Конспект урока "Чтение" в 5, 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока (5 класс)

 6 класс    закрепление пройденного материала 

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»

5 класс    изучение нового учебного материала.     

Тема: Э.Асадов  «Дачники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2.docx216.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
Предмет:
чтение
Класс: 5,6 коррекционный
Тип урока:

6 класс закрепление пройденного материала

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»

5 класс изучение нового учебного материала.

Тема: Э.Асадов «Дачники»

ЦЕЛЬ: знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.

ЗАДАЧИ:

  1. обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
  2. развитие умения ориентироваться в тексте;
  3. воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
  4. коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи: #1059;чить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.

#1050;оррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.

#1056;азвивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.

#1042;вести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой «Верный друг».

– Здравствуйте, ребята! Урок чтения. Настраиваемся на работу:

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.

Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться.

Объявление темы и цели урока.

Сегодня у нас обобщающий ваши знания, урок по пройденному произведению в 6 классе и продолжение работы над произведением в 5 классе. Мы постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей и понять, чему же эти произведения нас учат. Презентация Слайд 1

У вас лежат листочки с заданиями, которые мы должны выполнить. После выполнения каждого задания вы в оценочном листе напротив каждого задания отмечаете самостоятельно как вам удалось справится с заданием и в конце урока самостоятельно поставите себе оценку за урок.

5 класс

1 задание. Самостоятельно.

Ответить на вопросы:

– Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? Ответы

– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

Докажите строчками из текста.

– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни?

– Что доставляет детям радость?

-Кого родители дарят детям? Для чего?

– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

Проверка задания.

2 задание

– А теперь определим настроение, с которым будем читать 1 часть? Читаем стихотворение бодро, весело, радостно!

Конкурс чтецов . Чтение 1 части стихотворения.


3 задание

Самостоятельное чтение 2 отрывка.

Определить настроение

тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .

Послушайте 2 часть стих-я

и определите, в какое время года происходит действие? (чтение стихотворения учителем).

Словарная работа Сравнение описание погоды в 1 и 2 части(ветер, пригорок, сад, небо)

Чтение текста вслух, по цепочке.

– Объясните, как понимаете значение слов и выражений.

Анализ стихотворного текста.

– Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья?

– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным?

– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных?

– Проверим себя.

Физминутка для глаз

C:\Users\User\Desktop\открытый урок\

4 задание

– Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).

– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их.

– Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди?

Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

Какие поступки совершают такие люди?

Итог урока. Релаксация.

– Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?

– А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще - с хорошими.

9. Резерв.

– А теперь, ребята, поговорим о чувствах . Как вы думаете, умеют ли собаки радоваться, улыбаться? (выслушать варианты ответов детей). Как они выражают это чувство?

– Послушаем стихотворение «Улыбка и слеза»

Улыбка и слеза.
Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку –
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.

– О чём думает брошенный пёс? Какие чувства в его душе возникают к человеку? (выслушать варианты ответов детей).

– Чтение стихотворения Романа Сефа (хором):

Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!

6 класс

1 задание

Вы должны найти среди букв, спрятавшееся название.

апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп

-Ребята, я выбрала такое название для нашего урока: «Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными».

В концу урока мы с вами должны доказать, что данное выражение содержит главную мысль прочитанной сказки Р.иплинга

«Мозговой штурм»

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)

Разминка. Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

- Потренируемся по рядам.

- Чтение чистоговорки хором все вместе.

2 задание Составление кластера.

- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения. Тест «Кто это?». Составление кластера.

2. Коррекционный приём: подбор подходящих характеристик характеров героев и их изображений

- Найдите слова, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

Рикки-Тикки-Тави

ондатра и полная противоположность Рикки. Труслива и пуглива. Он выходит только ночью, потому что он боится, что ее убьют

Наг и Нагайна

владельцы бунгало.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Дарси и его жена

кобры, муж и жена. Отрицательные герои рассказа. Коварные и жестокие , злобные и беспощадные.

Тэдди и его родители

птицы портные. Боязливые. Умеют красиво петь, но слишком запуганы змеями, чтобы хоть как-то помочь Рикки в его борьбе с кобрами.

Чучундра

молодой мангуст, храбрый и бесстрашный. Вступил в неравный бой с кобрами и победил их, благодаря смелости и отваге.

Задание 3

Работа над композицией сказки.

- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план.

- Вспомним! Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Творческое задание.

У вас на столе листочки с кратким содержанием каждой главы и иллюстрации. Ваша задача к тексту подобрать к картинки. Затем каждый из вас читает по порядку выбранный текст остальные помогают и демонстрировать картинки.

План:

  1. Рикки в доме у людей.
  2. Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
  3. Рикки убивает Карайт.
  4. Битва Рикки с Нагом.
  5. Рикки перехитрил Нагайну.
  6. Большая победа Рикки.

-Прошу вас презентовать свои работы. Вы должны расположить свой сюжет в соответствии с композицией сказки и кратко пересказать каждую главу.

Краткий пересказ.

1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.

2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра – огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.

3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи.

4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома.

5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство.

6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна змея не могла сунуться через ограду.

Физминутка для глаз

4 задание

Реклама или рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход).

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

1 группа. составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу.

Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.)

Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.)

2 группа из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.

