Технологическая карта урока "Как это было? Эпоха Брежнева".
учебно-методический материал по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»
урок истории в 11 классе
«Как это было? Эпоха Брежнева»
Учитель истории: Созонова Татьяна Иосифовна
с.Горки – 2021 г.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.
Цели урока:
-подвести обучающихся к пониманию особенностей духовной жизни советского общества, показать, что общественная атмосфера того времени была противоречива, неоднозначна.
- продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы.
- воспитывать интерес к исторической науке.
Задачи:
Образовательные:
урок призван актуализировать знания по теме, полученные учащимися в 9-м классе, расширить и углубить их; сформировать представление о том, что общественная атмосфера того периода была противоречивой; познакомить старшеклассников со спорными вопросами «застойных лет» , продолжить работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации, усвоения знаний по нескольким источникам, развитием навыков публичных выступлений.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою судьбу, за свой народ
Развивающие: на основе анализа, полученной из различных источников информации, научиться формулировать и решать познавательные задачи, выявлять причинно-следственные связи.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты:
1)Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки периода правления Л.И. Брежнева, основные события того времени;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты;
3. Работа с историческими источниками:
-проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках (текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция): рассказывать об историческом событии, его участниках; характеризовать условия и образ жизни людей в этот период.
5. Анализ, объяснение: излагать суждения о причинах и следствиях исторического события.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные:
-умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи,
-строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-умение преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
-смысловое чтение;
Коммуникативные:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
Понятийный минимум:
Концепция «развитого социализма», «железный занавес», ростки «антисистемы», диссиденты
Важные события:
1977 год – принятие конституции «развитого социализма»
1965 год – Дело Синявского и Даниэля
1975 год – Дело Валерия Саблина
1980 год - Летние Олимпийские игры в Москве
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Презентация
Карта СССР в 1964-1980 годах
Видеозаписи:
Аида Ведищева «Лесной олень» https://youtu.be/RqZgNHJgH9o
Песенка о медведях из фильма «Кавказская пленница» https://youtu.be/dExwT_pEr9w
Виа Самоцветы «Всё, что в жизни есть у меня» https://youtu.be/LSN4QULVVfc
репортаж «Церемония закрытия Олимпиады 1980» https://youtu.be/4omROhYtUHo
Владимир Высоцкий «Он не вернулся из боя» https://youtu.be/d_zh92Xv4QI
Фрагмент фильма «Ирония судьбы…» https://youtu.be/q4OEVG5Zhlw
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
II. Подготовка к занятию. Работа по презентации. Слово учителя. А) Достойно, главное достойно Б) И если все переломалось, - Как в истории нашей страны назывались эти годы? Мы продолжаем изучать эпоху Л.И. Брежнева. В начале урока предлагаю ответить на вопросы викторины, где мы вспомним яркие события 20 века. III. Изучение нового материала. Приступаем к изучению новой темы. Посмотрите на плакаты периода правления Брежнева. Послушайте песню в исполнении популярного ансамбля «Самоцветы». -Какой представляется наша страна в этих песнях, на плакатах? (Страна прекрасная, все трудятся, песни оптимистичные).
- Перед нами фото ленинградского поэта Иосифа Александровича Бродского (1940–1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, но, тем не менее, творчество Бродского раздражало официальные круги. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была организована травля. Сначала его арестовали и осудили на 5 лет ссылки, затем ему разрешили вернуться, в 1972 году он эмигрировал в США.
Такая же участь ждала певицу Аиду Ведищеву. - Предлагаю послушать песню в исполнении советской певицы Аиды Ведищевой «Лесной олень». - А сейчас посмотрите отрывок из знаменитого советского фильма. - Как называется фильм? («Кавказская пленница»). Песню о медведях за кадром исполняет также Аида Ведищева. Но, несмотря на успех, ей, как и многим другим творческим людям того времени, чинили препятствия, не упоминали в титрах, не разрешали выступать на концертах, не выпускали на гастроли за границу. Например, песню «Лесной олень» в Песне года – 73 исполнила не она, а детский хор. Одна из версий такого отношения: руководитель Гостелерадио Лапин был привержен антисемитизму. Также её обвиняли в безыдейности. С середины 70-х имя певицы исчезло из титров в кино и мульфильмов В итоге в 1980 году певица эмигрировала в США. Итак, мы познакомились с двумя образами нашей страны. В чём вы видите противоречие? (с одной стороны труд, настроение, страна процветает, с другой – эмиграция поэтов, музыкантов за границу) - Вижу, вы удивлены. Почему? Тема: «Как это было? Эпоха Брежнева» Проблема: что же происходило на самом деле? Кто виноват? Мы отправляемся на экскурсию в ту эпоху. Работа с учебником. Откройте стр. 303, прочитаем документ. Попробуем выделить основные особенности иделогии Брежнева. А сейчас послушаем выступления ребят, и попробуем разобраться, что происходило, и кто виноват. 1.Летние олимпийские игры в Москве 1980 год. Как происходило расставание с Олимпийским Мишкой? 2.Прежде чем приступить к следующему событию вспомните, кого называли дисиддентами? Послушаем выступление о диссидентском проявлении. Дело Даниэля и Синявского. 3. Третье событие – это также ростки антисистемы. Дело Валерия Саблина
Следующий этап – самостоятельная работа в группах по учебнику, документам. 1 группа – Олимпийские игры – это окончание эпохи «разрядки» и очередной виток советско-американскихпротивостояний? 2 группа – В чём значение диссидентского движения? 3 группа - Какие новые формы воздействия властей появились в эти годы на творческую интеллигенцию? Рассказ учителя о создании в СССР общества «развитого социализма». Беседа. - Какие перемены в отношениях между правительством и творческой интеллигенцией привели к застою в художественной культуре? - К чему привело вмешательство партийных инстанций в творчество? Слово учителя. ВЫВОД: В то время, как пели задорные комсомольские песни, звучали голоса детей, рапортующих съезду партии быть достойной сменой, все плотнее становился “железный занавес”, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы, слушать музыку зарубежных авторов. Деятели культуры, которые не принимали “правила игры”, выступали с сомнениями и собственными суждениями, чаще всего оказывались за пределами СССР (писатель А.Солженицын, кинорежиссёр А. Тарковский, оперная певица Г.Вишневская) или лишались возможности работать с полной отдачей. Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы – В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Астафьев. Специфической чертой того времени была так называемая “магнитофонная революция”. Записи песен и сатирических выступлений, не поддавшихся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки общества. Всё это говорило о противоборстве двух направлений – официально-охранительного и демократического. Тем не менее, в эти годы появилось немало литературных произведений, кинофиьмов, получивших всенародное признание. Партийно - государственному аппарату не удалось поставить под контроль всю духовную жизнь общества. Итог урока. Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного материала на уроке? Что происходило на самом деле? Кто виноват? Рефлексия «Дерево целей». В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2 Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется -Почему время правления Л.И.Брежнева получило название «застойные годы»? - Что необходимо было сделать для вывода страны из этого состояния? - Какую позицию заняло руководство страны? Игра. Несоответствия между официальной пропагандой и реальной жизнью общества – соотнести положения, относящиеся к официальной пропаганде и реальной жизни. ( Использовать метод перетаскивания). - Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы. Спасибо вам за работу! | Ученики отвечают на вопрос учителя. Работа с презентацией. Учащиеся отвечают на вопросы викторины.
Виа Самоцветы «Всё, что в жизни есть у меня» https://youtu.be/LSN4QULVVfc Ученики испытывают удивление, возникает проблемная ситуация, так как существует две разные точки зрения по одной проблеме. - Кто прав? Демонстрируется видеоряд с исполнением песен советской певицы. Аида Ведищева «Лесной олень» https://youtu.be/RqZgNHJgH9o Песенка о медведях из фильма «Кавказская пленница» https://youtu.be/dExwT_pEr9w Ученики работают с историческим источником и делают записи в тетрадях. Заочная экскурсия в историческое прошлое. Выступление учащихся. Ученики смотрят отрывок репортажа «Церемония закрытия Олимпиады 1980» Ученики делают записи по ходу просмотра и рассказа. Групповая работа. Ученики отвечают на вопросы, аргументируют ответы фактами, решая проблемную ситуацию. Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы. Учащиеся смотрят видеоряд. Владимир Высоцкий «Он не вернулся из боя» https://youtu.be/d_zh92Xv4QI Аркадий Райкин. Фрагмент фильма «Ирония судьбы или …» Ученики решают проблему. Ученики выполняют интерактивное задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ле́тние Олимпи́йские и́гры 1980 го́да (официальное название — И́гры XXII Олимпиа́ды) проходили в Москве, столице СССР, с 19 июля по 3 августа 1980 года. Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые Олимпийские игры, проведённые в социалистической стране.
Игры известны тем, что более 50 стран бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан. Участие в Играх не приняли спортсмены из 65 государств, среди которых были США, Канада, Турция, Республика Корея, Япония, Малайзия, ФРГ, Некоторые спортсмены из стран, бойкотировавших Игры, всё же приехали в Москву и выступали под олимпийским флагом[6
С другой стороны, этот негативный момент прошёл на фоне возвращения в олимпийскую семью 24 государств Африканского континента, в свою очередь бойкотировавших предыдущую Олимпиаду в Монреале.
