 Конференция «Страна-наука-люди». Доклад на тему «Универсальный гений. Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу»
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Немеш Марина Валерьевна

Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский учёный, писатель и эрудит, внесший значительный вклад в развитие российской науки.

История Ломоносова — это не просто жизнь выдающегося человека. Это увлекательный рассказ о стойкости, упорстве и непоколебимой преданности делу познания. Суровый и безжалостный русский север воспитал в нём храбрость и стойкость духа. Все это помогло ему из безвестности в далекой русской деревне превратиться в одного из самых знаменитых ученых эпохи Просвещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_vasilevich_lomonosov-universalnyy_geniy.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение СК

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Михаил Васильевич Ломоносов-универсальный гений»

                                                    Рассмотрено на заседании

                                                   ЦМК ОГСЭ дисциплины

                                                                       Протокол  №   от « » июня 2023г.

                                                                       Председатель ЦМК

                                                                      ____________ Мирзоян Е.В.

                                                                       Выполнила

                                                       преподаватель Немеш М.В

Ставрополь

2024 г.

СЛАЙД 2

Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский учёный, писатель и эрудит, внесший значительный вклад в развитие российской науки.

История Ломоносова — это не просто жизнь выдающегося человека. Это увлекательный рассказ о стойкости, упорстве и непоколебимой преданности делу познания. Суровый и безжалостный русский север воспитал в нём храбрость и стойкость духа. Все это помогло ему из безвестности в далекой русской деревне превратиться в одного из самых знаменитых ученых эпохи Просвещения.

СЛАЙД 3

Из его биографии и жизненных достижений можно увидеть сильную личность, которая ради науки не останавливалась перед преградами, препятствиями и испытаниями. Он, как и Александр Пушкин, повлиял на формирование русского языка и внес свой вклад в развитие литературы. Кроме того, он наряду с Дмитрием Ивановичем Менделеевым был создателем фундаментальных законов в науке.

СЛАЙД 4

Михайло Ломоносов родился в деревне русского севера в 1711 году. Он был из свободных крестьян, а не из крепостных. С 10 лет маленький Миша ходил с отцом в море на рыбный промысел. Но жажда знаний была сильна и 19-летний Михаил взяв с собой только одежду и две книги, “Грамматика” и “Арифметика” ушел с обозом в Москву. Лютой зимой юноша за три недели добрался с рыбным обозом до Москвы, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где за 4 года окончил 8-летний курс. В 1735 году он попал в число лучших учеников для обучения в гимназии при Петербургской Академии Наук.
             СЛАЙД 5

Он был одобрен на учебу в Германию, как крестьянский сын, а не как сын дворянина. Чтобы добиться своей цели и стать ученым, он иногда лгал о своем происхождении. За свой ум он был одним из трех кандидатов, кого отправили обучаться горному делу в Германии. Ломоносов провел три года в Марбургском университете в качестве личного ученика философа Христиана Вольфа. Затем год он изучал горное дело и металлургию в Саксонии, а еще год путешествовал по Германии и Нидерландам.

СЛАЙД 6

Он знал и умел хорошо говорить в общей сложности на 11 языках, стал первым признанным на западе русским учёным, был почетным членом трёх академий: Шведской АН (1760), Петербургской АН (1763), Болонской АН (1764).

СЛАЙД 7

 «За отличное в науках искусство» Михаилу Васильевичу был присвоен в 1756 году чин коллежского советника. Это давало ему право на собственные земли и потомственное дворянство. Его перу принадлежит издание учебника Российской грамматики, а также «Краткого российского летописца с родословием».

СЛАЙД 8

Это был всесторонне одарённый человек. Он создал мозаичный портрет Петра I и панно «Полтавская баталия». Многие его открытия на столетия опережали своё время. Он опубликовал каталог, в котором было собрано более 3000 минералов. Он постоянно вел борьбу с противниками наук российских и не всегда в ней побеждал.

СЛАЙД 9

            Михайло Ломоносов был выдающейся фигурой в русской истории и культуре. Он преодолел бедность и зависть противников, став выдающимся ученым, писателем и поэтом. 

Его вклад не оценим в различные области знаний, включая химию, физику и лингвистику, Ломоносов оказал влияние на российскую и мировую культуру. Он создал первый русский университет. 

             Вот два простых правила от Михаила Васильевича Ломоносова для тех, кто так пока и не понял, на что направить усилия, в каком направлении двигаться.

– «Неусыпный труд препятствия преодолевает»

– «Кто малого не может, тому и большее невозможно»

СЛАЙД 10 Видеоролик

СЛАЙД 11

Ломоносов для нас - отец русской науки. Но ведь это был не только талантливый ученый, но и очень интересный человек. По сути, русский Леонардо да Винчи.

Человек-универсал – получив признание в естественнонаучных дисциплинах он погружался в лингвистику, историю, обожал искусство и писал стихи. Его значение для нашей культуры и науки трудно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"

В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...

Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.

Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Доклад на тему: «Универсальные учебные действия в математике»

Долклад был подготовлен к четвертой городской Научно-практической конференции учителей, преподавателей и специалистов учреждений ГБПОУ и ГБНОУ в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга "Форми...

Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

laquo;Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?      ...