Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Малахова Ирина Витальевна

Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов  "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы. 30.10.2015.

Учитель: Малахова И.В.

Класс: 6.

УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: ««Белая цапля» Н.Д. Телешова: сказка или быль?».

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Цель урока. Познакомить с произведением Н.Д. Телешова «Белая цапля»; обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; формировать навыки анализа прозаического произведения, воспитать восприятие текста, как произведения искусства.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями сравнения и анализа;

овладение приёмами смыслового чтения;

умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные результаты:

понимание содержания прочитанных художественных текстов и их устное воспроизведение;

освоение приёмов анализа и характеристики текстов художественного стиля;

использование приёмов изучающего чтения;

использование различных видов монолога;

создание устных монологических высказываний;

выступление перед аудиторией сверстников с небольшими устными сообщениями.

Термины, понятия: сказка, фольклор, литературная сказка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Материально - техническое обеспечение. 

Книгопечатная продукция: учебник «Литература. Год после детства» 6 класс.1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Н.Д. Телешов. «Белая цапля»

Технические средства обучения: интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока.

1 минута

-Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучение раздела «Сказки для взрослых» и сегодня познакомимся с литературной сказкой Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».

III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.

5 минут

-Давайте вспомним, что характерно для сказки, особенно фольклорной.

-Что сказочного в произведении Н.Д. Телешова?

Так сказка это или иное произведение эпического рода литературы?

- Запишем тему урока «Белая цапля» Н.Д. Телешова: сказка или быль?». Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Сказочного немного: место действия, волшебные герои (говорящие цапли), волшебные предметы (цветы), давшие способность Изольде летать, но всё волшебное происходит во сне.

Работают в тетради.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

IV. Работа с текстом.

1.Комментированное чтение.

20 минут

2. Работа с текстом после чтения.

6 минут

3 минуты

-Где происходит действие сказки? Прочитаем описание королевства.

Далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом.

-Какое впечатление производит описание королевства? Какие люди должны жить в такой стране?

-Любили жители свою холодную страну? Докажите. Почему жители любили северное королевство?

-Верно, страной правил добрый король, который воспитывал дочь Изольду. Прочитаем в сказке, какая она была.

У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

Запишем в тетради наказ доброго короля.

Любила ли Изольда своё королевство? Докажите.

-Прочитаем описание наряда.

«…белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»

-Удалось ли Изольде получить такой свадебный наряд, который она хотела?

-Сразу ли согласилась Изольда на условие – убить птицу, живое существо. Найдём и прочитаем нужный отрывок.

Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может сделать убор, только на это необходимо много времени.

– Далеко на юге , на берегу одной большой реки, – говорил старик, – живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться, и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну...

– Так поезжай! – воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами.

– И если достать хохолок и на нём укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса. Наша весна наступит ещё не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к твоей свадьбе.

– Но как же достать хохолок? – спросила Изольда, радостная и сияющая.

– Для этого нужно, – ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, – одну только цаплю... убить.

– Убить?..

Принцесса опустила руки и грустно покачала головой.

– Нет, – тихо возразила она, – не надо мне такого наряда.

Старик поклонился и вышел.

Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как, должно быть, красив и блестящ будет этот убор!..

«Белые цапли... – думала Изольда, вспоминая слова старика. – Мясо их не годится в пищу... их не убивает никто... Их много...» И если достать хохолок и укрепить на нём алмазы, то будет именно то, о чём она мечтает... И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры морозных волокон...

«Только одну... – продолжала думать Изольда, – только одну убить...»

И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее... Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!  

Так  думала  принцесса,  соблазняясь  все  более  мыслью  о  наряде. Долго

мучилась  она  над этим вопросом и наконец решилась. Наутро призвала старика и

приказала собираться в путь.

-Ради чего решилась Изольда на убийство живого существа? Что её останавливало?

Прочитаем записанные ранее слова доброго короля: если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

-Изменило ли Изольде её счастье?

Значит, ничего дурного Изольда не сделала? Откуда она узнала о последствиях своего поступка?

-Прочитаем сцену полёта вдоль реки.

Проносясь невидимо вдоль по реке, Изольда с ужасом озиралась встречая повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами.

– Боже! Как страшно! – ужасалась она.

Тысячи птиц валялись среди роскошных благоухающих лугов, многие были уже давно мертвы, многие недавно, многие умирали, взирая на Изольду с молчаливым страданием, раскрыв свои длинные клювы от непосильной предсмертной боли.

– Вот цена твоего наряда, – услышала снова Изольда. – Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Стала  глядеть  Изольда  вокруг  по  деревьям, желая найти хоть одно живое

существо,  услышать  хоть  один  живой  голос  в  этой  долине, но видела лишь

разрушение да опустевшие гнезда с умершими птенцами.

-Что же сделала Изольда, когда поняла последствия своего поступка? Прочитаем разговор Изольды с отцом.

Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил её, как исправить или загладить проступок, но король отвечал:

– Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо.

– Клянусь тебе, – воскликнула Изольда, – что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь!

– Этого мало. Мало – не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, – говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя её по волосам. – В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое.

-Так какое же назначение человека? 

-Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока: сказку мы прочитали или быль? Актуальна сказка Телешова сегодня? Сказка это или быль, реалии сегодняшнего дня?

Поможет ответить на этот вопрос краткое сообщение о Всемирном фонде дикой природы.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Холодная страна с суровой погодой, скорее всего её жители суровы, не любят показывать своих чувств, но добры.

В тексте прямо сказано «но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга». Любили потому, что родились здесь, выросли. Страной правил добрый король.

Работают в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Изольда могла любоваться суровой природой, придумала себе наряд в цветовой гамме своей страны

Отвечают на вопросы учителя.

Да, но не сразу. Изольде удалось получить платье и плащ, но головной убор никто изготовить не мог. Тогда были посланы гонцы по всему королевству, которые обещали награду тому, кто сможет сделать то, что нужно было Изольде. Появился старик и предложил свои услуги. И через какое-то время изготовил головной убор. Чтобы сделать его, старику пришлось убить белую цаплю.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Изольда разрешила старику убить белую цаплю, чтобы быть красивой в день свадьбы и понравиться жениху. Останавливало её только мнение отца.

Нет, не изменило: Изольда вышла замуж за Сагира и уехала жить в его южную страну.

Изольда сделала страшное: погубила всех белых цапель.

Когда Изольда вернулась в свою страну, чтобы навестить отца, ночью к ней прилетели две белых цапли. С помощью волшебных цветов Изольда смогла лететь и увидела города, где продавались такие же головные уборы, как у неё, а также мёртвых птиц.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Изольда очнулась и поняла, что это был сон. Рассказала сон отцу, и оказалось, что птиц в королевстве действительно истребили. Тогда Изольда покаялась перед отцом.

Читают сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Назначение человека – созидать, создавать, соединять. Не важно, какие цели ты преследуешь – живое существо убивать нельзя, не допустимо.

Домашним заданием на урок для одного из учащихся стало сообщение о Всемирном фонде дикой природы.

Выступает с сообщением.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

4.Осуществлять анализ и синтез.

5.Устанавливать причинно-следственные связи.

6.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

4.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Владеть монологической речью.

7. .Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

V. Рефлексия (Итог урока). 4 минуты

Ребята, что вы унесёте сегодня с урока с собой?

Поняли ли вы сказка или реальность описана Телешовым?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VI. Домашнее задание.

1 минута

Написать сценарий социального видеоролика в защиту белой цапли. 

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

     Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...

Технологическая карта к уроку по теме:" Скифы" для учащихся 5 класса

Технологическая карта для учащихся по теме: "Скифы"....

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Телешов Белая цапля Тест

Тест. 10 вопросов...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...