Варианты ответов:

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
  2. Всем нравятся книги о животных.
  3. В этой сказке добро побеждает зло.

Проверка всех ответов учащихся и их оценка.

Вывод: (обращаемся к теме урока)- Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными. (К кому из героев относится это высказывание?)

Итог урока. Релаксация

Чему учит нас эта сказка? презентация

Сказка Р.Киплинга учит не сдаваться перед лицом более сильного врага, применять военную хитрость, бесстрашно биться, защищать слабых. Учит преданности и вере в победу.


5 класс

Задание 1

Ответить на вопросы

– Скажите, кто такие дачники?

Что такое дача?

– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

Докажите строчками из текста.

– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни?

– Что доставляет детям радость?

-Кого родители дарят детям? Для чего?

– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

2 задание

Чтение 1 части стихотворения.

3 задание 2 часть стихотворения

Словарная работа: Сравнение описание погоды в 1 и 2 части(ветер, пригорок, сад, небо)

Вопросы к тексту:

Какие слова говорят о наступлении ненастья?

– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом?

– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным?

– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных?

4 задание

– Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).

– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их.

– Как понимаете выражение «добрый человек»?

Какие поступки совершают добрые люди?

Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

Какие поступки совершают такие люди?

Улыбка и слеза.


Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку –
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.

Итог:

Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!

6 класс

«Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Задание 1

Найдите название произведения

апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп

«Мозговой штурм»

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Кому принадлежат эти слова?

- Что они обозначали? Найти в тексте.

Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

Задание 2 Соедии стрелками

Рикки-Тикки-Тави

крыса и полная противоположность Рикки. Труслива и пуглива. Он выходит только ночью, потому что он боится, что ее убьют

Наг и Нагайна

владельцы бунгало.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Дарси и его жена

кобры, муж и жена. Отрицательные герои рассказа. Коварные и жестокие , злобные и беспощадные.

Тэдди и его родители

птицы портные. Боязливые. Умеют красиво петь, но слишком запуганы змеями, чтобы хоть как-то помочь Рикки в его борьбе с кобрами.

Чучундра

молодой мангуст, храбрый и бесстрашный. Вступил в неравный бой с кобрами и победил их, благодаря смелости и отваге.


Задание 3

- Вспомним! Композиция – построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Творческое задание.

План:

  1. Рикки в доме у людей.
  2. Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
  3. Рикки убивает Карайт.
  4. Битва Рикки с Нагом.
  5. Рикки перехитрил Нагайну.
  6. Большая победа Рикки.

Реклама или рекомендация

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

Из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.

Варианты ответов:

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
  2. Всем нравятся книги о животных.
  3. В этой сказке добро побеждает зло.

Лист самооценки 5 класс

№ этапа

Виды самооценки

Отметка

1 задание

Я справился отлично -

Мне ещё надо работать -

Мне нужна помощь -

2 задание

1. Делано наспех – сделано на смех.

2. Не будь тороплив, а будь терпелив.

3. К большому терпению придёт и уменье.

4. Ума палата.

3 задание

Мне было весело и интересно -

Мне было грустно и скучно -

Мне было безразлично -

4 задание

10

5

0

Лист самооценки 6 класс

№ этапа

Виды самооценки

Отметка

1 задание

Я справился отлично -

Мне ещё надо работать -

Мне нужна помощь -

2 задание

______

______

______

______

______

3 задание

1. Делано наспех – сделано на смех.

2. Не будь тороплив, а будь терпелив.

3. К большому терпению придёт и уменье.

4. Ума палата.

4 задание

Мне было весело и интересно -

Мне было грустно и скучно -

Мне было безразлично -

5 задание

10

5

0

5класс

Задание 1

Ответьте на вопрос: стр 186 вопрос 1

Задание 2

Вопрос 2

Задание 3

Вопрос

Задание 4

Дневник двойной записи

«+»

«-»

- Запишите, что хорошего в том, что змей убили.

- Запишите, что плохого в том, что змей убили.

Самоанализ урока « Чтение» в 5,6 классе

Данный урок является уроком в 5 классе 2, в 6 классе в системе уроков по разделу …

5 класс

Тема: Э.Асадов «Дачники»

6 класс

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»

5 класс

ЦЕЛЬ: знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.

ЗАДАЧИ:

  1. обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
  2. развитие умения ориентироваться в тексте;
  3. воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
  4. коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.

6 класс

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи: #1059;чить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.

#1050;оррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.

#1056;азвивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.

#1042;вести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Это урок включал в 4 этапа:

1 Организационный момент. Речевая разминка.

2. работа над текстом. Словарная работа.

3. Отработка навыка выразительного чтения.

4. Итог. Рефлексия.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы, задания соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

5 класс

Тема: Э.Асадов «Дачники»

6 класс

Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».

Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Рикки -Тикки –Тави»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Домовенок Кузя в гостях у ребят»

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание  реальны...

Конспект организации досуга для детей с интеллектуальными нарушениями «Лето в гостях у ребят»

Конспект досуга "Лето в гостях у ребят" споспособствует формированию представления детей о лете, как о времени года, о фруктах, овощах, грибах, содействует развитию координации дв...

Конспект урока "Чтение" в 5 - 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями

5 класс: Внеклассное чтение.  «Сказки народов мира»             6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин...