторской позиции, умение анализировать литературное произведение с определенной целью, понимание ключевых проблем данного произведения |
|
Планируемые результаты Предметные (знать) | Предметные (уметь) | Метапредметные | Личностные | Тему, идею, нравственный пафос произведения
| формулировать свое отношение к прочитанному, давать характеристику героям, понимать связь произведения с исторической эпохой. Уметь строить устное и письменное высказывание на заданную тему | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое суждение, работать в парах и группе, аргументировать и отстаивать свое мнение | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, развитие эстетического сознания |
|
Понятия пейзаж, деталь, герой. конфликт |
Межпредметные связи история, искусство (кинематограф) |
Методы обучения создание проблемной ситуации, смысловой анализ текста, работа по заданиям к тексту, информационного поиска |
Технология элементы урока - мастерской, работа в группе, в парах |
Этапы урока |
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | Формируемые УУД | Методы обучения |
Организационный момент | Приветствие | Готовность к уроку | | |
|
Актуализация знаний
| На доске запись Возвращение.. . Подберите и запишите ассоциации к этому слову.
Просмотр фильма 1968 г. по рассказу ( фрагмент " солдат идет домой")
Расширьте круг ассоциаций с помощью вопросов к слову "возвращение"( например куда? с кем? от чего? о чем?) " А теперь сделайте вывод о том, что же такое возвращение
|
Подбирают ассоциации (работа в тетрадях) Зачитывают свои ассоциации, дополняют ответы (путь, разлука, радость, тревога) Социализация.
Смотрят фильм
Работа в парах.
Обсуждают свою версию и предлагают классу) Делают вывод: это путь домой после долгой разлуки, путь с войны, ожидание радости и тревога о том, как пройдет встреча ( запись в тетрадь) |
Соотнесение произведения с исторической эпохой
Построение высказывания в устной и письменной форме |
Личностные(развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусств: литературы и искусства (кинематограф).
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Познавательные ( построение логической цепочки рассуждений) | Создание эмоционально- нравственной ситуации |
Активное целеполагание
| А о чем говорит многоточие?
То, что знаю.. То, что не знаю...- выход на цели -узнать, почему Алексей Иванов долго не возвращался домой - узнать, с чем связаны страх и растерянность героя - выяснить, только ли на родину, домой вернулся герой - выяснить, когда герой действительно вернулся Как узнать?
| Многоточие говорит о недосказанности и нескольких смыслах
Выходят на цели урока.
Говорят о том, что ответить на вопросы можно, анализируя произведение, спрашивая учителя |
| Познавательные (выдвижение гипотезы) Регулятивные ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще не известно,) Коммуникативные( постановка вопроса- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
| Создание проблемной ситуации |
Изучение нового материала
| Соответствует ли то, как встретили Иванова дома , с тем, что мы предполагали, работая со словом "возвращение? Для этого мы поработаем в группах с отдельными эпизодами Анализ эпизодов 1. группа. Эпизод " Иванов и Маша" - Почему Иванов не торопится домой? - Что притягивало Иванова к Маше? - Какое значение имеет описание природы? - Вызывает ли поступок Иванова осуждение?( элемент дискуссии) 2 группа. -Эпизод " Встреча с родными". - Как встретила Иванова семья: жена и дети? - Каково внутреннее состояние главного героя? - Какие важные детали , помогают понять состояние героев,? - Что или кто виноват в разладе в семье Ивановых? 3 группа. Эпизод "Ссора с женой" - Как жила семья без отца и мужа? - Почему произошло сближение Любовь Васильевны и Семена Евсеича? - Почему Алексей решает уйти из семьи? - Прав ли герой, осуждая свою жену? ( элемент дискуссии)
4 группа. Эпизод" Возвращение" Подготовить выразительное чтение эпизода - О каком последнем испытании идет речь? - Найти ключевые слова эпизода ( сердце, ожесточилось, любовь, , основной мотив эпизода( дорога) - Что заставило его сердце оттаять?
|
Работа в группах.
Делятся мыслями, высказывают свое мнение, соблюдая корректность
Делают вывод: герои не могут перестроиться на лад мирной жизни, , природа подчеркивает одиночество и отчуждение. виноватых в этой ситуации нет
Делают вывод: война действительно внесла трагедию в семью - Петрушка лишен детства, Настя не знает отца.
Делают вывод: душа Иванова не может оттаять, он берет на себя право судить своих близких, не думая о том, что им пришлось пережить. Его сердце покрыто корой себялюбия, обиды, ревности. Ему страшно взять на себя тяжелый труд- самому строить свою жизнь и жизнь свою и близких. И он уходит из семьи.
Выразительно читают эпизод.
Делают вывод: последнее испытание- переступить через свое самолюбие, обнажить сердце. И он через все преграды выходит к миру, к людям. | Умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы, формулирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции)
Смысловое чтение текста
| Личностные( умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ) Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации) Коммуникативные ( умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации)
|
Частично- поисковый
|
Первичное осмысление и закрепление
| Сделаем выводы.
- Кто смог прекратить ссору между мужем и женой?
- Что помогло восстановить гармонию? | Делают выводы.
- ребенок, ставший взрослым и мудрым, смог помирить взрослых людей, своих родителей, он нашел в себе силы понять и простить его.
- гармонию восстановила любовь | Понимание ключевых проблем данного произведения ,понимание его связи с исторической эпохой, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей) | Личностные ( развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора)
| Индуктивный |
Итоги урока.
Рефлексия
| Подведем итоги. - Так о каком же возвращении говорит заглавие?
- Нарисуйте в виде символа то слово, которое встречалось в тексте около 15 раз. Что это за слово? Почему оно так важно?
Запишите 2 -3 предложения о том, что ваше сердце чувствовало в процессе работы над рассказом Выставляет оценки за урок, благодарит детей за работу |
Отвечают на вопрос: - автор имеет в виду не только возвращение на родину, домой, но и возвращение героя к себе, к своей семье ( записывают в тетрадь)
Рисуют сердце в тетрадях,
От него, согревающего своим теплом, "действительно должно приходить счастье", и именно такое сердце просыпается в груди Иванова, человека, вернувшегося к себе записывают предложения ( зачитывают вслух по желанию) | Выявление в произведении вневременных нравственных ценностей | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать выводы
эмпатия |
|
Домашнее задание
| -Предлагает учащимся варианты домашнего задания: Прогнозирование" Как сложится судьба героев ( за рамками рассказа- - Письмо герою ( Иванову, Петрушке)
| Выбирают задание и записывают в дневник | | |
|