Анализ пробного итогового сочинения
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Данный материал может быть использован в качестве образца при составлении анализа работ учащихся в формате итогового сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_probnogo_is_11.11.22.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения пробного итогового сочинения в 11Б классе (от 11.11.2022 г.)
В пробном итоговом сочинении приняло участие 21 выпускников 11 Б класса.
Экзаменационный комплект включал 6 тем сочинений из закрытого банка ФИПИ (по две темы от каждого блока):
112. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
132. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
211. Чему нужно учиться у современной молодёжи?
224. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
301. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
344. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Выбор тем участниками сочинения:
№ темы | Тема | Кол-во выбравших |
112. | Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека? | 3 |
132. | Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»? | - |
211. | Чему нужно учиться у современной молодёжи? | - |
224. | В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? | 4 |
301. | Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»? | - |
344. | Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? | 14 |
Опора на литературные произведения
Из использованных выпускниками произведений большая часть относится к школьной программе, учащиеся использовали произведения, прочитанные самостоятельно из перечня произведений, рекомендованных по различным тематическим блокам.
Результаты проверки по критериям
К проверке по критериям оценивания допускались итоговые сочинения, соответствовавшие установленным требованиям и критериям.
Требование № 1 «Объем итогового сочинения» с рекомендуемым количеством слов от 250 было соблюдено всеми учащимися, поэтому все получили «зачет» по данному пункту.
Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения», предполагающее отсутствие списывания из какого-либо источника или воспроизведения по памяти чужого текста, не было соблюдено тремя учащимися. Поэтому им было выставлено «незачет» за всю работу.
Критерий №1 «Соответствие теме»: учащиеся продемонстрировали умение рассуждать на выбранные темы, выбрав путь ее раскрытия: ответ на вопрос, поставленный в теме; размышление над предложенной проблемой. Учащиеся опирались на ключевые слова темы, раскрывая её содержание.
Критерий №2 «Аргументация с привлечением литературного материала»: выпускники строили свои рассуждения, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Критерий №3 «Композиция. Логика рассуждения»: обучающиеся продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения-рассуждения: вступление (тезис), тезисно-доказательная часть, заключение (вывод). Но не всегда выпускники выдерживали соотношение между тезисом и доказательством. В работах есть логические нарушения.
Критерий №4 «Качество письменной речи»: обучающиеся показали навыки речевого оформления сочинений. Но есть работы, в которых выпускники не совсем точно выражали мысли, используя однообразную лексику и однообразные грамматические конструкции, обращались к речевым штампам.
Критерий №5 «Грамотность»: 4 выпускника получили «незачет» по данному критерию. В работах обучающихся допущены разные виды ошибок.
Орфографические ошибки:
- слитное, раздельное и дефисное написание слов;
- не-ни с разными частями речи;
- написание предлогов и союзов;
- правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Пунктуационные ошибки:
- знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
- пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи;
Грамматические ошибки:
- нарушение согласования и управления в словосочетании;
- построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами;
- нарушение границ предложений;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- нарушение построения сложного предложения;
Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающихся. Учащиеся в работах определяли свою жизненную позицию, отношение к морально-этическим проблемам, умение рефлектировать на основе прочитанного текста.
Выпускное сочинение – это проверка умение письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на уроках по всем предметам учебного плана.
Выводы:
Анализ пробных сочинений показал, что у учащихся 11 Б класса сформированы умения:
- рассуждать на выбранные темы;
- размышлять над предложенной проблемой;
- строить высказывания на основе связанных с темой тезисов;
- аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала;
- логично строить свое высказывание.
Результаты пробного итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические.
Рекомендации:
- При дальнейшей подготовке к итоговому сочинению необходимо работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способами аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Совершенствовать речевое оформление сочинения.
- На уроке русского языка и литературы учить учащихся редактировать собственный текст; работать с наиболее распространёнными речевыми ошибками:
-употребление слова в несвойственном ему значении;
-употребление иностилевых слов, канцеляризмов, речевых штампов;
-смешение лексики разных исторических эпох;
-употребление лишних слов (плеоназм);
-речевые повторы (тавтология);
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;
-необоснованный пропуск слова.
- С будущими выпускниками проводить апробацию итогового сочинения в 10 классе по завершении учебного года.
Справку составила учитель русского языка и литератуы Курмашева Н.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ итогового сочинения
объяснительная...
Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения 2018 г.
Осуществлен содержательный анализ 53 (цифра, сколько) итоговых сочинений 2018-2019 учебного года. Подготовлен статистический отчет по результатам проверки итогового сочинения разного уровня и на разны...
Анализ итогового сочинения
Анализ итогового сочинения 5 декабря 2018 года...
Анализ итоговых сочинений.
Содержательный анализ итоговых сочинений по литературе....
Анализ пробного декабрьского сочинения
Общеизвестно, что человек совершенствуется в тех видах деятельности, в которых он чаще всего упражняется. Анализ проводимых в школе тренировочных пробных испытаний по написанию итогового с...
Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения (изложения)
Анализ результатов проверки сочинений позволяет выявить положительные тенденции в умении учащихся правильно интерпретировать отвлеченные понятия, находить в тексте аргументы в соответствии с выбранной...
АНАЛИЗ ПРОБНОГО ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Пробная работа по литературе в формате ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ -продолжительность 4 урока....