Смысл названия рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Основной приём работы на уроке - "Фишбоун". Учащиеся, анализиря поведение людей на площади и реакцию Очумелова, заполняют "скелет" рыбы. Восприятию рассказа способствует перекличка видеоролика о поведении хамелеона и раскрашивание хамелеона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_hameleon.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.П.Чехов. Смысл названия   рассказа «Хамелеон».

        Цель:  научить учащихся  понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особенности

Задачи:

обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения.

развивающие– развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.

воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.

здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Задания для групп.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация

  1. Видеоролик о хамелеоне.

Кто герой сюжета? Каковы его отличительные черты?

Определение темы. Запись в тетрадь.

III. Проблемная ситуация.

   - Передайте сюжет произведения одним предложением.

(например, кто что делает и как делает это в рассказе)

-Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

/ - Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай./

 -В рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

Запись вопроса на доске

IV. Приём «Фишбоун» (доска)

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет») :  в голове помещаем основной вопрос: Почему рассказ называется «Хамелеон»? На хребте разместить основной вопрос сценки: «Чья собака?» На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

        

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки.

V. Работа в группах

1. Артисты

Карточка №1(индивидуальная работа)

  1. Распределите роли: Очумелов, Хрюкин, голос из толпы.
  2. Подготовьте выразительное чтение по ролям

Отрывок начинается со слов:

«Очумелов делает полуоборот налево…»

И заканчивается словами:

«Шустрая такая собачка…»

Вывод: Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении).

  1. Исследователи

Разбейтесь на 2 подгруппы. Проанализируйте отрывок

Отрывок начинается со слов:

«Очумелов делает полуоборот налево…»

И заканчивается словами:

«Шустрая такая собачка…»

Найдите:

 а) мнение толпы

б)реакцию Очумелова

Коротко запишите ключевые слова на карточки

Вывод: 6 раз меняет Очумелов мнение в зависимости от принадлежности собаки

  1. Аналитики

1.Какие человеческие качества высмеивает автор?(подчеркнуть)

Трусость, остроумие, жадность, доброта, стремление помочь, угодничество, сострадание, законопослушание, чинопочитание, тунеядство, лень?

2.Какова роль художественной детали в рассказе? (Шинель Очумелова)

  •  Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?
  • Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?
  1. Каково значение слова «хамелеон»? (словарь или интернет)

Вывод: Деталь – мелочь, черточка. Художественная деталь имеет композиционно – структурное значение, позволяет увидеть смену настроения Очумелова.

Чехов высмеивает такие качества: угодничество, чинопочитание , трусость.

Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Слово «хамелеон» употреблено в переносном значении: человек, который меняет своё мнение в зависимости от ситуации.

VII. Стадия осмысления.

  1. Выступления групп. Выводы.
  2. Возвращение к «Фишбоун», заполнение «хвоста»-вывода(фронтально)

-Итак, в рассказе нет слова хамелеон. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

         Да, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

-  Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?

 В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин ,и Хрюкин, и толпа.

 -   Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь русского человека, приобрело всеохватывающий характер. (Заполнение «хвоста» рыбы: качества, которые высмеиваются).

Заключительный вывод. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

VIII. Рефлексия.

Выбрать из лежащих на столе карандашей один и закрасить силуэт хамелеона (все по очереди)

Зелёный, жёлтый, синий, красный и т.п. свидетельствуют о хорошем настроении и уверенном освоении материала. Коричневый, чёрный – цвета тревоги, неуверенности.

http://deti-online.com/images/raskraski/raskraski-zhivotnyh--zmei--45.jpg

        Домашнее задание: Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...

Урок: Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

Мы оставили героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили: «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам...»...

Конспект урока. Нравственные основы и смысл названия рассказа А.Платонова " Возвращение"

Технологическая карта урока.Цель: формирование умения анализировать художественные образы, давать оценку поступкам героев, обращать внимание на способы характеристики персонажей...

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....

Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Прочитать рассказ «Смерть чиновника» сравнить с «Толстым и тонким»...

Смысл названия рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Данный материал может быть использован  к видеоурока в рамках дистанционного обучения. Разработаны задания для коллективной работы, для индивидуальной работы, вводится новое теоретическое понятие...

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...