Всего в московской Олимпиаде приняли участие спортсмены из 80 стран
Московская Олимпиада была серьезным мероприятием, поэтому из столицы были выселены все асоциальные элементы, начиная с алкоголиков и заканчивая женщинами легкого поведения. Также за год проведения Олимпиады за 101-ый км отправились диссиденты, агрессивные душевнобольные и криминальный мир столицы. Преступлений в Москве не было, потому что съехались милиция и агенты КГБ со всего СССР.
На время Олимпиады из Москвы в пионерлагеря были отправлены практически все дети
Всего специально к Олимпиаде построено 78 объектов, среди которых:
- Спортивный комплекс «Олимпийский»,
- Крытый велотрек в Крылатском,
- Кольцевая велотрасса на Крылатских холмах длиной 13,6 км,
- Дворец Спорта «Динамо» на улице Лавочкина,
- Гостиница «Космос»,
Соревнования проводились по 21 олимпийскому виду спорта.
Наша страна заняла 1 место по количеству наград 80-золото, 69 серебро, 46 бронза, всего 195.на 2 место – ГДР, на третьем – Болгария. Ни одна другая страна не выиграла и 10 золотых медалей.
Несмотря на отсутствие американских и многих других спортсменов, на Олимпиаде 1980 г. было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекордов. 9 рекордов мира принадлежат команде СССР.
Абсолютным рекордсменом Олимпиады по количеству полученных наград стал советский гимнаст Александр Дитятин. Он участвовал в восьми видах соревнований и занял в них восемь призовых мест. На его счету три золотые, четыре серебряные и бронзовая медаль.
Трехкратными олимпийскими чемпионами были провозглашены еще пять атлетов. Это советский пловец Владимир Сальников,
Талисманом московской Олимпиады стал Олимпийский Мишка, автор эмблемы — московский иллюстратор детских книг Виктор Чижиков.
В самом конце церемонии закрытия гостей и телезрителей ждал сюрприз, который все помнят до сих пор. На середину стадиона, ухватившись за разноцветные воздушные шары, под песню композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова «До свидания, Москва», выплыл огромный «Миша». Он помахал на прощание лапой и стал медленно подниматься над стадионом до тех пор, пока не исчез в ночном московском небе.
Во время исполнения песни многие зрители плакали.
Дело Синявского и Даниэля (процесс Синявского и Даниэля) стало первым громким политическим судебным процессом в брежневскую эпоху. Длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Вёл процесс председатель Верховного Суда РСФСР Л. Н. Смирнов.
Писатели несколько лет тайно публиковали за границей свои беллетристические произведения. Их псевдонимы Абрам Терц и Николай Аржак (соответственно) были раскрыты органами госбезопасности (по непроверенной версии, принадлежащей поэту Евгению Евтушенко, информация была получена из США в обмен на какие-то советские секреты, интересовавшие американцев). Обоих писателей-«подпольщиков» арестовали в сентябре 1965 и предъявили им обвинение в «антисоветской агитации и пропаганде» (статья 70 Уголовного кодекса РСФСР). В печати развернулась интенсивная «разоблачительная» кампания.
Государственный пиар вызвал не совсем те результаты, на которые рассчитывала власть: не только за рубежом, но и в СССР начались общественные выступления в защиту арестованных писателей.
Дело Синявского и Даниэля (как и за два года до этого дело Иосифа Бродского) поначалу вызвало резонанс в литературных кругах, но вскоре вышло за их пределы. В официальные советские инстанции были направлены десятки индивидуальных и коллективных обращений против преследований по политическим мотивам. И совершенно необычным для советских граждан (порядком отвыкших от свободных манифестаций) стал «митинг гласности», состоявшийся 5.12.1965 в самом центре столицы – на Пушкинской площади. Одним из ключевых его лозунгов стало требование соблюдать процессуальные нормы: предстоящий процесс над Синявским и Даниэлем не должен быть тайной и безгласной расправой.
В феврале 1966 Верховный суд РСФСР приговорил Синявского к семи годам лишения свободы, Даниэля – к пяти. Огромное общественное значение имело достойное поведение подсудимых на процессе. Они не признали себя виновными, более того, Синявский превратил свое последнее слово (так на юридическом языке называется заключительная речь подсудимого перед вынесением приговора) в манифест свободы творчества.
Историки связывают возникновение в СССР общественного движения в защиту прав человека с событиями вокруг дела двух писателей, которые решились рискнуть личной свободой ради свободы творчества.
Многие писатели считали процесс Даниэля и Синявского противозаконным и протестовали против их осуждения.
В ночь с 8 на 9 ноября 1975 года в советском ВМФ произошло беспрецедентное ЧП: большой противолодочный корабль «Сторожевой» после участия в военно-морском параде в Риге самопроизвольно снялся с якоря и взял курс в Ирбенский пролив. Спрыгнувший с борта и перебравшийся на стоящую на рейде подводную лодку комсорг «Сторожевого» сообщил, что замполит экипажа капитан третьего ранга Валерий Саблин с группой сообщников арестовал командира корабля, запер в каютах большую часть офицеров и объявил о намерении идти в Кронштадт и выступить с телеобращением к советскому народу о необходимости смены политического курса в стране.
О ЧП сразу же было доложено командующему Балтийским флотом, затем и главкому ВМФ. За «Сторожевым» устремились боевые корабли. После применения оружия «Сторожевой» остановился. На него высадилась группа пограничников. Саблин и его сообщники были арестованы.
Потомственный флотский офицер Валерий Саблин задолго до 8 ноября 1975 года высказывал недовольство тем, что в стане хорошо живет только партийная верхушка, а простому люду не хватает элементарной колбасы, в чиновничьей среде процветает блат, взяточничество.
Наконец, Саблин созрел для того, чтобы заявить о себе на всю страну. Он заранее подготовил несколько человек к «бунту», убедив их в благих намерениях. 8 ноября сложилась благоприятная для выступления обстановка: на берег сошли старший помощник командира корабля, механик, секретарь парторганизации.
Все началась с того, что Саблин зашел в каюту командира корабля капитана 2 ранга Потульного и доложил, что в одном из корабельных помещений творятся страшные беспорядки. «Что именно?» — спросил командир. «Я прошу вас пройти и посмотреть. Словами это не передать!» — ответил Саблин. Как только командир спустился по трапу в помещение, Саблин закрыл дверь на замок. Сторожить Потульного замполит выставил своего сообщника — корабельного библиотекаря и по совместительству киномеханика старшего матроса Шеина, вооружив его пистолетом.
К морякам экипажа, построившимся по команде «Большой сбор!», Саблин обратился с краткой речью (более подробное выступление было записано на магнитофонные ленты и несколько раз за ночь передано по внутрикорабельной трансляции). Вот фрагменты, впоследствии представленные на суде: «... Никто в Советском Союзе не имеет и не может иметь такую возможность, как мы, — потребовать от правительства разрешения выступить по телевидению с критикой внутреннего положения в стране… Наша цель — поднять голос правды… Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия… Только узкому кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристские вмешательства государственных и партийных органов в развитие Вооруженных Сил и экономику страны, в решение национальных вопросов и воспитание молодежи.
Саблин довел до моряков план действий: «Сторожевой» идет в Кронштадт, а потом в Ленинград — город трех революций, с тем, чтобы начать там новую, четвертую революцию по исправлению допущенных руководством страны ошибок. Выступление «Сторожевого» должно найти поддержку военных моряков в Кронштадте и Ленинградской военной-морской базе, а также у трудящихся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин, добившись у правительства страны права выступить по телевидению, намерен изложить свои взгляды.
«За» высказались три лейтенанта и несколько мичманов. Всех, кто был не согласен и выступил против, под угрозой оружия Саблин и Шеин закрыли в трюме. Для простых матросов Саблин был начальником, и они стали выполнять его команды по управлению кораблем до тех пор, пока это происходило в рамках профессиональных инструкций. Когда же они увидели, что по «Сторожевому» стреляют свои же корабли, моряки взбунтовались уже против Саблина, освободили командира и других арестованных офицеров. 9 ноября в 10 часов 35 минут на командный пункт Балтийского флота пришла радиограмма от командира «Сторожевого»: «Корабль остановлен. Овладел обстановкой. Жду указаний командующего флотом». Через 20 минут на борт поднялись пограничники. Первая часть драмы была закончена.
Из Москвы в тот же день прибыла правительственная комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом Флота Советского Союза Горшковым, в ее составе был и начальник политуправления ВМФ адмирал Гришанов. На первом же допросе Саблин, обращаясь к Гришанову, заявил: «Вы же знаете меня хорошо, я учился с вашим сыном, часто бывал в вашей семье». Гришанова тут же вывели из состава комиссии.
После длительного расследования освободили всех офицеров и мичманов. Многих из них разжаловали, других назначили с понижением. Большинство уволили в запас.
Саблина приговорили к высшей мере наказания, Шеина к 8 годам лишения свободы. 4 апреля 1976 года Саблин был расстрелян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения "Эпоха Брежнева".
Урок повторения "Эпоха Брежнева". Материал можно использовать в 9, 11 классе....
Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)
Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...
Технологическая карта урока истории "Эпоха Петра I"
История в профессиональном образовательном учреждении изучается на новом, проблемном уровне по сравнению с тем, который осваивают учащиеся в основной школе. Данная разработка основывается ...
Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это..."
Конспект урока на тему: "Эпоха Брежнева - это ...."...
Технологическая карта урока "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"
Выявить аналогии исторического развития России и Европы. Познакомить детей с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатог...
Технологическая карта урока "Франция в эпоху Просвещения"
Технологическая карта урока с раздаточным дидактическим материалом...
тест по истории "Эпоха Брежнева"
Материал для учителя 10 класса...