Доклад на тему: «Универсальные учебные действия в математике»
материал по алгебре на тему

Тихонова Галина Петровна


Долклад был подготовлен к четвертой городской Научно-практической конференции учителей, преподавателей и специалистов учреждений ГБПОУ и ГБНОУ в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга "Формирование культурной идентичности обучающихся в образовательных учреждениях сферы культуры и искусств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_v_matematike.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В МАТЕМАТИКЕ»

Преподаватель: ТИХОНОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА

 

Санкт-Петербург

2016

      С 2015-2016 учебного года Российское образование в средней школе переходит на качественно новый уровень – стандарты второго поколения.  Основной идеей реализации ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий. 

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учится 10 или 5 лет назад. Они родились в мире информационных технологий, который мы только осваиваем.  Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Современные игрушки, оснащены интерактивными средствами, дети легко пользуются мобильными телефонами, коммуникаторами.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Возможно, через несколько лет при поступлении в другое учебное заведение, школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме или не изучаются совсем. Школа должна научить ребенка учиться, научить работать в коллективе, социализировать, нацелить на результат.    

   Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

    Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС она существенно возрастает. Теперь учитель должен не только дать ребёнку знания, но и привить две группы новых умений:  

  • Умение учиться;
  • Сформировать у детей мотивацию к обучению. 

Умение учиться, в широком значении подразумевает термин «универсальные учебные действия», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Совокупность методик и технологий (в том числе и проектной) позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика».

Целью является:

Рассмотрение задач, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроке математики в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

Задачи:

• выявить отличия современного урока от традиционного;

• рассмотреть формирование универсальных учебных действий на уроках математики;

• сформулировать основные функции и виды УУД;

• рассмотреть примеры задач по каждому из видов УУД.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Два вида личностных универсальных учебных действий:

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование - определение последовательности промежуточных результатов;
  • прогнозирование - оценка результата;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • волевая саморегуляция - способность к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование  цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы.

    Знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов;
  • синтез как составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,  
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных действий на уроках математики, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

Пример 1. Геометрия 8 класс. Четырехугольники. Найти лишнее, ответ обосновать.

  1. Ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, треугольник.
  2. Ромб, квадрат, параллелограмм.
  3. Высота, медиана, биссектриса, отрезок.
  4. Градус, радиан, минута, литр.

Пример 2. Алгебра 8 класс. Квадратные уравнения.

1) 35x² + 2x - 1 = 0;  

2) 4 - x² = 0;

3) 9y² + 30y + 25 = 0;

4) x²- 9x + 14 = 0;

5) 3x²- 15 = 0;

6) 0,5x² - 3,5x = 0;

Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

Пример1. Геометрия 8 класс Итоговый урок по теме «Четырехугольники» Разбить класс на группы. На доске записывается размеры фигур. Квадрат, сторона 4 см. Параллелограмм- стороны 5см и 7 см, угол 60 градусов. И т.д. Ученики на цветных бумагах вырезают фигуры с данными размерами и склеивают аппликацию. Потом защищают эту работу. Выбирается самый точный, аккуратный и оригинальный.

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Например, в процессе подведения итогов урока.     

Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач

Познавательные УУД, которые формируются на уроках математики:

- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные,

несущественные, необходимые, достаточные;

- моделирование;
- использование знаково-символической записи математического понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение приводить контрпримеры.

     Заложенные в ФГОС второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

    Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
  2. В основе формирования УУД  лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
  3. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на заранее планируемых результатов.
  4. В образовательной практике происходит переход от обучения к активному решению проблем с целью выработки определённых решений.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования, формирование совокупности УУД, реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательную среду обучающихся, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
  2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
  3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
  4. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/.
  5. Лукичева Е.Ю., Жигулев Л.А. Аттестация учителя математики как оценка его профессиональной компетентности. – СПб.: СПб АППО, 2008.
  6. Хинчин А.Я. О развивающем эффекте уроков математики /Математика в школе. – 1962. – № 3. – С. 30–44.
  7. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

Презентация по теме: Универсальные учебные действия.

Презентация посвящена теме: Универсальные учебные действия. Цель данной презентации - систематизировать знания по данной теме....

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Методический доклад "Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности"

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей ...

Программа Программа формирования универсальных учебных действий по математике в основной школе

Программа содержит цели и задачи стандарта.Описание функций, характеристик УУД...

"Формирование универсальных учебных действий по математике в урочной и внеурочной деятельности"

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самос...