Изучение хронотопа на уроках литературы (на материале повести В.Аксенова «Звездный билет»)
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Агапова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена изучению хронотопа на уроках литературы в старших классах. Рассматриваются способы репрезентации времени и пространства в художественном произведении. Предлагаются вопросы и задания для анализа хронотопической составляющей повести В.Аксенова «Звездный билет».

Ключевые слова: хронотоп, время, пространство, художественное произведение, В.Аксенов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_hronotopa_na_urokah_literatury.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Агапова Екатерина Сергеевна

к.ф.н., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                        СОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ

Изучение хронотопа на уроках литературы (на материале повести В.Аксенова «Звездный билет»)

Статья посвящена изучению хронотопа на уроках литературы в старших классах. Рассматриваются способы репрезентации времени и пространства в художественном произведении. Предлагаются вопросы и задания для анализа хронотопической составляющей повести В.Аксенова «Звездный билет».

Ключевые слова: хронотоп, время, пространство, художественное произведение, В.Аксенов.

Время и пространство – сложные и важные категории человеческого познания, которые интерпретируются с точки зрения разных наук: философии, физики, истории. Для нас важен литературоведческий аспект данной категории, так как пространство и время – основные элементы художественной картины мира любого произведения. Важность данных категорий обусловлена и тем, что с их помощью люди воспринимают и осознают мир, выстраивают образ окружающей действительности.

Время и пространство составляют хронотоп, который является обязательным атрибутом текста [Бахтин 1975]. Каждый конкретный текст выстраивает собственную хронотопическую организацию.

Базовые понятия о хронотопе вводятся уже в начальной школе. Задаются вопросы «Где происходит действие?», «Когда начинаются события?», которые формируют умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения, что является важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности  [Примерная 2012: 95]. В средней школе понятие о хронотопе углубляется введением исторического контекста (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и др.) [Стандарт 2004: 90-91]. В 10-11 классах ученики готовы к выходу на новый уровень осмысления пространства и времени в художественном произведении – к отражению авторской позиции через хронотоп.

Определенный интерес для учащихся 10-11 классов представляет повесть В.Аксенова «Звездный билет», так как в ней идет речь об их сверстниках, стоящих перед важным выбором: следовать советам родителей или путем проб и ошибок найти свой путь в жизни. Так, в основе повести лежит мотив пути, который тождествен процессу взросления героя, проходящего через череду испытаний.

Как выражается время в художественном произведении? Время, функционируя в тексте, находит выход в разноуровневых средствах языка, это: система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставление; транспозиция форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой; падежные формы со значением времени; хронологические пометы, синтаксические конструкции, создающие определенный смысловой план; имена исторических деятелей, мифологических героев; упоминание исторических событий.

Рассмотрим художественное время повести В.Аксенова «Звездный билет», где сосуществуют две временные модели: циклическое и линейное время [Яковлева 1994: 97]. Линейное время можно проследить через оппозиции «настоящее-прошлое-будущее». Настоящее становится отправной точкой повествования, это то время, когда происходят или начинаются описываемые в повестях события. Важность настоящего времени нередко подчеркивается конкретной датировкой. В тексте повести появляются заголовки из официальных газет: «Кубе угрожает опасность! / Агрессия в Конго расширяется / В Лаосе тревожно / Мы с тобой, Фидель! / Пиратские набеги продолжаются / Олимпийский огонь продолжает свой путь» [Аксенов 2009: 293]. Для чего нужны эти заголовки? (Данные контексты перекликаются с внутренним состоянием героев, так как упоминание данных заголовков относится к утру, времени тревожному, опасному и некомфортному для героев. Но газетные заголовки завершаются высказыванием с положительной семантикой, так как Олимпийский огонь является символом прекращения войн и междоусобиц хотя бы на некоторое время, а также дает надежду на обретение смысла пути самими героями).  

