Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.
Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время.
Выяснено, что мальчики медленнее включаются в работу на уроке, затем им необходим быстрый темп, пик активности приходится на середину урока.
Мальчики мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса учителя, то есть на его эмоциональную окраску, им нужна дозированная эмоциональность подачи материала. Необходима спокойная деловая обстановка в классе.
Для мальчиков необходима работа на уроке в режиме поисковой активности, обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они быстро и легко решают новые задачи, хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов.
Мальчикам на уроке надо дать возможность прогнозировать, предлагать пути решения, делать нестандартные выводы, фантазировать.
Мальчики не любят много писать, поэтому на уроках предпочитают оформлять материал в виде опорных конспектов, схем. И моя задача помочь им в этом, научить кратко оформлять главные мысли.
Наглядность на уроке и материал в действии побуждает интерес к предмету (учитель должен не только рассказывать, но и показывать)
Нельзя требовать от мальчика чрезмерной аккуратности, тщательности оформления работы (выполняя эти требования, он может потерять суть задания и его значимость). Он никогда не выполнит известное задание скрупулезно и аккуратно.
Для успешности обучения и повышения самооценки мальчикам необходимо предоставлять возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектах, научно-практических конференциях.
Мы часто недооцениваем эмоциональную тревожность и чувствительность мальчиков (они глубоко переживают, хотя внешне это не проявляется).
В классах мальчиков я применяю следующие методические приемы:
- Разговариваю императивным тоном, так как они воспринимают информацию о действиях во всех глагольных формах: открыть, написать, достать, убрать и т.д. Они мало реагируют на интонацию речи, на её эмоциональную окраску.
- Материал объясняю в быстром темпе. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление, они выпадают из процесса, внимание ослабевает, активность ответов резко уменьшается. Значительная оживленность умственной работы у них обнаруживается в условиях недостатка времени, поэтому на уроке часто напоминаю о том, что осталось мало времени и ещё много увлекательного впереди.
- Мальчиков обязательно включаю в поисковую деятельность, они лучше работают, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить и запомнить информацию. Нужно, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе весь урок, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.
- Работоспособность мальчиков поддерживаю, чередуя физическую и умственную нагрузку, даю им возможность двигательной разрядки. Использую на уроках здоровьесберегающие технологии.
- Похвала за работу побуждает мальчиков сделать что-то еще, то есть цикл становится непрестанным.
- Уроки повторения и закрепления часто строю в виде командных состязаний, так как для мальчиков эффективны ситуации соревнования, они лучше и быстрее выполняют нестандартные задания.
Я часто провожу нестандартные типы уроков по русскому языку и литературе, например «Что? Где? когда?», «Своя игра», «Самый умный», «Умники», «Слабое звено», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером» и т.д.
Использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами.
Предоставленные методы и приемы позволяют иметь выигрыш в развитии интеллекта мальчиков.
Мальчиков особенно интересуют технические средства обучения, я нахожу результативные методы, формы обучения. Практически все уроки русского языка и литературы сопровождаются медиа-презентациями («Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», автономно составленные медиа-уроки)
Автономно созданные презентации использую на разных этапах урока:
- На этапе выведения темы урока;
- При организации словарной работы;
- Словарно-орфографическая работа проводится по принципу игры «Счастливый случай»: дается толкование слов, ученики записывают угаданные слова столбиком, из начальных складывается слово, получаем тему урока, например «Глагол».
- При изучении нового материала
- При закреплении
- На этапе контроля
Учу мальчиков самих составлять презентации, ведь большинство учеников класса имеют домашние компьютеры. При планировании содержания презентации предлагаю мальчикам заняться мозговым штурмом и изложить на бумаге свои идеи. Лучшую выбираем. Совместное моделирование правила сначала на бумаге, а затем на компьютере помогает лучше запомнить его.
В моей педагогической копилке появились значительное количество разработок уроков – презентаций. На таких уроках решаю следующие задачи:
- Учебная: изучить и закрепить основные навыки работы с компьютером.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, важно показать мальчикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
- Развивающая: развитие логического мышления, навыков поисковой деятельности, расширение кругозора.
Диагностику лингвистической компетенции мальчиков по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: «Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей», «Обучающая программа – тренажер «Фраза», «Мультимедиа-комплекс «1С: Репетитор», «Менеджер тестов» и т.д.
Итак, эффективные средства и способы обучения в классе мальчиков таковы:
- поддерживать высокий темп работы;
- в работе с ребятами вводить правила на уроке, «заключать соглашения»;
- давать задания на сообразительность;
- наталкивать на субъективные открытия;
- на уроках использовать информационно-коммуникативные технологии.
Список использованной литературы:
1. Куинджи Н.Н. «Физиолого-гигиенические основы гендерного подхода к обучению и воспитанию детей в школе», М., «Пашков дом», 2010г.
- Колесов Д.В. «Мальчик – подросток - юноша», М., 1982г.
- Кон И.С. «Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире// введение в гендерные исследования». Ч. 1: учебное пособие, Харьков: ХЦГИ – 2001г.
- Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/под общ. ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ, 2010.
- Штылева Л.В. «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании» (статья)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"
В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учеников на уроках русского языка и литературы"
Для преподавателей русского языка...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
Доклад на тему: Эколого-эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях, направляемых на...
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...
Доклад по теме: "Групповая работа по ФГОС на уроках русского языка и литературы"
Есть прекрасные слова: «Преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век инфо...
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»...