Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Урок  литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»

Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 9 классе

(по повести Н.В.Гоголя  «Шинель»)

Тема: Человек. Лицо. Вещь.

Загадки «Шинели».

Цель:  Осмысление  художественного произведения, его идейного замысла

через художественные детали, образы-символы.

 Задачи:  

    1.Выявить особенности гоголевских деталей  для осмысления   художественного                                                                                                 произведения, его идейного замысла .

                 2.Развитие  творческих способностей ,литературоведческих и коммуникативных

компетенций   (развитие ассоциативного мышления и творческого воображения)                                  3. Способствовать воспитанию интереса к художественному слову, воспитанию уважительного отношения к человеку и человеческому достоинству.

Оборудование: Компьютерная презентация, конверты с заданием для групп, текст произведения, критическая литература, черный ящик(содержимое:носовой платок ,свеча, табакерка, лестница),глобус, шинель.

 

Ход урока

1.Вводно-мотивационный этап урока:

Компьютерная презентация.

Слайд №1.

-У вас есть любимые вещи?

-Назовите ,какие ?(Телефон,  компьютер, вещь, любимая игрушка -варианты 9-классников)

-Почему они вам дороги?

-Вы помните, Тарас  Бульба, уходя от погони, обронил свою.… (люльку).Когда он подни-

мал ее , Бульбу  схватили. Он был сожжён заживо на костре, хотя, возможно, у него был выбор…

-Почему так произошло? (Эта  вещь была ему дорога).

-У Н.В.Гоголя тоже была любимая вещь. Посмотрите на экран. Вы должны догадаться, что это  за вещь.

-Да, это платок.

-Вы, конечно ,сразу узнали Гоголя .Почему?(«Фирменная» гоголевская   прическа, улыбка. Вспоминаются  образы, интонация, смех, авторская ирония Гоголя)

Слайд № 2.

-А  здесь кто  изображен?

- «Согбенный, смиренный», неузнаваемый ..Гоголь. Это памятник работы гениального скульптора Н.А.Андреева. Судьба  памятника- это отдельная история.

 «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает   меня совершенно», -возможно, эти- ми словами Гоголя руководствовался скульптор. И мы с вами лишь прикасаемся к этой тайне, так и не разгадав до конца.  «Шинель» Гоголя  не исключение .

Слайд № 3 .

1. «Шинель»Гоголя - гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. «..»Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься»,не поймут, о чем же написана «Шинель», -                                                                                               писал В.Набоков.                

2.«Скажите мне ,пожалуйста: в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом! Ведь в самом деле Акакий
Акакиевич был смешной идиот. Видите ли, теперь, он имел множество недостатков, при которых так и следовало ему жить и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Зачем же Гоголь прямо не налегает на эту часть правды об Акакии Акакиевиче, - на эту невыгодную часть правды, выставленную нами? «..»Все недостатки прячутся, затушевываются,

замазываются!..»    Н Г Чернышевский.                                                                                    

-Какова цель нашего урока ,как по вашему?

-Определим  тему:    Загадки «Шинели».

                                  Человек. Лицо. Вещь

                                         

Постановка  учебной задачи:

 -Попытаться приблизиться к разгадке «Шинели»,осмыслить произведение для  определения авторской позиции  и формирования личностного отношения. Для решения задачи нужно:

-Поработать с  текстом,

- рассмотреть образы главных героев,

-раскодировать образы-символы.

 2.Операционно-содержательный этап урока:

А)Работа в группах

Группа 1

Задание №1

  • Дайте характеристику Акакия  Акакиевича по плану:

      а).Имя б)портрет, речь в)внутренний мир героя(мечта)

                   г)На ватмане составить коллаж или записать(зарисовать)характерные черты .

Группа 2

Задание № 1

  • Охарактеризуйте «значительное лицо» (Не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович) а)Портрет ,речь, манера поведения, деятельность,

      б) Озвучить речь, интонацию  в)Разыграть эпизод

                   г)Есть ли сейчас такие  «значительные лица»? 

Группа 3

Задание № 1

  • Можно ли Петербург назвать главным героем произведения?

     Опишите Петербург:

     а)Строения  б)Видите ли вы лица ? в)Какое чувство вызывает город, стихия?

     Уютно ли в городе? Каково здесь «маленькому человеку»? Изменился ли         Петербург  после смерти Башмачкина ? Почему?

     г)Составить ассоциативную таблицу «Петербург» (синквейн)

 

Группа 4

Задание № 1

  • Образ повествователя. Как  он угадывается, как проявляется в  повести,

     в описании главных героев .Объясните высказывания:

    «Положительное начало повести – в повествователе.» 

    « Все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»                  (Ф.М.Достоевский)

    «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья. » ( Н.А.Некрасов)

Б)   На доске таблица-круг, которую нужно обоснованно заполнить своими   работами(коллажами, картинами, высказываниями)

Петербург-СИМВОЛ ВСЕЙ РОССИИ -во власти  вещи-шинели

  Сред.род             Муж.род

«Значительное лицо»отправился      

«Когда человек не находит выхода, он ищет его  в  потустороннем»

В.Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов "маленького человека" в русской литературе

Какую из записей и почему  вы выбираете?

1.«Маленький человек»:Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин

2.  Маленький человек»:Вырин,  
                                       Евгений,
                                       Акакий Акакиевич Башмачкин

Г) У Гоголя огромную смысловую нагрузку имеют детали.

В черном ящике лежат предметы-символы.

Какие это вещи? Выберите предметы-символы.

Задание группам:

Расшифруйте художественные детали. Зачем, по замыслу Гоголя, они вводятся в художественное произведение. Какое символическое значение имеют?

1 группа- носовой платок                                                                        

2 группа- свеча

3 группа- табакерка

4 группа-  лестница

Время работы-7 минут .     Презентации групп.

    Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной.

Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

  3. Рефлексивно-оценочный этап урока

Выводы. Новые предположения, новое истолкование символов .

Обобщение в таблице-круге.

Внимание .Как бы  вы расшифровали  следующий символ.(Выносится  глобус.

На большой глобус накинута шинель)

Домашняя работа.

1. Сочинение «Загадка художественной детали.». «Мое понимание символа»

2. Как вы понимаете высказывание Бориса Зайцева

«Опасение, что Гоголя слишком хорошо знаешь, что он исчерпан и при перечитывании не дает нового или  даже побледнеет, не оправдывается. Читаешь его по-иному и находишь не совсем то, что думал найти…но находишь очень многое, своим путем, своей фигурою Гоголь зовет дальше.»

3. Создать рисунок или коллаж по ассоциациям.

4.Обсудите с родителями  произведение  и  ответьте: «Кто герой повести и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района  слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...

Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Презентация предназначена для урока литературы с одноименным названием для 8 класса...

Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Урок литературы в 9 классе по теме«Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» Автор и герой»Тип урока: обобщение и систематизация знанийВид урока: комбинированный...

«Человек, лицо, вещь в художественном мире Н.В. Гоголя» (Урок по повести Н.Гоголя "Шинель" в 9 классе)

Это второй урок в 9 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель" . Тема первого "Повесть Н.В.Гоголя №Шинель". Традиции и новаторство в изображении "маленького человека"....

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ

Конспект урока литературы в 8 классе...