Еще одной характеристикой настоящего времени может стать использование особых клише, оценивающих происходящие события и людей: «Есть среди наших жильцов и закоренелые носители пережитков прошлого: алкоголик Хромов, спекулянт Тима и склочница тетя Эльва» [Аксенов 2009: 193]. Найдите в данной цитате такие шаблонные фразы. Встречаются ли еще клише в тексте повести? («Тошно было слушать, как он бубнил: «на основе внедрения», «взяв на себя обязательства» [Аксенов 2009:  319]). Что противостоит подобным конструкциям? (Молодежный жаргон: «Конь мой сегодня дома» [Аксенов 2009: 194]; «Эй, пошли рубать! – крикнул он» [Аксенов 2009: 246]). Так, контраст, лежащий в основе этих контекстов, демонстрирует бунт героев, которым они пытаются защитить право быть самими собой и распоряжаться своей судьбой.

Прошлое может освещаться и через упоминание исторических деятелей, найдите подобные примеры в тексте («Вся эта трепология, все эти высокие словеса. Их произносит великое множество идеалистов вроде тебя, но и тысячи мерзавцев тоже. Наверное, и Берия ими пользовался» [Аксенов 2009:  253]; «Сэ ля ви, как говорит Шарль де Голль» [Аксенов 2009: 260]).

Кто из героев данного произведения думает о будущем? (Старший брат Димки, Виктор Денисов: «Он напрасно опустил руки и тянет выпускные экзамены на одни тройки, ведь надо подумать и о будущем...» [Аксенов 2009: 192]). А что говорят о будущем сами юные герои? («Неужели вы думаете, что сквозь призму этой бутылочки перед нами открывается сияющее будущее?» [Аксенов 2009: 320]).

Таким образом, можно отметить, что в повести «Звездный билет» настоящее динамично, прошлое патриархально и статично, будущее нечто сверкающее.

Сюжет произведения соотносится не только с линейным, но и циклическим временем.

- Когда начинается действие повести? (В основе сюжета повести В.Аксенова – ситуация ухода героя из родного дома весной. Так, персонажи повести «Звездный билет», окончив школу, отправляются путешествовать без всякой цели в Прибалтику).

- Какими эпитетами сопровождается описание лета?  Какие испытания проходят герои летом? (Основное значение лексемы лето также расширяется за счет индивидуально-авторского понимания лета как времени испытаний свободой, дружбой, любовью. Значение лета как самого теплого времени переосмысливается. Для героев это не просто теплое, это самое горячее время. Красной нитью проходит семантика жары, жара. Характерный эпитет лета «душное», в который, помимо атмосферной характеристики, включается и эмоциональная оценка говорящего. Герои проходят испытания свободой, дружбой, любовью).

- Чем оказывается осень для героев? Как связаны осень и путь героев? (Осень оказывается не только временем года, следующим за летом, но и временем плена. На это указывают неизменные признаки  осени – затяжные дожди, шторма, слякоть, ветра. Все это не позволяет героям отправиться в дальнейший путь. Постоянно подчеркивается сырость, это реализуется через введение определения «мокрый», через постоянное упоминание о дождях и штормах: «Мокрые листья прилипали к штанам и к рукам.  Все было мокрым в этом осеннем лесу» [Аксенов 2009: 310]).

Итак, перед нами разворачивается определенная временная модель, которая находит свое выражение через определенные языковые единицы. Жизнь героев оказывается вписана в природно-календарный цикл, начинающийся весной. Но данный цикл не является повтором того, что уже было, это выход на новый уровень восприятия жизни и жизненных ценностей: юные герои задумываются о собственном будущем – кто-то решает все-таки поступить в институт, кто-то устраивается на работу.

