технологическая карта урока "Чтение" в 5, 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока (5 класс)

 6 класс    закрепление пройденного материала 

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»

5 класс    изучение нового учебного материала.     

Тема: Э.Асадов  «Дачники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект220.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                                                         Технологическая карта урока

Подготовила: учитель 1 категории класса для детей с ОВЗ ИН(УО) Коковина М.В.

5 класс

6 класс

Предмет:

Чтение

Чтение

Тип урока:

Изучение нового материала

Урок – обобщене

Тема:

Э.Асадов «Дачники»

« Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными»

 по сказке  Р.Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»

Цель:

Знакомство с творчеством  Э. Асадова  

Обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи:

  1. Образовательные

  1. Коррекционные

  1. Воспитательные
  1. Обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста; развитие умение ориентироваться в тексте.

  1.  Коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.
  2. Воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
  1. Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
  3. Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Межпредметные связи:

Природоведение. География.

Ресурсы:

Мультимедийное оборудование. Ноутбук. Карточки.

Источники информации:

Интернет - ресурсы

этап урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

организационный момент

Приветствие

 Психологический настрой «Верный друг».

Здравствуйте, ребята! Урок чтения. Настраиваемся на работу:

– Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.

Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться

1. Самоконтроль готовности.

 Реакция на учителя, внимание.

Объявление темы и цели урока.

Сегодня у нас обобщающий ваши знания, урок по пройденному  произведению в 6 классе и продолжение работы над произведением  в 5 классе. Мы постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей и понять, чему же эти произведения  нас учат.  Презентация Слайд 1

У вас лежат листочки с заданиями, которые мы должны выполнить. После выполнения каждого задания вы в оценочном листе напротив каждого задания отмечаете самостоятельно как вам удалось справитбся с заданием и в конце урока самостоятельно поставите себе  оценку за урок.

5 класс

6 класс

1 этап

Проблемный вопрос.

технология

Самостоятельное чтение стихотворения.

Ответить на вопросы:

– Скажите, кто такие дачники? Что такое дача?

 Ответы:

1 уровень: определить самостоятельно.

2 уровень: варианты ответов(найти определение в словаре Ожегова)

– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

Докажите строчками из текста.

– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни?

– Что доставляет детям радость?

-Кого родители дарят детям? Для чего?

– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

Проверка задания.

Общий план действий.

«Мозговой штурм»

Вы должны найти среди букв, спрятавшееся название.

Апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп

-Ребята, я выбрала такое название для нашего урока: «Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными». 

В концу урока мы с вами должны доказать, что данное выражение содержит главную мысль прочитанной сказки Р.иплинга. Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)

Разминка. Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

- Потренируемся по рядам.

- Чтение чистоговорки хором все вместе.

2 этап

Чтение вслух.

технология

А теперь определим настроение, с которым будем читать 1 часть? Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! 

1 уровень:  самостоятельное чтение

2 уровень: чтение с учителем

Составление кластера.

А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.  Тест «Кто это?».

Найдите слова, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

1 уровень:  самостоятельная работа

2 уровень: с подсказкой

Рикки-Тикки-Тави

ондатра и полная противоположность Рикки. Труслива и пуглива. Он выходит только ночью, потому что он боится, что ее убьют

Наг и Нагайна

владельцы бунгало.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Дарси и его жена

кобры, муж и жена. Отрицательные герои рассказа. Коварные и жестокие , злобные и беспощадные.

Тэдди и его родители

птицы портные. Боязливые. Умеют красиво петь, но слишком запуганы змеями, чтобы хоть как-то помочь Рикки в его борьбе с кобрами.

Чучундра

молодой мангуст, храбрый и бесстрашный. Вступил в неравный бой с кобрами и победил их, благодаря смелости и отваге.

Физминутка

Для глаз

C:\Users\User\Desktop\открытый урок\5529971d888705106f8ca64c95c1560d5f.jpg

C:\Users\User\Desktop\открытый урок\5529971d888705106f8ca64c95c1560d5f.jpg

3 этап

Слово учителя

технология

Беседа по содержанию в целом.

Самостоятельное чтение 2 отрывка.

 Определить настроение. (тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .

Послушайте 2 часть стих-я

и определите, в какое время года происходит действие? (чтение стихотворения учителем).

Словарная работа.

  Сравнение  описание погоды  в 1 и 2 части

1 уровень:  самостоятельное найти

2 уровень:  подсказка (ветер, пригорок, сад, небо)

Чтение текста вслух, по цепочке.

– Объясните, как понимаете значение слов и выражений.

Анализ стихотворного текста. 

– Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья?

– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным?

– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных?

Работа над композицией сказки.

- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план.

Вспомним! Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Творческое задание.

 У вас на столе листочки с кратким  содержанием  каждой главы и иллюстрации. Ваша задача к тексту  подобрать к картинки. Затем каждый из вас читает по порядку выбранный текст остальные помогают и демонстрировать картинки.

План:

  1. Рикки в доме у людей.
  2. Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
  3. Рикки убивает Карайт.
  4. Битва Рикки с Нагом.
  5. Рикки перехитрил Нагайну.
  6. Большая победа Рикки.

-Прошу вас презентовать свои работы. Вы должны расположить свой сюжет в соответствии с композицией сказки и кратко пересказать каждую главу. Краткий пересказ.

1 уровень: чтение и пересказ

2 уровень: чтение по карточке

1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.

2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра – огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.

3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи.

4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома.

5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство.

6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна

змея не могла сунуться через ограду.

4 этап.

Обобщение

Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением?

Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).

– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их.

– Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди?

Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

Какие поступки совершают такие люди? 

Реклама или рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход).

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

1 группа.  составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу.

Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.)

Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.)

2 группа из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.

Варианты ответов:

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
  2. Всем нравятся книги о животных.
  3. В этой сказке добро побеждает зло.

Проверка всех ответов учащихся и их оценка.

Вывод: (обращаемся к теме урока)- Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными. (К кому из героев относится это высказывание?)

5 этап

Итог:

Рефлексия

– Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?

– А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а

как можно чаще - с хорошими.

Чему учит нас эта сказка?  презентация

Сказка  Р.Киплинга учит не сдаваться перед лицом более сильного врага, применять военную хитрость, бесстрашно биться, защищать слабых. Учит преданности и вере в победу. 

Домашнее задание:

Выразительное чтение.

1 уровень: наизусть  отрывок

2 уровень: чтение вслух

Рисунок к сказке.

1 уровень: самостоятельно

2 уровень: по шаблону раскраска на выбор

Приложение

5 класс

Задание 1

Ответить на вопросы

– Скажите, кто такие дачники?

 Что такое дача?

– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

Докажите строчками из текста.

– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни?

– Что доставляет детям радость?

-Кого родители дарят детям? Для чего?

– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

2 задание  

Чтение 1 части стихотворения.

3 задание                           2 часть стихотворения

Словарная работа:  Сравнение  описание погоды  в 1 и 2 части(ветер, пригорок, сад, небо)

Вопросы к тексту:

Какие слова говорят о наступлении ненастья?

– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?

– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным?

– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных?

4 задание

– Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).

– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их.

– Как понимаете выражение «добрый человек»?

 Какие поступки совершают добрые люди?

Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

Какие поступки совершают такие люди?

Улыбка и слеза.


Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку –
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.

Итог:

Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!

6 класс

«Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Задание 1

Найдите название произведения

апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп

«Мозговой штурм» 

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Кому принадлежат эти слова?

- Что они обозначали? Найти в тексте.

Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

Задание 2 Соедии стрелками

Рикки-Тикки-Тави

крыса и полная противоположность Рикки. Труслива и пуглива. Он выходит только ночью, потому что он боится, что ее убьют

Наг и Нагайна

владельцы бунгало.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Дарси и его жена

кобры, муж и жена. Отрицательные герои рассказа. Коварные и жестокие , злобные и беспощадные.

Тэдди и его родители

птицы портные. Боязливые. Умеют красиво петь, но слишком запуганы змеями, чтобы хоть как-то помочь Рикки в его борьбе с кобрами.

Чучундра

молодой мангуст, храбрый и бесстрашный. Вступил в неравный бой с кобрами и победил их, благодаря смелости и отваге.


Задание 3

Вспомним!  Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Творческое задание.

План:

  1.     Рикки в доме у людей.
  2.     Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
  3. Рикки убивает Карайт.
  4. Битва Рикки с Нагом.
  5. Рикки перехитрил Нагайну.
  6. Большая победа Рикки.

Реклама или рекомендация

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что: 

Из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.

Варианты ответов:

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
  2. Всем нравятся книги о животных.
  3. В этой сказке добро побеждает зло.

Лист самооценки 5 класс

№ этапа

Виды самооценки

Отметка

1 задание

Я  справился отлично -

Мне ещё надо работать -

Мне нужна помощь -  

2 задание

1. Делано наспех – сделано на смех.

2. Не будь тороплив, а будь терпелив.

3. К большому терпению придёт и уменье.

4. Ума палата.

3 задание

Мне было весело и интересно -

Мне было грустно  и  скучно -

Мне было безразлично -

4 задание

         10

                                  5

                                   0

Лист самооценки 6 класс

№ этапа

Виды самооценки

Отметка

1 задание

Я  справился отлично -

Мне ещё надо работать -

Мне нужна помощь -  

2 задание

______

            ______

                        ______

                                     ______

                                                 ______

3 задание

1. Делано наспех – сделано на смех.

2. Не будь тороплив, а будь терпелив.

3. К большому терпению придёт и уменье.

4. Ума палата.

4 задание

Мне было весело и интересно -

Мне было грустно  и  скучно -

Мне было безразлично -

5 задание

         10

                                  5

                                   0

5класс

Задание 1

Ответьте на вопрос:  стр 186  вопрос 1

Задание 2

Вопрос 2

Задание 3

Вопрос

Задание 4

Дневник двойной записи

«+»

«-»

- Запишите, что хорошего в том, что змей убили.

- Запишите, что плохого в том, что змей убили.

Самоанализ урока « Чтение» в 5,6 классе

Данный  урок   является уроком в 5 классе 2, в 6 классе   в системе уроков по разделу …

5 класс

Тема: Э.Асадов  «Дачники»

6 класс

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»

5 класс

ЦЕЛЬ: знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.

ЗАДАЧИ:

  1. обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
  2. развитие умения ориентироваться в тексте;
  3. воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
  4. коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.

6 класс

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи: 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.

2.Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.

3.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.

4.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Это урок   включал в 4 этапа:

1 Организационный момент. Речевая разминка.

2. работа над текстом. Словарная работа.

3. Отработка  навыка выразительного чтения.

4. Итог. Рефлексия.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала  вопросы, задания соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).  

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

 

5 класс

Тема: Э.Асадов  «Дачники»

6 класс

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Домовенок Кузя в гостях у ребят»

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание  реальны...

Конспект организации досуга для детей с интеллектуальными нарушениями «Лето в гостях у ребят»

Конспект досуга "Лето в гостях у ребят" споспособствует формированию представления детей о лете, как о времени года, о фруктах, овощах, грибах, содействует развитию координации дв...

Конспект урока "Чтение" в 5 - 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями

5 класс: Внеклассное чтение.  «Сказки народов мира»             6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин...