Конспект урока учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 645 Пушкинского района Санкт- Петербурга Тарковской О.А.
Литература 6 класс (учебник – «Литература 6 класс УМК В.Я.Коровина и др.)
Технологическая карта
Тема: Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Цели - - развивающая: создание условий для развития познавательных логических УУД (анализ, сравнение) средствами различных приемов работы с текстом;
- обучающая: формирование образов героев на основе исследования авторской позиции и собственного видения
- воспитательная: создание условий для воспитания нравственных качеств личности
Структура урока - Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Этап деят-ти | Задачи этапа | Формирование УУД | Методический инструментарий | Методы и приемы | форма |
1. Стадия вызова | Пробуждение познава тельного интереса, апелляция к личному опыту учащихся, актуализа ция имеющихся знаний Определение темы и цели урока | Личностные: действия смыслообразования (активизация творч. отношения к учению, формир. личностного смысла учения) познавательные логические (анализ) регулятивные(це леполагание, прогнозирование) | Метафора Словесные: беседа, обращение к личному опыту учащихся,
Постановка проблемного вопроса
| фронтальная |
2. Стадия осмысления | Получение новых знаний и соотнесе ние их с полученными раннее, формулирование собственно го мнения по теме | познавательные логические (анализ, сравнение)
общеучебные (смысловое чтение) | Гностический (поисковый) Анализ текста (художественного и научного) Концептуальная таблица Инсерт | индивидуальная | 3. Стадия рефлексии | Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей д-ти | Регулятивные (контроль,коррек ция, оценка) логические (Сравнение, анализ)
| «Ответ- итог» анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся
| Фронталь ная индивидуальная |
Домашнее задание Содержание задания | УУД | приемы | Прочитать рассказ «Смерть чиновника» сравнить с «Толстым и тонким» | Познавательные логические (анализ, сравнение,) Общеучебные (смысловое чтение) | Сравнительная таблица | составить 2синквейна по темам Толстый и Тонкий, указывая отличительные черты героев | Познавательные логические (анализ,сравнение,) | синквейн |
|
Стадия вызова | -Я хочу познакомить вас с притчей. Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.«О вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие – те, что считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку. Только тогда, когда ты будешь пробовать, пытаться, ты сможешь добиться чего-либо». -Как связана притча с уроком литературы?
-Представьте ситуацию: встречаются два друга - бывших одноклассника - спустя много лет после окончания школы. Как вы представляете себе эту встречу? -В основе одного рассказа Чехова лежит такая же ситуация. В каком рассказе?
-Почему так называется рассказ? Почему его нельзя было назвать, например, «Встреча друзей»? -Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
-Посмотрите на тему урока: Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий» -сформулируйте цель урока
-В какой форме представим результат?
-Что значит сравнить? - выделение объектов сравнения
- выделение в каждом существенных признаков
- выделение общего
- выделение различного
- вывод
|
Слушают
Высказывают свою точку зрения Мы тоже открываем двери в мир литературы, в мир художественного произведения
«Толстый и тонкий»
Проанализировать рассказ
Анализ и сравнение героев рассказа В форме таблицы
|
Стадия осмысления | -Работать мы будем сегодня, заполняя таблицу Что сравниваем | толстый | тонкий | Слова из текста, характеризующие Толстого | Черты характера, поведения, выводы | Слова из текста, характеризующие Тонкого | Черты характера, поведения, выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
-Читая текст, вы выбираете слова, характеризующие поведение героев, - записываете их в 1 и 3 колонки; описываете черты характера, особенности поведения героев - во 2 и 4 колонках. Чехов – мастер детали. Обратите внимание на детали, которые используются в рассказе. Попытайтесь определить, для чего они даются автором.
-Презентация работы - характеристика героев. -Все ли слова, использованные автором в тексте, были понятны? Возьмите текст №1 и сравните свое понимание некоторых слов и словарную статью. Дополните свою таблицу.
Это был 1 шаг при сравнении. Найдите общее и различное в характеристиках героев: общее отметьте красным, различное - зеленым, сделайте вывод.
-Чехов изменил первую редакцию рассказа, переработал его концовку. Прочитайте первоначальный вариант, сравните его с окончательным вариантом и ответьте на вопрос: почему писатель изменил текст рассказа? А какая концовка вам больше нравится? Почему? |
В течение 15 минут заполняют таблицу по рассказу «Толстый и тонкий»
Читают словарную статью, дополняют свои работы
Выполняют задание
Чтение 1 варианта рассказа Отвечают на вопрос
|
Стадия рефлексии | -Анализируя все, что вы сегодня сделали, ответьте на вопрос: почему Чехов назвал рассказ именно так? -Возьмите статью литературоведа Зары Григорьевны Минц «Сложная простота». Прочитайте её, используя прием «заметки на полях», сравните с вашей таблицей и вашими выводами. Подведите итог.
-Выберите эпиграф к уроку из следующих высказываний. А.П.Чехов: Умею коротко говорить о длинных вещах. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия. Льстят тем, кого боятся. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Сенека Младший: Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное. Гете: Коль рабству своему ты сам причина, Сочувствия не жди в тяжелую годину. Ален: Достаточно считать себя рабом, чтобы быть им. О. Мирабо: Добровольные рабы производят больше тиранов, чем тираны - рабов. Л. Берне: НЕсвобода делает человека только несчастным, но не лишает его достоинства, лакейство же унижает. Генри Брукс Адамс: Дружить подчиненный и начальник не могут. Друг у власти — потерянный друг.
-Вспомните тему урока. Как вы объясните смысл названия? Почему Толстый на 1 месте? -Достигли ли мы поставленной цели? -А в нашей жизни такие ситуации могут произойти? -Как называются темы, которые актуальны во все времена? -Вспомните притчу. Смогли ли мы найти ключик к миру рассказа А.Чехова и открыть хотя бы одну его дверку? |
Чтение литературоведческой статьи
Работа по подбору эпиграфа
Вечные
|