План работы и качественный анализ проверки итогового сочинения (изложения) 2024 год
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
План работы и качественный анализ проверки итогового сочинения (изложения) 2024-2025 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЭМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
План работы
по подготовке к написанию итогового сочинения
в 11 классе
на 2024-2025 учебный год
Разработала:
Дмитриева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тэмь, 2024
План подготовки учащихся 11 классов МКОУ «Тэминская СОШ» с. Тэмь Братского района Иркутской области
к итоговому сочинению на 2024 – 2025 учебный год
Цель: эффективная организация работы по подготовке учащихся к итоговому сочинению.
№ п/п | Содержание | Сроки |
Организационная и методическая работа учителя | ||
Изучение методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению, разработанных ФИПИ. | Сентябрь 2024 г. | |
Оформление информационного стенда по подготовке к итоговому сочинению | Сентябрь 2024 г. | |
Посещение семинаров, участие в вебинарах по подготовке к итоговому сочинению | По расписанию | |
Отслеживание публикаций и информации на сайтах по поддержке и подготовке к итоговому сочинению | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Ознакомление с опытом работы учителей школы, района по подготовке к итоговому сочинению | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Мониторинг диагностических работ в формате проведения итогового сочинения | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Анализ диагностических работ | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Работа с учащимися | ||
Ознакомление учащихся с изменениями итогового сочинения в 2024-2025 учебном году, тематическими блоками, структурой сочинения, критериями оценивания работ, правилами заполнения бланков. | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Проведение диагностических мониторинговых работ | Октябрь-ноябрь | |
Работа учащихся на уроке литературы по подготовке к итоговому сочинению | В течение года | |
Организация индивидуальных занятий с учащимися «группы риска» по подготовке к итоговому сочинению. | Октябрь-ноябрь | |
Отработка умений заполнения бланков итогового сочинения. | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Работа с родителями учащихся | ||
Посещение родительских собраний, информирование родителей по вопросам подготовки к итоговому сочинению. | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Индивидуальные консультации родителей по подготовке к итоговому сочинению. | В течение учебного года. | |
Взаимодействие с учителями - предметниками, классным руководителем и администрацией школы | ||
Помощь в организации и проведении родительских собраний, совещаний по вопросам подготовки и проведения итогового сочинения. | Сентябрь -ноябрь 2024 г. | |
Своевременный анализ диагностических работ и представление полученных результатов. | Сентябрь -ноябрь 2024 г. |
Составила учитель русского языка и литературы Дмитриева О.В. МКОУ «Тэминская СОШ»
2024-2025 учебный год
Предварительный просмотр:
Анализ результатов проверки итогового сочинения (изложения) 2024-2025 учебного года в МКОУ «Тэминская СОШ»
Наименование ОО МКОУ «Тэминская СОШ»
1. Статистический отчет по результатам проверки итогового сочинения (изложения) 2024-2025 учебного года (04.12.2024)
дата сочинения
Наименование ОО | Зарегистрировано участников сочинения (изложения) | Фактически приняло участие в сочинении (изложении) | В том числе зарегистрированных и фактически принявших участие | |||||||
Сочинение | Изложение | |||||||||
план | факт | зачет | незачет | план | факт | зачет | незачет | |||
МКОУ «Тэминская СОШ» | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Качественный анализ результатов проверки итогового сочинения.
2.1. Выбор тем.
№ темы | Формулировка темы | Количество участников | Доля участников |
113 | Почему говорят, что труд – лучшее лекарство от тоски и уныния? | 0 | 0% |
203 | Обязательно ли друзьям иметь схожее мировоззрение? | 1 | 33,3% |
302 | Как на войне раскрывается характер человека? | 2 | 66,6% |
411 | Согласны ли Вы с утверждением М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? | 0 | 0% |
503 | Почему поэты считают красоту природы абсолютной ценностью? | 0 | 0% |
602 | Когда обесцениваются высокие слова? | 0 | 0% |
2.2. Качественный анализ результатов в соответствии с требованиями.
2.2.1. Качественный анализ результатов в соответствии с требованием №1 «Объем итогового сочинения» (указать количество и процентное соотношение работ в рамках 250-350 слов, 350-450 слов, больше 450 слов, получивших «незачет» по требованию № 1).
Качественный анализ результатов
в соответствии с требованием №1 «Объем итогового сочинения»
«незачет» (количество, %) | 250-350 слов (количество, %) | 350-450 слов (количество, %) | больше 450 слов (количество, %) |
- | 1 33,3% | 2; 66,6% | - |
Выводы:
- Объём сочинений обучающихся соответствует требованию №1 «Объем итогового сочинения». Средний объем рассмотренных итоговых сочинений – 270-350 слов. Максимальный объем итогового сочинения составил 368 слов, минимальный – 300 слов.
- Выпускники доказали способность создавать связный текст объемом не менее 300 слов.
