Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО за проведенный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_n.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя
Технология критического мышления
Кологрив Едена Владимировна,
учитель гимназии № 505
Санкт – Петербург
2009 г.
1. Вызов
Звучит колокольчик. Выходит ученик и наизусть читает начало повести. - Ребята, узнали начало произведения? Об этой повести Н.В. Гоголя и о ее; герое мы будем сегодня рассуждать. Тем более, что в этом году мы: отмечаем 200-летие со дня рождения.
Итак, повесть Н.В. Гоголя «Шинель», Что обычно выносится в название произведения? (Тема или основная мысль).
Значит, можно предположить, что Шинель - главное действующее лиц повести? Но шинель - это верхняя одежда, вещь, которую носит человек.
- Какую роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича? Заполните таблицу: что положительного и что отрицательного принесла шинель герою:
Проверка по СЛАЙДУ.
+ | - |
стал ближе к обществу | стал увереннее |
забросил работу | стал делать ошибки |
стал заметнее (о нем заговорили) | испытал потрясение от встречи со значительным лицом |
умер |
Вывод: шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти.
2. Осмысление
Вспомните, каковы способы изображения героя? (Рисуется кластер на доске)
1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)
СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.
Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.
Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.
2) Служба в департаменте.
А) Отношение к работе,
Б) Отношения с сослуживцами,
В) Отношения к сослуживцам.
Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.
Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.
Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).
Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).
1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)
СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.
Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.
Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.
2) Служба в департаменте.
А) Отношение к работе,
Б) Отношения с сослуживцами,
В) Отношения к сослуживцам.
Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.
Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.
Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).
Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).
Почему отказался? (Он не хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),
А каков он в быту? О чем мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.) Особенность повести - ее монологичность.
ЭТО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ШИНЕЛИ.
Какое событие нарушило привычную жизнь? ( Акакий Акакиевич Заметил, что его шинель стала тонкой, что ему холодно в ней. Порвалась она, и он идет к Петровичу).
СЦЕНКА: Башмачкин у Петровича.
Индивидуальное задание: рассказ о появлении шинели в жизни героя. Вернемся к таблице: что можно дописать?
+ | - |
Сделался счастливым | очень экономил |
Итак, герой не работал, сибаритствовал. Как понимаете значение слова? (Ответы).
СЛАЙД:
Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.
Сибаритствовать – вести жизнь сибарита.
Академический толковый словарь.
Как же получилось, что шинель исчезла? (Индивидуальное задание. Выбор. Пересказ)
Что не понял, не осознал Акакий Акакиевич? (Человеку в такой дорогой шинели не пристало ходить одному пешком по пустынным улицам вечером. Человек, имеющий такую дорогую шинель, ездит в карете, пролетке... Поменяв шинель, Башмачкин не поменял статус).
Что же делать ему теперь? Потерян смысл жизни. Он ищет защиты и отправляется к значительному лицу.
Выразительное чтение по ролям (учитель и 2 ученика).
Каким вы увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том, что нельзя терять свое лицо).
Как вы думаете, почему?
Так изменила ли шинель Акакия Акакиевича? (Наверное, кет. Вещь не главное в жизни человека. Она не может сделать его лучше, нравственнее, духовнее...)
3. Вывод. Рефлексия.
Ответьте на вопрос: «Оптимистична или пессимистична повесть»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...