Художественное пространство – еще одна из смыслообразующих текстовых категорий. Любой текст разворачивается в каком-либо пространстве, иногда мы можем увидеть, как автор повторяет изображение определенных локаций, выстраивает систему противопоставлений мест. И тогда мы можем проанализировать такие характеристики, как симметричность и связность. Пространство художественного текста может быть открытым и замкнутым, может сужаться и расширяться по отношению к самому герою или другому объекту. Расширение пространства может зачастую связано с расширением опыта героя, познанием мира. Художественное пространство реализуется в тексте через употребление топонимов (реальных и вымышленных), синтаксические конструкции с пространственным значением (например, сложноподчиненные предложения с придаточным места), глаголы движения, наречия места и др.

Обратимся к пространству, представленному в повести В.Аксенова «Звездный билет». Попытаемся распределить некоторые топосы, представленные в произведении, на две группы:

Топосы, относящиеся к открытому пространству

Топосы, относящиеся к закрытому пространству

Прибалтика

Барселона

Берег моря

Лаборатория Виктора

Москва (?) – Азия, парк, дорога (перекресток)

Замкнутое пространство реализует такой топос, как «Барселона». Можно предложить следующие вопросы.

- Где начинается действие произведения? Что представляет из себя этот топос? (Действие повести начинается с рассказа Виктора Денисова о доме: «У нас внутренний четырехугольный двор, В центре маленький садик. Низкий мрачный тоннель выводит на улицу. Наш папа, старый  чудак,  провожая  гостей через  двор,  говорит:  "Пройдем  через патцио". <…> Таким образом он выражает свою иронию по отношению  к  нашему  дому,  который  до  революции назывался "Меблированные комнаты "Барселона"»).

- Как данный топос соотносится со временем? (Это дом, история которого начинается еще до революции, отмечается, что «в нашем доме мало новых жильцов,  большинство – старожилы», «в каменном  море  четырехугольная  "Барселона", волна и корабль, что качал нас семнадцать лет»).

- Авторское отношение к данному топосу (С одной стороны данное место описано иронически, с другой - ностальгически).

Герои мечтают о побеге из Барселоны: «Слезай с коня, иди пешком. Что вы, парни? Мы же мощные ребята, а ведем себя, как хлюпики. Вперед! К морю! В жизнь! Ура!» (Они едут в Прибалтику, которая осознается ими местом настоящей свободы. Но это и место испытаний дружбой, любовью и т.д.)

В финале повести Димка возвращается в Барселону: «Вот  мне  куда  надо – в "Барселону"! Да-да, именно туда я и еду уже второй день».

- Что представляет из себя Барселона в финале произведения? (В конце романа дом готовят к сносу: «И вот они, руины нашей "Барселоны". Она  уже наполовину  сломана», – но из окна видны звезды – выход в открытое пространство, то есть перед героями открыты все пути).

Таким образом, проанализировав данное произведение, можно сделать вывод, что время и пространство не только тесно взаимодействуют между собой, но и выражают авторскую позицию. Время и пространство в повести В.Аксенова «Звездный билет» динамичны и цикличны, что позволяет нам говорить о том, что юные герои активно ищут свой путь в жизни, а каждое испытание на их пути становится движением по пути взросления и обретения истинных ценностей.

Литература

  1. Аксенов В. Звездный билет // Апельсины из Марокко. – М: Эксмо, 2009. – С.189-352.
  2. Агапова Е.С. Языковая репрезентация темпоральности в «молодежной прозе» В.Аксенова (на материале повестей «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Пора, мой друг, пора»): Дис. …канд. филол. наук. – Казань, 2013. – 162с.
  3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С.234-407.
  4. Кандрашкина О.О. Категория пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Выпуск №2-5. – Т.13. – 2011. – С. 1217-1221.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2012. — 223с.
  6. Стандарт основного общего образования по литературе // Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. – М.:  Министерство образования Российской Федерации, 2004. –  С.90-91.
  7. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994. – 344с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

изучение баллады на уроках литературы

Изучение баллады с учетом жанровой специфики...

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...

Материалы к урокам литературы по теме "Повесть "Детство" Горького"

Карточки с заданиями для работы в группах....