Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_belaya_tsaplya_n.d._teleshova-skazka_ili_byl.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы. 30.10.2015.
Учитель: Малахова И.В.
Класс: 6.
УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема: ««Белая цапля» Н.Д. Телешова: сказка или быль?».
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель урока. Познакомить с произведением Н.Д. Телешова «Белая цапля»; обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; формировать навыки анализа прозаического произведения, воспитать восприятие текста, как произведения искусства.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
овладение приёмами смыслового чтения;
умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных художественных текстов и их устное воспроизведение;
освоение приёмов анализа и характеристики текстов художественного стиля;
использование приёмов изучающего чтения;
использование различных видов монолога;
создание устных монологических высказываний;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими устными сообщениями.
Термины, понятия: сказка, фольклор, литературная сказка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Материально - техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция: учебник «Литература. Год после детства» 6 класс.1 часть. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: презентация «Н.Д. Телешов. «Белая цапля»
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||
II. Введение в тему урока. 1 минута | -Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучение раздела «Сказки для взрослых» и сегодня познакомимся с литературной сказкой Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля». | ||
III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока. 5 минут | -Давайте вспомним, что характерно для сказки, особенно фольклорной. -Что сказочного в произведении Н.Д. Телешова? Так сказка это или иное произведение эпического рода литературы? - Запишем тему урока «Белая цапля» Н.Д. Телешова: сказка или быль?». Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту произведения. | Отвечают на вопросы учителя. Сказочного немного: место действия, волшебные герои (говорящие цапли), волшебные предметы (цветы), давшие способность Изольде летать, но всё волшебное происходит во сне. Работают в тетради. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. |
IV. Работа с текстом. 1.Комментированное чтение. 20 минут 2. Работа с текстом после чтения. 6 минут 3 минуты | -Где происходит действие сказки? Прочитаем описание королевства. Далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом. -Какое впечатление производит описание королевства? Какие люди должны жить в такой стране? -Любили жители свою холодную страну? Докажите. Почему жители любили северное королевство? -Верно, страной правил добрый король, который воспитывал дочь Изольду. Прочитаем в сказке, какая она была. У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастие только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. Запишем в тетради наказ доброго короля. Любила ли Изольда своё королевство? Докажите. -Прочитаем описание наряда. «…белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!» -Удалось ли Изольде получить такой свадебный наряд, который она хотела? -Сразу ли согласилась Изольда на условие – убить птицу, живое существо. Найдём и прочитаем нужный отрывок. Наконец пришел к Изольде старик, много и долго странствовавший по свету, и сказал, что может сделать убор, только на это необходимо много времени. – Далеко на юге , на берегу одной большой реки, – говорил старик, – живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу, и они живут свободно. Каждую весну у них вырастает на голове белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина. В этой стране скоро наступит весна. Нужно торопиться, и если сейчас же поехать туда, то как раз застанешь весну... – Так поезжай! – воскликнула Изольда, глядя на старика разгоревшимися от восторга глазами. – И если достать хохолок и на нём укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса. Наша весна наступит ещё не скоро. За это время можно съездить и возвратиться как раз к твоей свадьбе. – Но как же достать хохолок? – спросила Изольда, радостная и сияющая. – Для этого нужно, – ответил старик, таинственно наклоняясь к принцессе, – одну только цаплю... убить. – Убить?.. Принцесса опустила руки и грустно покачала головой. – Нет, – тихо возразила она, – не надо мне такого наряда. Старик поклонился и вышел. Всю ночь не спалось Изольде. Она знала, как огорчился бы отец, если б она согласилась. Но как, должно быть, красив и блестящ будет этот убор!.. «Белые цапли... – думала Изольда, вспоминая слова старика. – Мясо их не годится в пищу... их не убивает никто... Их много...» И если достать хохолок и укрепить на нём алмазы, то будет именно то, о чём она мечтает... И ей представлялись будущая весна, принц Сагир, белоснежное платье с серым плащом и искры морозных волокон... «Только одну... – продолжала думать Изольда, – только одну убить...» И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее... Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда! Так думала принцесса, соблазняясь все более мыслью о наряде. Долго мучилась она над этим вопросом и наконец решилась. Наутро призвала старика и приказала собираться в путь. -Ради чего решилась Изольда на убийство живого существа? Что её останавливало? Прочитаем записанные ранее слова доброго короля: если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. -Изменило ли Изольде её счастье? Значит, ничего дурного Изольда не сделала? Откуда она узнала о последствиях своего поступка? -Прочитаем сцену полёта вдоль реки. Проносясь невидимо вдоль по реке, Изольда с ужасом озиралась встречая повсюду, куда лишь падал взгляд, белоснежные трупы с окровавленными головами. – Боже! Как страшно! – ужасалась она. Тысячи птиц валялись среди роскошных благоухающих лугов, многие были уже давно мертвы, многие недавно, многие умирали, взирая на Изольду с молчаливым страданием, раскрыв свои длинные клювы от непосильной предсмертной боли. – Вот цена твоего наряда, – услышала снова Изольда. – Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью. Стала глядеть Изольда вокруг по деревьям, желая найти хоть одно живое существо, услышать хоть один живой голос в этой долине, но видела лишь разрушение да опустевшие гнезда с умершими птенцами. -Что же сделала Изольда, когда поняла последствия своего поступка? Прочитаем разговор Изольды с отцом. Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил её, как исправить или загладить проступок, но король отвечал: – Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. – Клянусь тебе, – воскликнула Изольда, – что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь! – Этого мало. Мало – не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, – говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя её по волосам. – В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое. -Так какое же назначение человека? -Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока: сказку мы прочитали или быль? Актуальна сказка Телешова сегодня? Сказка это или быль, реалии сегодняшнего дня? Поможет ответить на этот вопрос краткое сообщение о Всемирном фонде дикой природы. | Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Холодная страна с суровой погодой, скорее всего её жители суровы, не любят показывать своих чувств, но добры. В тексте прямо сказано «но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга». Любили потому, что родились здесь, выросли. Страной правил добрый король. Работают в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Изольда могла любоваться суровой природой, придумала себе наряд в цветовой гамме своей страны Отвечают на вопросы учителя. Да, но не сразу. Изольде удалось получить платье и плащ, но головной убор никто изготовить не мог. Тогда были посланы гонцы по всему королевству, которые обещали награду тому, кто сможет сделать то, что нужно было Изольде. Появился старик и предложил свои услуги. И через какое-то время изготовил головной убор. Чтобы сделать его, старику пришлось убить белую цаплю. Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Изольда разрешила старику убить белую цаплю, чтобы быть красивой в день свадьбы и понравиться жениху. Останавливало её только мнение отца. Нет, не изменило: Изольда вышла замуж за Сагира и уехала жить в его южную страну. Изольда сделала страшное: погубила всех белых цапель. Когда Изольда вернулась в свою страну, чтобы навестить отца, ночью к ней прилетели две белых цапли. С помощью волшебных цветов Изольда смогла лететь и увидела города, где продавались такие же головные уборы, как у неё, а также мёртвых птиц. Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Изольда очнулась и поняла, что это был сон. Рассказала сон отцу, и оказалось, что птиц в королевстве действительно истребили. Тогда Изольда покаялась перед отцом. Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя. Назначение человека – созидать, создавать, соединять. Не важно, какие цели ты преследуешь – живое существо убивать нельзя, не допустимо. Домашним заданием на урок для одного из учащихся стало сообщение о Всемирном фонде дикой природы. Выступает с сообщением. | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 4.Осуществлять анализ и синтез. 5.Устанавливать причинно-следственные связи. 6.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации 4.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 5.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 6. Владеть монологической речью. 7. .Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
V. Рефлексия (Итог урока). 4 минуты | Ребята, что вы унесёте сегодня с урока с собой? Поняли ли вы сказка или реальность описана Телешовым? | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3. Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
VI. Домашнее задание. 1 минута | Написать сценарий социального видеоролика в защиту белой цапли. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»
Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...
Технологическая карта к уроку по теме:" Скифы" для учащихся 5 класса
Технологическая карта для учащихся по теме: "Скифы"....
Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс
Данная разработка урока с применением ЭОР в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева "Органическая химия. 10 класс" выполнена в виде технологической карты. О...
Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс
Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...
Телешов Белая цапля Тест
Тест. 10 вопросов...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Технологическая карта урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»...