технологическая карта урока "Чтение" в 5, 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока (5 класс)
6 класс закрепление пройденного материала
Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».
Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»
5 класс изучение нового учебного материала.
Тема: Э.Асадов «Дачники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 220.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Подготовила: учитель 1 категории класса для детей с ОВЗ ИН(УО) Коковина М.В. | ||
5 класс | 6 класс | |
Предмет: | Чтение | Чтение |
Тип урока: | Изучение нового материала | Урок – обобщене |
Тема: | Э.Асадов «Дачники» | « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными» по сказке Р.Киплинга «Рикки – Тикки – Тави» |
Цель: | Знакомство с творчеством Э. Асадова | Обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки. |
Задачи:
|
|
|
Межпредметные связи: | Природоведение. География. | |
Ресурсы: | Мультимедийное оборудование. Ноутбук. Карточки. | |
Источники информации: | Интернет - ресурсы |
этап урока | содержание | деятельность педагога | деятельность детей | ||||||||||
организационный момент | Приветствие Психологический настрой «Верный друг». | Здравствуйте, ребята! Урок чтения. Настраиваемся на работу: – Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро. Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться | 1. Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. | ||||||||||
Объявление темы и цели урока. | Сегодня у нас обобщающий ваши знания, урок по пройденному произведению в 6 классе и продолжение работы над произведением в 5 классе. Мы постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей и понять, чему же эти произведения нас учат. Презентация Слайд 1 У вас лежат листочки с заданиями, которые мы должны выполнить. После выполнения каждого задания вы в оценочном листе напротив каждого задания отмечаете самостоятельно как вам удалось справитбся с заданием и в конце урока самостоятельно поставите себе оценку за урок. | ||||||||||||
5 класс | 6 класс | ||||||||||||
1 этап | Проблемный вопрос. технология | Самостоятельное чтение стихотворения. Ответить на вопросы: – Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? Ответы: 1 уровень: определить самостоятельно. 2 уровень: варианты ответов(найти определение в словаре Ожегова) – В какое время года дачники выезжают за город, на дачи? – По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом? Докажите строчками из текста. – Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни? – Что доставляет детям радость? -Кого родители дарят детям? Для чего? – Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит? Проверка задания. | Общий план действий. «Мозговой штурм» Вы должны найти среди букв, спрятавшееся название. Апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп -Ребята, я выбрала такое название для нашего урока: «Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными». В концу урока мы с вами должны доказать, что данное выражение содержит главную мысль прочитанной сказки Р.иплинга. Рикки-тикки-тикки-тикки-чк! - Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави) - Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.) Разминка. Работа над чистоговоркой. - Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова. Рикки-тикки-тикки-тикки-чк! - Каждый «про себя» прочитайте еще раз. - Потренируемся по рядам. - Чтение чистоговорки хором все вместе. | ||||||||||
2 этап | Чтение вслух. технология | – А теперь определим настроение, с которым будем читать 1 часть? Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! 1 уровень: самостоятельное чтение 2 уровень: чтение с учителем | Составление кластера. А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения. Тест «Кто это?». Найдите слова, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». 1 уровень: самостоятельная работа 2 уровень: с подсказкой
| ||||||||||
Физминутка | Для глаз | ||||||||||||
3 этап | Слово учителя технология Беседа по содержанию в целом. | Самостоятельное чтение 2 отрывка. Определить настроение. (тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) . – Послушайте 2 часть стих-я и определите, в какое время года происходит действие? (чтение стихотворения учителем). Словарная работа. Сравнение описание погоды в 1 и 2 части 1 уровень: самостоятельное найти 2 уровень: подсказка (ветер, пригорок, сад, небо) – Чтение текста вслух, по цепочке. – Объясните, как понимаете значение слов и выражений. Анализ стихотворного текста. – Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья? – Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным? – В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных? | Работа над композицией сказки. - Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план. - Вспомним! Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки. Творческое задание. У вас на столе листочки с кратким содержанием каждой главы и иллюстрации. Ваша задача к тексту подобрать к картинки. Затем каждый из вас читает по порядку выбранный текст остальные помогают и демонстрировать картинки. План:
-Прошу вас презентовать свои работы. Вы должны расположить свой сюжет в соответствии с композицией сказки и кратко пересказать каждую главу. Краткий пересказ. 1 уровень: чтение и пересказ 2 уровень: чтение по карточке 1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки. 2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра – огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях. 3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи. 4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома. 5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство. 6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна змея не могла сунуться через ограду. | ||||||||||
4 этап. Обобщение | Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей). – Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их. – Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди? Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках? Какие поступки совершают такие люди? | Реклама или рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход). Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что: 1 группа. составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу. Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.) Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.) 2 группа из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его. Варианты ответов:
Проверка всех ответов учащихся и их оценка. Вывод: (обращаемся к теме урока)- Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными. (К кому из героев относится это высказывание?) | |||||||||||
5 этап Итог: | Рефлексия | – Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем? – А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще - с хорошими. | Чему учит нас эта сказка? презентация Сказка Р.Киплинга учит не сдаваться перед лицом более сильного врага, применять военную хитрость, бесстрашно биться, защищать слабых. Учит преданности и вере в победу. | ||||||||||
Домашнее задание: | Выразительное чтение. 1 уровень: наизусть отрывок 2 уровень: чтение вслух | Рисунок к сказке. 1 уровень: самостоятельно 2 уровень: по шаблону раскраска на выбор |
Приложение
5 класс
Задание 1
Ответить на вопросы
– Скажите, кто такие дачники?
