Технологическая карта урока "Маленький человек хуже ветошки" по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 класса по программе Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse_po_povesti_n.v.gogolya.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может»
(Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»)
Цели педагогической | познакомить учащихся с новым произведением Н.В.Гоголя, определить новую грань его писательского таланта; формировать навыки публичного выступления, выразительного чтения, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя. |
Тип урока | Урок формирования новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
|
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные | 1. «Литература», учебник для 7 класса 1ч., Г.С.Меркин, издательство «Русское слово», 2017 г. 2. Друзья А.С.Пушкина[Электронный ресурс] ]. – Режим доступа :. http://fb.ru/article/123553/druzya-pushkina-v-litsee-samyie-schastlivyie-i-bezzabotnyie-godyi-v-jizni-poeta 3.Видеоролик А.Н.Ужанков: Толкование смыслов сочинения Н.В.Гоголя «Шинель» https://www.youtube.com/watch?v=E3HNTLZnLiA 4.Видеоролик ЮРИЙ НОРШТЕЙН. "Шинель". Библейский сюжет https://www.youtube.com/watch?v=iRHZpvqUQ6M 5. Иллюстрация для презентации https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cfd%2F0009e484-de1b03ec%2Fimg8.jpg |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Метод.комментарии |
I.Организационный момент Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, Организация внимания детей. | Настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: контролируют и оценивают свою готовность к уроку. | Слайд 1 |
II.Актуализация знаний. Цель: активизировать опорные знания | 1.Чтение сочинений «Мой Гоголь» 2.Беседа о Петербургском периоде жизни писателя: Как встретил Петербург Гоголя? (нужда, материальные затруднения, холод) Вывод: Петербург показал писателю изнанку жизни, контрасты и противоречия богатства и бедности, униженность и забитость простых тружеников, научил различать за парадной внешностью столицы её оборотную сторону, тяжелую и безрадостную жизнь бедняков. | Знакомят с творческой работой. Отвечают на вопросы учителя, слушают. | КУУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание, развивают навыки публичного выступления ПУУД: анализируют и делают обобщения. | Слайд 2 |
III.Самоопределение к деятельности. Цель: развитие познавательной деятельности посредством определения темы урока и предмета изучения. | Впечатления этого периода жизни писателя отражены в цикле «Петербургские повести». Завершает этот цикл повесть «Шинель».
Обратите внимание на название повести - «Шинель». Не странно ли звучит? Что такое шинель? (форменная одежда военных, полицейских, представителей прокуратуры, определенных ведомств) Название произведения определяет тему, как вы думаете, о чем пойдет речь в новой повести Гоголя? | Отвечают на вопросы. | КУУД: учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. ЛУУД: мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление. | Слайд 3 |
IV. Открытие новых знаний. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание детьми изученного. | 1.Видеролик «История создания повести «Шинель»» 54 сек. 2. Беседа с учащимися: Гоголь был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был у Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники. Требовался какой-то толчок, чтобы накопленные впечатления ожили. Анекдот был первой мыслию чудной повести, которую он впоследствии назвал «Шинель».
(ружье- это предмет роскоши для человека, шинель –предмет первой, жизненной необходимости. Мы помним, что действие повести происходит в Петербурге, а в нем - суровый климат.)
3.Просмотр видеофрагмента 4. Каким предстал пред нами Акакий Акакиевич в данном фрагменте? (Рассуждения детей) 5. Чтение текста ( стр. 231 со слов « Уже по самому имени…. До Акакий Акакиевич». Обратите внимание на словарь, который лежит пред вами на парте.
6.Беседа:
7.Видеофрагмент. «Сколько ни переменялось начальников… зачем вы меня обижаете?» 8. Беседа:
9.Видеофрагмент «Один молодой человек… я брат твой» 10. Беседа:
11. Чтение отрывка повести: «Вряд ли где можно найти человека,… до нажил геморрой в поясницу»
12. Чтение фрагмента «Впрочем, нельзя сказать…. Оставили его навсегда переписывать»
13. Чтение фрагмента: «Вне этого переписывания….. но по адресу к какому-нибудь новому и важному лицу»
14. Видеофрагмент: «Есть в Петербурге…
Я думаю, каждому будет интересно дочитать повесть до конца. Это будет наше домашнее задание. Обратите внимание на то, какие перемены произойдут с Акакием Акакиевичем? С чем это связано? Нужно будет выполнить задания к уроку 37 по рабочей тетради. 15. Вывод. Несчастья героя «Шинели» самые, что ни на есть обычные. Они порождены обыкновенными обстоятельствами. В чем же тогда смысл открытия, совершенного Гоголем? Пожалуй, самое гениальное в сюжетном замысле повести то, что, переосмыслив анекдот, он показал все самое скорбное в жизни своего героя еще до утраты любимой вещи, изобразив сами условия его существования. В житейских мелочах Гоголь смог увидеть подлинную трагедию человеческой судьбы. | Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию. Отвечают на вопросы, рассуждают Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения. Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают. Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы, рассуждают. Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы, рассуждают. Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают Читают и слушают. анализируют, отвечают на вопросы, рассуждают Смотрят и слушают, анализируют получаемую информацию, высказывают свою точку зрения. Высказывают предположения. Слушают, высказывают предположения. | ПУУД: добывают новые знания ПУУД: добывают новые знания, КУУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание, развивают навыки публичного выступления, РУУД: учатся планировать, прогнозировать, оценивать ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к выводам. КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к выводам. КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, приходят к выводам. КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничают с одноклассниками и учителем, высказывают свое мнение РУУД: осознают важность полученных знаний. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Сл. 10-11 Сл. 12-13 Сл. 14-15 Сл.16-17 Сл.18-19 Сл.20 Сл.21 Сл.22 |
V.Итог урока. Цель: обобщение полученных знаний на уроке | 1.Беседа по вопросам:
«Маленький человек» хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может». Теперь понятна вам тема нашего урока. Почему именно эту фразу Ф.М.Достоевского из романа «Бедные люди» я сегодня взяла?
Молодцы. Оценивание | Отвечают на вопросы | РУУД: осознают важность полученных знаний. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ЛУУД: самооценка на основе наблюдений | Слайд 27 |
VI. Домашнее задание Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д.з. | 1.Дочитать повесть до конца. 2.Выполнить задания к уроку 37 по рабочей тетради | Записывают домашнее задание | Слайд | |
VII.Рефлексия учебной деятельности Цель: инициирование рефлексии по поводу психоэмоциональ- ного состояния | Рефлексия (работа по карточкам) Сегодня на уроке я узнал__________________ Я задумался о________________________ Считаю, что работал на уроке_________________ Урок мне показался_________________________________ | Работают по карточкам | ПУУД: рефлексия способов и условий действий,. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. РУУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Человек и экономика"
Урок обществознания для учащихся 11 класса с применением деятельностного подхода в обучении....
Технологическая карта урока Человек-личность
Цель урока - сформировать представления обучающихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека....
Технологическая карта урока Человек и его деятельность
Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях...
Технологическая карта раздела Человек на Земле
Мною разработана технологическая карта раздела Человек на Земле по географии 5 класса линии "Полярная звезда" по ФГОС...
Технологическая карта урока "Человек в группе". 6 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА по обществознанию в 6 классе....
Технологическая карта урока "Человек в группе"
Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе "Человек в группе"...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...