урок литературы 9 кл. Сочинение- рассуждение по повести Н.В Гоголя «Шинель» ( в формате задания 13.3 по русскому языку)
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок разработан с учетом интеграции материала по литературе и русскому языку в рамках подготвки к ОГЭ ( сочинение- рассуждение на морально- этическую тему "равнодушие")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l_9_s-r_13.3_po_povesti_shinel.pptx | 2.58 МБ |
razrabotka_uroka.docx | 18.24 КБ |
prilozhenie_-_rabochiy_list.docx | 21.41 КБ |
chehov_anton._v_apteke_-_royallib.com_.doc.zip | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Равнодушие
Подготовка к сочинению-рассуждению 13.3
Композиция сочинения- рассуждения 1. Тезис 2. Аргумент 1 ( текст) 3. Аргумент 2 ( жизненный опыт) 4. Вывод ( заключение по тезису)
13.3 Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое равнодушие?» Дайте определение выражению РАВНОДУШИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера- аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения : один пример- аргумент приведите из прочитанного текста , а другой- из вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Подберите синоним к слову РАВНОДУШИЕ
УДАЧИ!!!
Предварительный просмотр:
Литература 9 Сочинение- рассуждение ( по тексту повести Н.В Гоголя «Шинель»
Цели урока(образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательная: совершенствовать коммуникативные навыки, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения 13.3. Воспитательная: расширить знания учащихся на основе морально- этических понятий ( равнодушие) Развивающая: развивать навык проведения самоанализа на основе личного жизненного опыта. |
Планируемые результаты | Предметные: формировать навык написания сочинения- рассуждения 13.3 с учетом критериев оценки. Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки. Метапредметные: работа с текстами художественной литературы Познавтельные УУД:формировать умениеработать с информацией, представленной в художественном тексте. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД: формировать умение слушать собеседника, управлять своей деятельностью, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.
- Повторение ( работа с текстом) - СЛАЙД 1
1.Назовите имя главного героя повести «Шинель»
2.Где работал, чем занимался главный герой?
3.Как к нему относятся сослуживцы?
4.Почему главный герой решил сшить новую шинель?
5.Какие изменения происходят с главным героем после приобретения новой шинели?
6.Как случилось, что главный герой лишился новой шинели?
7.Как окружающие отнеслись к этому событию?
8.Как закончил свою жизнь главный герой? Почему?
Рассмотрите внимательно фотографию на слайде. – СЛАЙД 2
Как вы думаете, что она символизирует? Как связана с повестью «Шинель»?
- Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы продолжим работу по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, проведем урок-практикум. Запишите в тетради : число, классная работа , тема урока -Подготовка к сочинению-рассуждению
13.3 ( по тексту повести Н.В.Гоголя «Шинель») – СЛАЙД 3
- Актуализация опорных знаний
Учитель задает вопросы:
- Как должно быть построено сочинение-рассуждение?
Что такое тезис, аргументы, вывод?
- Сколько абзацев должно быть в сочинении? - СЛАЙД 4
Обратимся к формулировке задания 13.3 – СЛАЙД 5
Тезисом вашего сочинения- рассуждения станет понятие – РАВНОДУШИЕ.
Вот , как комментировал это понятие А.П.Чехов – СЛАЙД 6
- Практическая работа
Подберите синонимы к слову РАВНОДУШИЕ- СЛАЙД 7
Равнодушие, безразличие, хладнокровие, отрешенность, черствость…
- Для того чтобы написать сочинение по всем правилам, можно и нужно использовать опорные конструкции, речевые клише.
Несмотря на то, что сочинение- творческая работа и требует индивидуальности, опорные конструкции легче запомнить и воспроизвести в памяти (по мнению психологов). Они позволяют структурировать текст.
Учитель раздает рабочие листы
А) написание вступления- СЛАЙД 8 ( заполните 4 столбец в рабочем листе)
Б) написание примера- аргумента 1 – СЛАЙД 9( заполните 4 столбец в рабочем листе)
В) написание примера- аргумента 2- СЛАЙД 10( заполните 4 столбец в рабочем листе)
Второй пример аргумент- это пример из жизненного опыта, а это значит, что это может быть пример из собственной жизни ( наблюдения), пример из художественного произведения, фильма, спектакля и др.
Давайте вспомним, в каких художественных произведениях говорилось о равнодушии. Это произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор», Л.Н.Толстого «После бала», которые мы изучали ранее. Я хотела бы познакомить вас с рассказом А.П.Чехова «В аптеке».
Г) написание заключения- СЛАЙД 11( заполните 4 столбец в рабочем листе)
6 Рефлексия
- Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке?
- Была ли эта работа полезна для вас?
- Поможет ли она вам при написании сочинения-рассуждения?
7.Домашнее задание закончите работу над сочинение ( оформите в рабочей тетради) СЛАЙД 12
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Часть абзаца | «скелет» сочинения- рассуждения | Свой вариант | Самооценка деятельности (проводится в конце работы) +/- |
1.Вступление Всупление =определение понятия(тезис) +комментарий к нему. | Варианты формулировки тезиса: На мой взгляд …- это… По моему мнению, …- это… Мне кажется, что …- это… Я думаю, что …- это… Что такое …? Многие над этим размышляют. Я считаю, (думаю, полагаю), что…
Вариант комментария к тезису. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. | ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
2. Пример-аргумент 1 Пример-аргумент 1 = пример из текста + комментарий. | Вариант формулировки аргумента 1. Обратимся к тексту (ФИО автора в род.п), в котором говорится о… В предложении №… автор говорит о том, что… Далее (ФИО автора) подчеркивает, что… ,указывая на это в предложении №… | ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
3. Пример-аргумент 2 Пример-аргумент 2 = пример из жизненного опыта+ комментарий. | Вариант формулировки аргумента 2. Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… В жизни мы часто наблюдаем … (или) Однажды я был свидетелем события.. | ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
4.Заключение (тематическое повторение тезиса) | Варианты заключения. Итак,… Таким образом,… В заключение я хочу сказать, что… Подводя итоги, хочется сказать, что… | ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Чехов Антон Павлович
В аптеке
Антон Павлович Чехов
В АПТЕКЕ
Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
"Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, - думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!"
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами - по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:
- Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)
- Ja! (12) - послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.
Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.
- Ja! - послышалось из другого угла.
Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.
- Через час будет готово, - процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.
- Нельзя ли поскорее? - пробормотал Свойкин. - Мне решительно невозможно ждать.
Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.
Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове... Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором...
- Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. - Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб... Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал... Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой... Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи... Перед ним замелькали сначала всевозможные "радиксы": генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum'ы, semen'ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
"Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! - подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!"
С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос...
В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи.
- Скажите, пожалуйста, для чего употребляется бычачья желчь? обратился учитель к провизору, обрадовавшись теме для разговора.
Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-ученую физиономию провизора.
"Странные люди, ей-богу! - подумал он. - Чего ради они напускают на свои лица ученый колер? Дерут с ближнего втридорога, продают мази для ращения волос, а глядя на их лица, можно подумать, что они и в самом деле жрецы науки. Пишут по-латыни, говорят по-немецки... Средневековое из себя что-то корчат... В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры..."
Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки... Болезненное утомление овладело всем его существом... Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:
- Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен...
- Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь!
Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.
"Полчаса еще только прошло, - подумал он. - Еще осталось столько же... Невыносимо!"
Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку склянки и потянулся за печаткой...
"Ну, к чему эти церемонии? - подумал Свойкин. - Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут".
Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.
- Получите! - проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. - Взнесите в кассу рубль шесть копеек!
Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль, и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки...
- Рубль шесть копеек? - забормотал он, конфузясь. - А у меня только всего один рубль... Думал, что рубля хватит... Как же быть-то?
- Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.
- В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю...
- Этого нельзя... У нас кредита нет...
- Как же мне быть-то?
- Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
- Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...
- Не знаю... Не мое дело...
- Гм... - задумался учитель. - Хорошо, я схожу домой...
Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой... Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять... Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть... Какая-то сила потянула его голову к подушке... Он прилег, как бы на минутку.... Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание... Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое. Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(11) Каломели два грана, сахару пять гран, десять порошков! (лат.)
(12) Да! (нем.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...
Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Урок литературы в 9 классе по теме«Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Автор и герой»Тип урока: обобщение и систематизация знанийВид урока: комбинированный...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.
На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...
Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».
Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....
Конспект урока литературы "Изображение "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель". Идейное содержание."
Урок литературы в 7 классе....
Технологическая карта урока "Маленький человек хуже ветошки" по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Урок литературы в 7 класса по программе Меркина....