Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
«Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель русского языка и литературы
Шнитова Ирина Викторовна
Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Цели урока:
1.Образовательная –научить сопоставлять события истории и художественное произведение;
2. Развивающая - развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;
3. Воспитательная – воспитывать любовь к истории и русской литературе.
Оборудование: презентация урока; портрет А.С. Пушкина;
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
I. Орг. момент Целеполагание II. Актуализация знаний III. Изучение нового материала. Физкультминутка 1.Жанровое своеобразие. 2.Работа с толковым словарем. IV. Слово учителя. История создания «Капитанской дочки». 1. Прототипы героев повести. Работа со словариком в тетради. V. Обобщение. VI. Д/з VII. Рефлексия | - Здравствуйте, садитесь. - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но вы будьте активны, не стесняйтесь. Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму». Как вы считаете, что она означает? (Ребята сами выбрали предложенные темы, собрали материал, систематизировали его и подготовили презентации). Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления творческих групп должны оценить их работу. Первая группа оценивает вторую и наоборот. - Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Цели нашего урока: 1.Образовательная –научить сопоставлять события истории и художественное произведение; 2. Развивающая - развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста; 3. Воспитательная – воспитывать любовь к истории и русской литературе. - Сейчас повторим материал прошлого урока. Индивидуальная работа 2 учеников в рабочих тетрадях (стр.56 и № 1 зад.) Остальные учащиеся отвечают на вопросы. - Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке? («История Пугачевского бунта»). - Кто стоял у власти в этот период? (Екатерина II). - Что можете рассказать о ее царствовании? (Выступление творческой группы о правлении Екатерины II). Записываем в тетради тезисы выступления. Сравним со слайдом. -Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина? (злодей, кровопийца, не щадил врагов). - Слово предоставляется 2 творческой группе, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 - 1775г. (Выступление творческой группы, дети основные тезисы записывают в тетрадь). - Ребята, скажите, вам что-нибудь известно о работе Пушкина над созданием «Капитанской дочки»? Проверка опережающего задания: (Написав «Историю Пугачевского бунта», Пушкин не упустил «случая, чтобы сделать добро». Научный труд стал основанием исторического романа, в котором социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют в первую очередь люди, их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни. Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта». Произведение было опубликовано в журнале «Современник» 19 октября 1836 года). -Ребята, обратите внимание на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина? (годовщина Лицея). (Слайд ). - В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». - Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку. Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! (2 раза) - Ребята, обратите внимание на запись на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары). - Какое общее понятие объединяет их? (жанр) - Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов. - Как вы считаете, произведение «Капитанская дочка» по жанру роман или повесть? (ответы учащихся) - Давайте сделаем ВЫВОД: «Капитанскую дочку» можно с полным правом считать и РОМАНОМ и ПОВЕСТЬЮ. (слайд ).
Запишем в тетради: - «Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. «История Пугачевского бунта» воспринималась современниками как научный труд. - Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении - это принцип историзма. - Что такое историзм? (Ответы учащихся) -Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. - Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»? (Прототип - лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении). Запишите. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти» Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. (Слайд 18). Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. ( Слайд 19). Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. - В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. - Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. (Слайд 20). Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…» - И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения. Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал. - Какова история написания «Капитанской дочки»? - Что вы можете сказать о жанре этого произведения? - Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП? - По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем? Перечитать I – IV главы повести, творческой группе подготовить характеристику Петруши Гринева. У вас на партах лежат листы самооценки, сдайте их, пожалуйста. | (Слайд - Пушкин). Пояснение эпиграфа (Слайд )
(слайд) (Слайд). (Слайд ). (Слайд ). (Оценивание) (Слайд ) (Слайд ) (Слайд) (оценивание) (Слайд). (Слайд ). Роман Повесть Хроника Мемуары Работа в тетради (Слайд ). (Слайд ). Гренадерского (слайд ).
(Слайд ). (Слайд ). (Слайд ). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина
Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....
Урок литературы по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс
Подготовка учащихся к написанию сочинения «Моё восприятие личности Пугачёва»...
Конспект урока литературы с использованием ЦОР по теме "Капитанская дочка"
1. ФИО (полностью)Климова Марина Степановна2....
урок литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
конспект урока литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...
Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...
Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Раздаточный дидактический материал к урокам литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" можно использовать в качестве проверочной работы или домашнего задания....
Урок литературы 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
Урок литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок 1...