Что такое дача?
– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?
– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?
Докажите строчками из текста.
– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни?
– Что доставляет детям радость?
-Кого родители дарят детям? Для чего?
– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?
2 задание
Чтение 1 части стихотворения.
3 задание 2 часть стихотворения
Словарная работа: Сравнение описание погоды в 1 и 2 части(ветер, пригорок, сад, небо)
Вопросы к тексту:
Какие слова говорят о наступлении ненастья?
– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?
– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным?
– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных?
4 задание
– Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).
– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их.
– Как понимаете выражение «добрый человек»?
Какие поступки совершают добрые люди?
Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?
Какие поступки совершают такие люди?
Улыбка и слеза.
Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку –
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.
Итог:
Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!
6 класс
«Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».
Задание 1
Найдите название произведения
апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп
«Мозговой штурм»
Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!
- Кому принадлежат эти слова?
- Что они обозначали? Найти в тексте.
Работа над чистоговоркой.
- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.
Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!
- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.
Задание 2 Соедии стрелками
Рикки-Тикки-Тави | крыса и полная противоположность Рикки. Труслива и пуглива. Он выходит только ночью, потому что он боится, что ее убьют |
Наг и Нагайна | владельцы бунгало. Тедди мальчик добрый, жалостливый. Большой человек хозяин дома умный, сильный. Мать хозяйка дома заботливая, любящая. |
Дарси и его жена | кобры, муж и жена. Отрицательные герои рассказа. Коварные и жестокие , злобные и беспощадные. |
Тэдди и его родители | птицы портные. Боязливые. Умеют красиво петь, но слишком запуганы змеями, чтобы хоть как-то помочь Рикки в его борьбе с кобрами. |
Чучундра | молодой мангуст, храбрый и бесстрашный. Вступил в неравный бой с кобрами и победил их, благодаря смелости и отваге. |
Задание 3
- Вспомним! Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.
Творческое задание.
План:
- Рикки в доме у людей.
- Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
- Рикки убивает Карайт.
- Битва Рикки с Нагом.
- Рикки перехитрил Нагайну.
- Большая победа Рикки.
Реклама или рекомендация
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
Из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.
Варианты ответов:
- Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
- Всем нравятся книги о животных.
- В этой сказке добро побеждает зло.
Лист самооценки 5 класс
№ этапа | Виды самооценки | Отметка |
1 задание | Я справился отлично - Мне ещё надо работать - Мне нужна помощь - | |
2 задание | 1. Делано наспех – сделано на смех. 2. Не будь тороплив, а будь терпелив. 3. К большому терпению придёт и уменье. 4. Ума палата. | |
3 задание | Мне было весело и интересно - Мне было грустно и скучно - Мне было безразлично - | |
4 задание | 10 5 0 |
Лист самооценки 6 класс
№ этапа | Виды самооценки | Отметка |
1 задание | Я справился отлично - Мне ещё надо работать - Мне нужна помощь - | |
2 задание | ______ ______ ______ ______ ______ | |
3 задание | 1. Делано наспех – сделано на смех. 2. Не будь тороплив, а будь терпелив. 3. К большому терпению придёт и уменье. 4. Ума палата. | |
4 задание | Мне было весело и интересно - Мне было грустно и скучно - Мне было безразлично - | |
5 задание | 10 5 0 |
5класс
Задание 1
Ответьте на вопрос: стр 186 вопрос 1
Задание 2
Вопрос 2
Задание 3
Вопрос
Задание 4
Дневник двойной записи
«+» | «-» |
- Запишите, что хорошего в том, что змей убили. … | - Запишите, что плохого в том, что змей убили. … |
Самоанализ урока « Чтение» в 5,6 классе
Данный урок является уроком в 5 классе 2, в 6 классе в системе уроков по разделу …
5 класс
Тема: Э.Асадов «Дачники»
6 класс
Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».
Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»
5 класс
ЦЕЛЬ: знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.
ЗАДАЧИ:
- обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
- коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.
6 класс
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.
Задачи: 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.
2.Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
3.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.
4.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Это урок включал в 4 этапа:
1 Организационный момент. Речевая разминка.
2. работа над текстом. Словарная работа.
3. Отработка навыка выразительного чтения.
4. Итог. Рефлексия.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы, задания соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).
В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).
На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).
Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное/нерациональное.
Мне удалось/не удалось уложиться по времени.
Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).
Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать ….
5 класс
Тема: Э.Асадов «Дачники»
6 класс
Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».
Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.
Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Домовенок Кузя в гостях у ребят»
Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание реальны...

Конспект организации досуга для детей с интеллектуальными нарушениями «Лето в гостях у ребят»
Конспект досуга "Лето в гостях у ребят" споспособствует формированию представления детей о лете, как о времени года, о фруктах, овощах, грибах, содействует развитию координации дв...
Конспект урока "Чтение" в 5 - 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
5 класс: Внеклассное чтение. «Сказки народов мира» 6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин...