Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
материал по биологии

«Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?

          Я думаю, каждый учитель задается этим вопросом, не смотря на стаж работы в школе.

«Завтра» и «успех» слова не синонимы и не антонимы. Зачем же они тогда потребляются рядом именно сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и открытого слова общества?

Чему мы учим сегодня? Этот вопрос мало кто задает себе, т.к. мы действуем по плану, а стоит ли? Мы боимся сказать или сделать что-то по-другому, по-своему, а надо! И вот тогда-то, мы поймем и научимся учить и жить, и не только сами себя, но и других.

А вот «жить» и «учить» - слова, которые близки, это глаголы, которые употребляются, как в настоящем, так и в будущем времени, о чем и идет речь - о будущем, о нашем будущем, о будущем наших детей, которых учим, к сожалению, не мы, а они сами и компьютеризированное общество. И, чтобы добиться успеха завтра, нужно уже сегодня и сейчас задуматься о своей роли в обществе и своей душе. А чему учить, подскажет подрастающее поколение, у которого уже имеются свои интересы, потребности и возможности, у которого и мы сами еще можем поучиться. И будет тогда успех не только завтра, но и каждую секунду, проведенную в обществе, которое знает «чему и как учить сегодня для успеха завтра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра?

          Я думаю, каждый учитель задается этим вопросом, не смотря на стаж работы в школе.

«Завтра» и «успех» слова не синонимы и не антонимы. Зачем же они тогда потребляются рядом именно сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и открытого слова общества?

Чему мы учим сегодня? Этот вопрос мало кто задает себе, т.к. мы действуем по плану, а стоит ли? Мы боимся сказать или сделать что-то по-другому, по-своему, а надо! И вот тогда-то, мы поймем и научимся учить и жить, и не только сами себя, но и других.

А вот «жить» и «учить» - слова, которые близки, это глаголы, которые употребляются, как в настоящем, так и в будущем времени, о чем и идет речь - о будущем, о нашем будущем, о будущем наших детей, которых учим, к сожалению, не мы, а они сами и компьютеризированное общество. И, чтобы добиться успеха завтра, нужно уже сегодня и сейчас задуматься о своей роли в обществе и своей душе. А чему учить, подскажет подрастающее поколение, у которого уже имеются свои интересы, потребности и возможности, у которого и мы сами еще можем поучиться. И будет тогда успех не только завтра, но и каждую секунду, проведенную в обществе, которое знает «чему и как учить сегодня для успеха завтра».

А что же такое успех для меня? Я считаю, что он не заканчивается в чем-то одном. Успех – это постоянное движение: постановка цели – ее достижение, постановка – достижение и т.д. Своеобразная лестница жизни, где человек находится в постоянном развитии. То есть первое, чему я должна научить ребенка – это умение ставить цели и их достигать, быть целеустремленным.

Если задать ребятам вопрос «Сколько предметов вы изучаете в школе?» они отвечают: «…7, 8, 9, 10 и т.д.». Они не понимают, что они изучают один предмет - окружающий нас мир, но с разных его сторон. Также если спросить «Чему вас учат в школе?», дети начинают перечислять предметы: математике, русскому языку, чтению... и никто не говорит, что их учат думать, размышлять, планировать свою деятельность, проводить исследования, ставить проблему.

Ведь на самом деле, нам ничего не мешает зайти в класс и сказать, что сегодня цель нашего урока/занятия научиться проводить аналогии, параллели.

Те метапредметные результаты, о которых мы так много говорим, они, собственно, являются также предметом обучения, поэтому мы должны открыто говорить, что учим сравнивать, что учим проводить исследования, ставить проблемы и так далее..

Так чему же учить детей для успеха в будущем?

Для начала, работая с детьми, нужно научить их уважать себя, ценить себя, помочь им понять, что каждый из них уникален и ему нужно раскрыться.

Стандартизированные образовательные программы не изменятся кардинально. Поменять подходы к обучению в школах на государственном уровне не получится. Поэтому приспособить детей к изменениям ценностей образования – вот наша задача.

Мы можем помочь сформировать и развить в них такие качества и навыки, как:

  • умение анализировать, обобщать и классифицировать информацию. Наша задача сегодня - научить ребенка сосредотачиваться на важном, а не отвлекаться на формальные мелочи. Более того, ребенку нужно уметь глубоко и межпредметно изучать вопрос, будто исследуя его с нуля и придавая значение существенным деталям. Поэтому учить детей фундаментальным принципам работы с массивами материала становится крайне актуально.
  • Способность увидеть в существующем явлении недостатки и найти кардинально новое решение, обеспечивающее качественный рост или повышение эффективности процессов.
  • Современному школьнику необходимо уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно расставлять приоритеты при выполнении заданий и вести несколько дел параллельно.
  • Самообразование. С помощью него каждый имеет возможность получить качественные знания, чтобы достичь желаемых успехов в жизни. Мы должны мотивировать ребят на совершенствование себя и своих знаний, получение нового теоретического и практического опыта, так, чтобы учёба не стала для них тяжким и оттого страшным грузом. Дети должны быть открыты для нового.
  • Интерес к познанию мира во всех его проявлениях.
  • Глобальность мышления. Я считаю, что немаловажную роль играет творческое мышление ребенка. Как сказал А. Эйнштейн: «Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно.»
    Я согласна с этими словами, поэтому учителя развивают воображение детей не только на уроках ИЗО, технологии, музыки, но и на более «серьезных»предметах как - русский язык, математика, литературное чтение. Важным для наших детей становится умение видеть целостную картину мира, понимать суть предмета/явления и их связь со всем окружающим.
  • Точно формулировать свои мысли, логично выстраивать и оформлять их в слова.
  • Видеть возможности. То, что сегодня представляется нам ценным, завтра может потерять смысл. Лучше потратить время на поиск того, что окажется действительно твоим.
  • Уметь общаться с другими людьми. Это один из важнейших навыков будущего.

Те люди, которые более общительные – добивались успеха гораздо чаще, нежели их не совсем общительные сверстники. Я считаю, что умение общаться с окружающими важно в любой сфере жизни. Если у человека что-то не получается, то он может попросить помощи. Если видит, что у кого-то что-то не получается – он может предложить свою помощь. В нашем веке общение занимает особую нишу. Так как более общительные люди смогут находить общий язык с окружающими, будут избегать конфликтных ситуаций и будут уважать чувства других людей!
          Эти три составляющие, на мой взгляд, помогут ученику быть более успешным в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чему учить сегодня" (размышление вслух).

В статье содержатся выдержки из ученических работ о родном городе на Кольском побережье....

Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности

В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на  формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...

Практические задания для проведения педсовета по теме «Смысловое чтение. Формирование функциональной грамотности на каждом учебном занятии».

Данная статья содержит в себе ряд практико-ориентированных заданий, которые можно использовать при проведении педагогических советатов и заседаний методических объединений. Позволяет познакомится с ос...

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инно...

Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихся

Практическая работа 2Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихсяПлан действийОзнакомьтесь с универсальными методиками формирования функциональной грамотности(подходящие ...