разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бульба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_meyer_e.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бульба"
Автор Мейер Е.В., учитель русского языка и литературы, ГУ «СОШ №36», г. Семей
Разработка урока русской литературы. Образы-персонажи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель урока:
1. Знакомство с повестью, анализ 1 главы, повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, литературный персонаж, художественная деталь, психологизм, интерьер.
2. Развитие внимания, связной речи, совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику.
3. Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы.
4. Повысить интерес к литературе.
5. Воспитывать умение работать с книгой.
6. Воспитывать уважительное отношение к женщине, к матери.
Виды работы на уроке: работа с литературоведческим словарём, толковым словарём, выразительное и выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, работа над деталями.
Оборудование: повесть, литературоведческий словарь, толковый словарь, презентация к повести.
Ход урока
Организационный момент.
I. Повторение теории литературы .
- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?
- Кто такой литературный герой?
- Что мы можем отнести к художественным деталям?
- Что такое интерьер?
II. Анализ 1 главы повести.
1. Назовите героев повести Н. В. Гоголя.
- С какого события начинает автор повествование? Какой мы видим мать в этом эпизоде?
Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.
Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.
- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?
2. Расскажите историю жизни матери.
3. Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.
Образ матери раскрывается в нескольких эпизодах.
4. Почему представлены только некоторые детали внешности матери? Какие это детали? (Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради)
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
5. Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.
Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).
- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?
Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
6. А как автор с помощью деталей интерьера при описании светлицы обращает наше внимание на образ матери?
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно, комната используется чаще для собрания людей, на видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3-4-м ряду полок. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина.
А что можно сказать о хозяйке? Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.
7. Как Тарас относится к своей жене?
На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:
Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?
А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:
- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца ( эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.
Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.
8. Какова главная мысль отрывка “ Одна бедная мать не спала…”? Как этот отрывок характеризует героиню? Рассмотрите иллюстрацию Е.А. Кибрика и найдите соответствие деталей текста и иллюстрации (см. приложение 3).
- Когда Гоголь пишет о матери, что составляет основу: описание событий или переживаний?
Важная черта произведения – психологизм. Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Автор использует для этого эпитеты, сравнения, развёрнутые метафоры (безмолвная сила горести трепетала…) (см. приложение 2).
9. Проанализируйте с этой точки зрения отрывок “Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней…”.
Гоголь обращает наше внимание, что несмотря на отчаяние, мать со всею лёгкостью дикой козы, с непостижимою силою, с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию останавливает лошадь и обнимает одного из сыновей.
- Каково отношение сыновей к матери?
Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.
III. Подведём итоги. Каков образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”?.
Как автор создаёт образ героини?
Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?
В каких произведениях мы уже работали над образом матери?
Н.В.Гоголь скупо, но очень ёмко раскрывает нам образ матери, показывает роль женщины в трудное бранное время, взаимоотношения мужчины и женщины.
Мы с вами начали работу над повестью с образа матери. По-моему, работа на уроке вам ещё раз показала, что читать надо внимательно, не торопясь, тщательно анализируя прочитанное.
IV. Домашнее задание: первая группа подбирает материал по Тарасу Бульбе, вторая – по Остапу, третья – по Андрию. (Cильные учащиеся собирают материал по всем героям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»
В тематическом планировании по изобразительному искусству на изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...
Урок русской литературы "Тарас Бульба"
Тип урока: урок-творчествоМетоды обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые, беседа. (Стратегии «Вопросы на стикерах», «Углы», многоуровневые вопросы.)Оборудовани...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...
Открытый урок "Сказочный персонаж"
Открытый урок для детей с ОВЗ по изобразительному искусству "Сказочный персонаж"....