Технологическая карта урока "Новогодняя быль"
план-конспект урока по литературе

Лысенко Кристина Юрьевна

Урок по теме "Новогодняя быль" С.Михалкова разработан для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_novogodnyaya_byl.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «С.Михалков «Новогодняя быль» (2 А класс)

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении литературной сказки С.Михалкова «Новогодняя быль».

2.        Предметно-дидактическая: развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

  • прогнозируют содержание текста;
  • дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев;
  • знают понятия «юмор», «юмористический рассказ».

Метапредметные:

  • участвуют в постановке и решении учебной проблемы;
  • восстанавливают последовательность событий;
  • выражают и аргументируют свои мысли;
  • работают в паре/группе, сотрудничают с учителем и одноклассниками;
  • оценивают правильность выполнения заданий.

Личностные:

  • осознают ответственность человека за общее благополучие;
  • проявляют интерес к изучению литературного чтения.

Тип урока:

1.        По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.

2.        По способу организации: комбинированный.

3.        По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

1.        Основной: объяснительно-иллюстративный.

2.        Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа, работа в парах.

Средства обучения:

  • Раздаточный материал.
  • Электронная презентация.
  • Мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

учителя

ученика

1

2

3

4

5

6

1. Органи-зационный.

Фронтальный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Регулятивные, коммуникативные.

2. Актуали-зация опорных знаний и способов действий.

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Беседа

Фронтальный

Беседа

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

Проводит речевую разминку (Слайд 2).

Привлекает учащихся к определению темы урока с помощью аудио фрагмента из песни «В лесу родилась ёлочка» (Слайд 3) и наводящих вопросов:

1. О чём эта песня? Что случилось с ёлочкой?

2. Какие эмоции подарила ёлочка ребятам?

3. Как вы думаете, была ли она рада присутствовать на празднике?

4. Какая тема нашего урока?

Корректирует формулировку темы урока (Слайд 4).

Актуализирует знания об авторе (Слайд 5).

Проводит работу над названием и иллюстрацией из текста:

  1. О чем будет текст?
  2. Кто главные герои?
  3. Каким является по жанру это произведение?

Организует работу учащихся по отработке лексики, встречающейся в тексте.

Физкультминутка.

Организует отдых учащихся.

Просит открыть учебники (Слайд 10) и дает установку на чтение по фрагментам.

Повторяют за учителем речевую разминку.

Прослушивают аудио  фрагмент.

Отвечают на вопросы:

1. Песня о ёлочке. Её из леса принесли домой, нарядили.

2. Ёлочка подарила ребятам много радости.

3. Ёлочка рада быть на празднике, так как дарит радость другим.

4. Высказывают предположение, что будут знакомиться с произведением о ёлочке, которую принесли из леса на Новый год.

Воспринимают разъяснения учителя.

Слушают рассказ учителя, вспоминают, с какими произведениями автора уже знакомы, называют их (Слайд 6).

Рассматривают иллюстрацию (Слайд 7), строят догадки относительно содержания, главных героев. Вспоминают, что такое быль, что такое сказка, называют её основные признаки.

Читают наиболее затруднительные слова по слогам (Слайд 8).

Совместно с учителем проводят физкультминутку (Слайд 9).

Открывают учебники. Читают текст по фрагментам.

Общеучебные, коммуникативные.

Логические, регулятивные, коммуникативные.

Логические,

общеучебные, коммуникативные.

Коммуникативные,

общеучебные

Совместное обсуждение.

Совместное обсуждение.

4. Закрепление изученного материала.

5. Завершающий.

Беседа

Работа в паре

Работа в группах

Фронтальный

Индивидуальная работа

Организует выборочное чтение текста и анализ произведения:

1. Кто главные герои сказки?

2. Дайте характеристику главных героев.

3. Чувствовала ли она себя одинокой?

4. Почему слова Ёлочка и Сорока написаны в тексте с заглавной буквы?

