Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы в 9 классе по теме
«Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Автор и герой»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
1. образовательные: 1) углубить представление учащихся о средствах характеристики героя, 2) продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе, 3) обучать выявлению авторской позиции ,4)обучать анализу эпизода
2. развивающие:
1)Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала.
3.воспитательные: 1) воспитывать гуманное отношение к человеку в тяжелых жизненных обстоятельствах,
2) воспитывать внимание к литературному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_metodichku.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по теме
«Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Автор и герой.»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
1. образовательные: 1) углубить представление учащихся о средствах характеристики героя, 2) продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе, 3) обучать выявлению авторской позиции ,4)обучать анализу эпизода
2. развивающие:
1)Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала.
3.воспитательные: 1) воспитывать гуманное отношение к человеку в тяжелых жизненных обстоятельствах,
2) воспитывать внимание к литературному слову.
Оборудование урока: 1) таблица-схема «Средства создания образа «маленького человека» в литературе;
2)иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Шинель»;
3) карточки с индивидуальными заданиями (раздаются в начале урока);
4) учебник А.Г.Кутузова «В мире литературы. 9 класс»., М., «Дрофа», 2005.
Предварительные задания к уроку:
1 уровень (5) – исследование на тему «Роль стихии в судьбе Башмачкина», «Роль города в судьбе главного героя»
2 уровень(4) – анализ эпизода«Я брат твой!» + выразительное чтение
3 уровень(3) – устный рассказ «Как новая шинель изменила жизнь героя
Ход урока | |
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся |
1. Орг. момент | Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся и гостей |
2. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока | Учитель сообщает тему урока. Вопросы на повторение: - «Маленький человек» - что это за тип в русской литературе 19 века? - Чье открытие? Почему это именно открытие? -Каково было у А.С.Пушкина отношение к «маленькому человеку, к «бедному Евгению»?»(по прочитанному раннее «Медному всаднику»). - Определите, пожалуйста, цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели урока). |
3. Работа со схемой. Повторение пройденного | - Ребята, а как создается образ «маленького человека» у Пушкина, какие силы влияют на героя? Вспомним и прокомментируем схему, созданную нами при изучении поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: Композиция образа «маленького человека» Внутренние силы Внешние силы «идея» происхождение, «бунт» социальное положение наказание, расплата отношение других, среда (чаще – гибель) государство, стихия (учащиеся комментируют элементы композиции образа «маленького человека», делая вывод о том, что образ складывается из взаимодействия внутренних и внешних сил) - Давайте проанализируем компоненты данного образа на примере гоголевского героя – Акакия Акакиевича Башмачкина . |
4. Работа с текстом. а) Анализ образа главного героя – внешние силы. Беседа по вопросам. б) Анализ «идеи» героя. Индивидуальные задания. в) Анализ эпизода «бунта». Беседа по вопросам. | - Вспомним, каким изображен герой до появления в его жизни «идеи» о шинели. Как Гоголь создает образ «вечного чиновника для письма»? (ученики отвечают, что образ героя складывается через его имя, внешность, речь, отношение других, поступки героя) а) какую судьбу предуготовило герою его имя? б) прочитаем описание внешности – в чем смысл повтора слова «несколько» в этом описании? в) в чем особенность речи Акакия Акакиевича (найдите в тексте косвенное описание речи и пример «высказывания» героя). - Итак, какой вывод мы делаем о герое, едва с ним познакомившись? (ответы учащихся о намеренном принижении героя). - Что известно нам о жизни Акакия Акакиевича, о его внутреннем мире? (бездуховное существование) - Но, может быть, Гоголь слишком строг к Башмачкину, наделяя его невзрачной внешностью и смешным именем? Ведь наш герой не лишен таланта (какого именно?). Почему его способности не продвинули его по служебной лестнице? Как относятся к герою сослуживцы? А автор? (учащиеся отмечают ироническое отношение автора). Да, вы, конечно, правы, но предлагаю взглянуть на этот вопрос под другим углом зрения. . Прочитаем отрывок «Я брат твой!». Что он добавит к раскрытию авторской позиции? Вывод о гуманизме писателя, о призыве увидеть человека в человеке. Ирония и жалость. |
- И вот нашим героем овладевает некая «идея», как скажет сам Н.В.Гоголь, «вечная идея шинели». У нас есть возможность услышать здесь самого Акакия Акакиевича (проверяем домашнее задание к уроку – «Монолог Акакия Акакиевича, решившегося на пошив шинели»). – Удалось ли ученикам передать особенности речи героя? (рецензирование ответов учащихся). - Итак, какие причины толкнули героя на пошив шинели? Докажите, что героем правит именно идея – на какие жертвы он идет ради неё?
- А авторское отношение к герою осталось неизменным после приобретения шинели?
Делаем вывод об усилении иронии, о - возможно- презрительном отношении автора к своему герою. - Ребята, как вы думаете, легко ли быть «маленьким человеком»? Что способно привести его к бунту? Что становится «бунтом» для Башмачкина? (визит к «значительному лицу»). Чтение по ролям диалога с. 257-258 (заранее подготовленные ученики читают по ролям сцену «Визит Башмачкина»). - Какую силу олицетворяет «значительное лицо» в повести? (внешняя сила - государство). Докажите, что сильнее повлияло на героя – ограбление или встреча с чиновником? Почему «значительное лицо» не смогло понять простую мысль «Я брат твой!»? - За что и как наказан Башмачкин в повести? (за бездуховное существование и поклонение «идее», за свой нелепый бунт). Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации Саввы Бродского к повести Н.В.Гоголя «Шинель» («В холодных пространствах Петербурга», «Шинель похищена»). Кто или что ещё повинны в печальной судьбе Башмачкина, по мысли художника? Как изображает художник эту внешнюю силу? (усилена роль стихии и Петербурга в истории героя).
- Существует интересное и спорное мнение одного из первых критиков повести «Шинель» Аполлона Григорьева, который утверждал, что юмор Гоголя в повести по отношению ко всем без исключения «злобно-холодный». Согласны ли вы с критиком? Как Гоголь ответил бы на это обвинение, по-вашему? Что добавляет к нашему пониманию повести и авторской позиции фантастический финал? (учащиеся кратко пересказывают финал и высказывают мысль о стремлении Гоголя воздать обидчикам героя по заслугам). | |
5. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке. | - Итак, перед нами ещё один герой из галереи «маленьких людей» в русской литературе 19 века. - Каковы типичные черты «маленького человека», увиденные нами в Евгении из поэмы Пушкина и в Башмачкине у Гоголя? - Какие силы играют судьбой «маленького человека», почему они способны так влиять на героя? - Скажите, что изменилось в гоголевской трактовке этого образа по сравнению с пушкинской? - Что изменилось в авторском отношении к «маленькому человеку»? Достоин ли «маленький человек» жалости, по мысли Гоголя, и почему? В чем выражается гуманизм писателя? |
6.Дифференцированное домашнее задание | 1 уровень – рассуждение «Почему повесть названа «Шинель», а не «Акакий Акакиевич Башмачкин»? 2 – 3 уровень – письменный ответ на вопрос «Какая из точек зрения мне ближе?» 1. Аполлон Григорьев: “В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это обмеление”. 2. Н.Г. Чернышевский: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...