Технологическая карта урока чтения в 5б классе
план-конспект урока по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Технологическая карта урока чтения в 5б классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya_v_5b_klasse.docx505.06 КБ

Предварительный просмотр:

Гребенникова О.В., учитель, язык и речевая практика «Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Технологическая карта урока чтения в 5б классе

Тема урока: «Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка»»

Гребенникова Ольга Викторовна

учитель русского языка

«Язык  и речевая практика»

г. Котово, 2022 г.

Класс:

Тема урока: «Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка»»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: совершенствование навыков понимания содержания произведения «Бабка» В. Осеевой.

Задачи: 1. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, нахождение нужных слов для его определения.

2. Коррекция мышления через анализ  художественного текста, развитие устной связной речи.

3. Воспитание нравственных качеств личности на примере главной героини рассказа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию;
  • формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • обогащать словарный запас и расширять кругозор обучающихся;
  • развивать познавательный интерес к изучению материала;
  • развивать умения вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,
  • развивать умение анализировать прочитанное;
  • способствовать формированию уважительного отношения к своей семье .

Метапредметные:

Регулятивные БУД:

  • пытаться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • проговаривать последовательность действий на уроке, выстраивать алгоритм;
  • учиться высказывать своё предположение (версию),

Познавательные БУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
  • анализировать текст, находя ответы на вопросы в тексте;
  • делать выводы самостоятельно и в результате совместной работы учителя и обучающихся.

Коммуникативные БУД:

  • участвовать в диалоге;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Чтение», 5 класс; компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация в программе Power Point; раздаточный материал; выставка произведений и рисунков,  мини – сочинений  на тему «Спешите делать добро»; пословицы;  шкатулка;  портрет В.А. Осеевой

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые методы и приёмы

1. Организационный

Организовать направленное внимание на начало урока

1.- Здравствуйте! Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причину, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причину, отчего у вас на сердце легко.

В конце урока мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

2. - Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня всё хорошо.

- Спасибо. Присаживайтесь на свои места. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Приветствие учителя

Самоконтроль готовности.

Психологический настрой на урок.

Формируют самооценку

Эмоциональный настрой.

Словесный

Наглядный

Практический

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастики

- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить очень много заданий, но прежде чем мы начнём читать, необходимо язычки нам всем размять. Проведём речевую разминку.

1) Учись отчётливо произносить звуки. Вы должны прочитать предложения, выделяя слова с помощью логического ударения.

Надень, Борька, тапки, беги, Борька, к бабке.

2) Дыхательная гимнастика.

Тяжело вздохнет украдкой от печали наша бабка (руки на животе, глубокий вдох – медленно, выдох – медленно).

Читают про себя.

Вслух, хором.

Коррекционные упражнения

3. Целеполагание.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из задания.

- О ком говорится в речевой и дыхательной гимнастиках? Какое произведение это вам напомнило?

- Назовите героев этого рассказа.

- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?

- Почему автор использовала в заглавии и в тексте такую грубую форму слова – бабка? Сегодня продолжим работу над произведением.

- Какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Памятка на доске)

О чём будем говорить?

Сообщение темы урока: «Нравственные уроки рассказа В. Осеевой «Бабка».

Какую цель поставим  для себя на этот урок?

Вывод: Перед нами стоит цель:

Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный»
Оценить поведение Борьки.

Обобщить знания  по тексту произведения.

Предположения и ответы обучающихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я…»

Определение темы урока

Запись в тетрадь темы урока

Определение  цели урока

Фронтальный метод

4.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Словарная работа

- Как вы понимаете слова?

Нравственный человек - проявляющий хорошие душевные качества.

Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.

Какие человеческие качества мы считаем нравственными и безнравственными? (определить нравственные и безнравственные качества человека)

Любовь, понимание, жестокость, грубость, неблагодарность, несправедливость, уважение, терпение, забота, равнодушие, прощение, правдивость, любовь, честность, дружба, забота, доброта, вежливость, сердечность, ласка, грубость, зло, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, чёрствость, жестокость.

- Можно ли сказать, что все эти качества характеризуют бабку?

-Сейчас поработаем в группах. Каждая группа будет подбирать черты характера каждого из героев.В этом вам поможет вот такая схема.