5. Предлагает прочитать диалог Ёлочки и Сороки по ролям.

7. Прочитайте, как стала жить Ёлочка после разговора с сорокой.

9. Что произошло 31 декабря?

10. Почему автор назвал сказку былью?

Организует работу учащихся по группам

1 группа.

  1. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
  2. Расставьте предложения в правильном порядке, найдите лишнее.

2 группа

1. Прочитайте опорные слова, выберите те, которые относятся к тексту.

2. Расставьте их по порядку следования в тексте.

3 группа:

1. Составьте вопросы по содержанию текста. Каждый записывает по 1 вопросу.

Организует проверку работы в группах.

- Какова основная мысль этой сказки?

Раздаёт тест для проверки усвоения материала по теме.

- Поменяйтесь работами с соседом, проверьте правильность выполнения теста, сверив ответы с образцом.

Подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы учителя:

1. Ёлочка и Сорока.

2. Ёлочка – добрая, тихая, доверчивая. Сорока – болтливая, вредная, злая

3. Не чувствовала себя одинокой.

4. Ёлочка и Сорока олицетворяются.

5. Читают диалог в парах по ролям, затем одна из пар зачитывает диалог всем.

7.В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень.

9. Лесник пришёл в лес.

10. Потому что такое могло случиться.

1 группа: Читают предложения (Приложение 1). Восстанавливают правильную последовательность частей плана, находят лишнее:

.

2 группа: Читают слова, выданные учителем (Приложение 2), выбирают те, которые относятся к сказке, расставляют их в порядке следования в тексте сказки.

3 группа: Совместно обсуждают вопросы, каждый записывает по 1 вопросу на листок.

1 группа вывешивает на доске название частей плана, 2 группа вывешивает рядом с каждой частью плана опорные слова к ней. 3 группа задаёт вопросы по содержанию текста сказки.

- Не нужно рубить ёлочки. Нужно беречь природу (Слайд 11).

Выполняю тест (Приложение 3).

Меняются работами, выполняют проверку работы по образцу (Слайд 12).

Участвуют в подведении итогов урока, высказывая своё впечатление (Слайд 13).

Коммуникативные

Коммуникативные, регулятивные

Коммуникативные, регулятивные

Коммуникативные, регулятивные

Совместное обсуждение

Приложение 1

В лесу росла Ёлочка.

Встреча с Сорокой.

Ёлочка в страхе и беспокойстве.

Появление лесника.

Ёлочка в украшениях.

Дед Мороз спасает Ёлочку.

Приложение 2.

Росла   Листья    Грелась   Заяц

Дрожала  Прилетела   Раскачиваться

Прострекотала   Улетела  Склевала

Выпал   Обламывались   Засыпало   Не заметит

30 декабря   Схватился    Стряхнул   Улыбнулся

Сломал   Очнулась     Висели    Трое     Звезда    Лыжи

Приложение 3.

1.Кто автор сказки?

А) С.Маршак; Б) С.Михалков; В) Н.Сладков.

2. Недалеко от чего росла Ёлочка?

А) от леса; Б) от города; В) от дома лесничего.

3. С кем она однажды познакомилась?

А) с зайцем; Б) с лисой; В) с волком.

4. Кто рассказал Ёлочке про Новый год?

А) ворона; Б) сорока; В) сова.

5. В страхе и беспокойстве Ёлочка прожила :

А) весну и лето; Б) лето и осень; В) осень и зиму.

6. Когда нашли Ёлочку?

А) 30 декабря; Б) 31 декабря; В) 1 января.

7. Ёлочку:

А) срубили; Б) нарядили; В) срубили и нарядили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" к УМК "Немецкий язык. Первые шаги."И.Л.Бим для 4 класса общеобразовательной школы.

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" с указанием цели, планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные), специальных учебных умений, с технологией изучения  темы, объе...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс

Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов  "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», включающий работу с детьми с ОВЗ...