 

Давайте посмотрим на шаги которые здесь прописаны.  

1 шаг.

          Познакомьтесь с произведением.

           - Мы уже познакомились.

2 шаг

            Постарайтесь представить героя.

            Каждая группа будет представлять своего героя (бабку, родителей, Борьку)

            - Представили? Хорошо!

3 шаг.  

       - Подберите подходящие черты характера для героя. Посмотрите вокруг, я вам решила немного помочь, расклеив везде слова, обозначающие черты характера  ваших героев

Все вместе характеризуют  ТОВАРИЩА

4 шаг.

 -  Докажите свое мнение примерами из текста. Поработайте с текстом, для этого я дам вам немного времени.

         - Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…

1 гр.                                         2 гр.                     3 гр.

Борька                                Родители                   Бабка

грубый                                  грубые                     уважительная

невоспитанный              равнодушные                   заботливая

неласковый                     невнимательные                      добрая  невнимательный                бессердечные             справедливая

                                                                                 мудрая

- Вы правильно выделили главные качества наших героев.

Вывод: - Чего не было в этой семье? Без этих семейных ценностей не может быть семьи.

Демонстрация знаний, умений.

Обращаются к словарю Ожегова.

Работа с карточками:

Учащиеся подчёркивают слова разными цветами, слова по группам (син, зел, красный)

Работают по схеме

Работают в группах

Каждый шаг читается обучающимся

(дети обсуждают в группах, встают и приклеивают слова-таблички, подходящие для героев) Подбирают черты характера героев.

 Все вместе характеризуют  ТОВАРИЩА

Выборочное чтение из текста произведения

Уважения к старшим,  друг к другу.

Визуализация под музыкальное сопровождение

Слайд+спокойная музыка

5.Актуализация знаний.

Проверка знания текста

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

6.Физкультминутка

Личностные УУД:

уметь применять правила охраны своего здоровья

- Поработаем с частями текста.

- Сколько их?

- Перед вами опорная карта урока. Задание 1. Расположите пункты плана в правильной последовательности (дифференцированное задание)

Глава 1. Отношение к бабушке в семье.

Приём «Верные и неверные утверждения»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Верно ли что…?» Я буду зачитывать вопросы, вы в таблице опорной карты урока ставите + или -.

Задание 2.

- Верно ли что бабка была в доме лишним человеком?+

- Верно ли что её называли ласково, с любовью бабулей?-

- Верно ли что она ежедневно в доме мыла, чистила, варила?+

- Верно ли что бабка спала на кровати?-

- Верно ли что бабушка говорила «Не просто жить, не просто жить на свете!»?+

- Проверьте правильность ответов у своих одноклассников.

- Какой нравственный урок вынесли мы из 1 главы рассказа?

Вывод: все в доме плохо относились к бабке.

Глава 2. Не просто жить на свете.

Приём «Ромашка Блума»

- Для проверки знаний по 2 части рассказа воспользуемся «Ромашкой вопросов». Вы будете работать в группах. Выберите своей группе, пожалуйста, любой лепесток (на лепестках 6 типов вопросов: простой, уточняющий, практический, оценочный, творческий, объясняющий) и по 3 подсказки в каждом. Работайте по составлению вопроса.

- Зачитайте свои вопросы.

- Участники другой группы отвечают на вопрос.

- Согласны вы с ответом? (если не согласны, то представьте свой вариант ответа).

На доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов»

(- Какие отношения были с бабушкой у Борьки?

- Почему старость у бабки была горькой?

- Чему долгая жизнь научила бабушку?

- Почему бабушка просила Борьку заботиться о матери?)

Вывод: иногда Борька проявлял заботу о бабке.

- Ребята, мы с вами хорошо работаем. Настало время отдыха.

Физминутка (ритмическая гимнастика)

Стучат колеса: тук- тук- тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей.

Мы едем к бабушке своей.

- Обратимся к 3 главе.

Глава 3. Жизнь учит.

Чтение по ролям отрывка текста с.114

- Расскажите, как повлиял на Борьку приход товарища? (Вызываются 2 обучающихся, по очереди выслушиваются их ответы и оцениваются одноклассниками при помощи сигнальных карточек: очень хорошо - красный, хорошо – зелёный, старался, но не всё получилось – жёлтый)

-Какой нравственный урок из 3 главы мы получили?

 Вывод: приход товарища заставил Борьку задуматься о трудном положении бабки в семье.

- Послушайте аудиозапись отрывка 4 главы рассказа.

Глава 4. Потрясение.

Задание 3 в опорной карте урока. Дано изображение шкатулки. Рядом картинки предметов. Соедините стрелками, что оставила бабка на память о себе?

-  Как воспринял смерть бабушки Борька?

- Что произошло в его душе, когда он получил последний бабушкин подарок «Внуку моему Борюшке»?

- Почему на коленках глина? Где был? Что делал?

- А когда человек стоит на коленях?

Вывод: Борька  раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.

 - А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

 - Нравственный Борька человек или безнравственный ?

Итог: Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. Главное – не погрязнуть в них, постараться исправить их.  Но ещё важнее не опоздать с добрыми словами, с добрыми делами.

Расставляют цифры в плане опорной карты в правильной последовательности

Работают  в опорной карте урока

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка

Делают вывод

Обучающиеся выбирают цветные лепестки на доске, в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, выслушивают мнение участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты.

Делают вывод

Коррекция внимания и восприятия.

Выполняют задание.

Оценивают ответы.

Работа над беглостью чтения.

Перечитывают текст.

Выполняют физкультминутку под музыку

Читают по ролям отрывок текста

Оценка ответов обучающихся

Делают вывод

Слушают аудиозапись отрывка

Работают с опорной картой

Отвечают  на вопросы

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос

Делают вывод.

Беседа, словесный метод

Слайд

Фронтальный опрос

Слайд

Слайд

Слайд+ритмич-ная музыка

Сигнальные карточки

Слайд с

аудиозаписью отрывка текста 4 главы

7. Работа с эпиграфом

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это пятая заповедь Закона Божия.

- Задумайтесь на мгновенье, как вы относитесь к родителям, бабушкам, дедушкам?

Читают заповедь (на доске)

Фронтальный метод

Словесный метод

Беседа

Обсуждение

8.Резервное задание. Работа по карточкам

Индивидуальная работа по карточке. Отметьте + и -

- Сейчас мы  посмотрим,  какие уроки жизни  вы взяли для себя?

Составьте правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». При составлении правила можно пользоваться этими предложениями.

Выберите нужные из них:

•        обманывать родителей;

•        обижаться за наказания;

•        оставлять за собой беспорядок;

•        не заботиться о близких людях;

•        смеяться над старыми людьми;

•        нужно всегда любить своих родителей;

•        ценить и уважать их;

•        заботиться о них;

•        помогать им;

•        утешать их в трудную минуту;

•        не обижать и не огорчать их;

•        всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

 Работают с карточкой

9.Обобщающая беседа

- Какую цель ставил перед собой автор этого рассказа, когда писал его?

- Что вы взяли для себя из этого произведения?

Расскажите, как вы относитесь к своим бабушкам, как к ним обращаетесь.

Сегодня мы говорили о том, как важно попросить прощения за нанесённые обиды, как не хватает теплоты и внимания близким людям.

 Как вы думаете, каков рецепт семейного счастья?

- Столько много было сказано и проделано на уроке…

-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены?

- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?

- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «Бабка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

Отвечают на вопросы

Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Фронтальный метод

10.Подведение итогов, оценка

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Вы отлично потрудились и получаете оценки….

Посмотрите на ваши сердечки…

Оценка обучающихся

Учащиеся делятся впечатлениями

Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

11.Домашнее задание (дифференцированное, творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Напишите письмо Борьке, его родителям с советом.

Прочитайте или перескажите рассказ маме, бабушке.

12.Рефлексия

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Жизни.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь Закона Божия  – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.

Восприятие и осмысление информации 

Оценка обучающимися

Дерево Жизни на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Animals in Danger_технологическая карта урока_чтение_Английский язык 5 класс_Верещагина

Технологическая карта урока английского языка в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)Тема: Животные в опасностиТип урока: изучение нового ма...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе

Технологическая карта урока чтения во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида (I вариант) Тема урока: обобщающий урок по разделу «Животные рядом с нами»....

Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"

Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...

Технологическая карта урока чтение

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Петя Ростов" Лев Николаевич Толстой...