2.2.2. Качественный анализ результатов в соответствии с требованием
№ 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Выводы:
Вывод 1. При сопоставлении сочинений, сделан вывод, что все работы написаны самостоятельно. Можно отметить, что некоторые обучающиеся во время подготовки ориентировались на образцы сочинений, выложенные в Интернете на различных сайтах в подготовительный период, когда тематические направления уже открыты.
Вывод 2. Во время проведения итогового сочинения не использовали никакие заготовки, не было случаев списывания из различных источников (с трансформацией и без трансформации первоисточника).
Вывод 3. «Зачет» по требованию №2 был поставлен за сочинения, написанные самостоятельно.
2.3. Качественный анализ результатов в соответствии с критериями.
2.3.1. Качественный анализ результатов в соответствии с критерием №1 «Соответствие теме» с конкретными примерами.
Выводы:
Вывод 1. Хорошо подготовленные выпускники умеют рассуждать на предложенную тему, выбирая убедительный путь ее раскрытия. Анализ работ позволил выделить различные пути раскрытия темы:
- способность подойти к проблеме с разных сторон;
- умение сузить тему, выбрать конкретный ракурс раскрытия темы;
- формулирование ключевых вопросов темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы (темы, предлагаемые обучающимся, сформулированы в виде вопросов, поэтому наиболее распространенным является сочинение-ответ, в котором автор периодически возвращается в той или иной форме к заданному вопросу).
Вывод 2. Следует отметить, что оригинальных работ было немного, значительное число проверенных работ укладывалось в рамки определенного стереотипа.
Вывод 3. Слабо подготовленные выпускники постарались правильно осмыслить тему и выстроить в соответствии с ней свое высказывание.
2.3.2. Качественный анализ результатов в соответствии с критерием№2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» с конкретными примерами.
Выводы:
Вывод 1. В большинстве сочинений проявилось умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему, для аргументации своей позиции. Наиболее распространенный путь привлечения литературного материала – смысловой анализ текста, интерпретация тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров (путь комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания избирался крайне редко).
Вывод 2. Как правило, в сочинениях было приведено два литературных примера.
Вывод 3. Случаев написания сочинения без привлечения литературного материала не было.
Вывод 4. Особенности выбора литературного материала проявляются в следующем:
- чаще всего привлекали аргументы из литературы XIX века (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»), из литературы 90-х годов XIX - XX века (В. Гросс «На войне, как на войне», М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
- редкая апелляция к современной русской литературе последних десятилетий;
- отсутствие опоры на публицистику, дневники, мемуары, документальную литературу, произведения фольклора.
Вывод 5. Выделяются следующие недостатки в привлечении литературного материала:
- Обучающиеся более грамотно анализируют произведения XIX века, так как изучали их в период обучения в 9-11 классе и хорошо помнят их содержание.
- Основным способом привлечения литературного материала в итоговом сочинении стал наиболее простой путь – смысловой анализ произведения, переходящий на пересказ.
2.3.3. Качественный анализ результатов в соответствии с критерием №3 «Композиция и логика рассуждения» с конкретными примерами.
Выводы:
Выпускниками освоена трехчастная структура рассуждения. Во вступлении сформулирован тезис, основная часть представляет собой аргументы, приводимые в его доказательство, в заключении содержится вывод. Композиция сочинения и логика следования частей работы выдержаны в соответствии с требованиями.
Выявлены типичные логические нарушения, ошибки в композиции, допущенные участниками по третьему критерию оценивания итогового сочинения:
Выводы:
Вывод 1. Выпускников продемонстрировали умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ими хорошо освоена трехчастная структура сочинения-рассуждения: в работах, как правило, легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. Работ, в которых полностью отсутствовала бы тезисно-доказательная часть, выявлено не было.
Вывод 2. Анализ сочинений позволил выделить два вида их композиционной организации.
1. Классическая схема сочинения-рассуждения (наиболее распространенная):
вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова; вопрос, цитата, апелляция к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; прямое указание на актуальность, значимость темы;
основная часть – размышление по сути темы с привлечением для аргументации литературных примеров;
заключение – обычно немногословный общий вывод, содержательный итог, по смыслу перекликающийся с темой сочинения и вступлением.
В соответствии с данной схемой построены как многие добротные работы, свидетельствующие об умении обучающегося самостоятельно мыслить и убедительно аргументировать свои суждения, так и сочинения, в которых эта схема реализована примитивно, формально.
2. Второй вид композиции можно условно назвать центростремительным. В его основе лежит пошаговое приближение к точному ответу на вопрос темы. Вступление становится отправной точкой рассуждения, мысль в нем формулируется в самом общем виде и во многом воспроизводит констатирующую часть темы, а заключение содержит итоговое обобщение. В основной части происходит постепенное раскрытие главного тезиса или понятия, приближение к ответу и его формулирование, сопровождающееся литературными примерами.
Вывод 3. Отличительными признаками вступительной части сочинения, написанного хорошо подготовленным выпускником, являются ее смысловая емкость, лаконичность, тесная связь с темой сочинения, наличие проблемы. Анализ большого количества сочинений позволяет выделить несколько типичных вариантов вступления:
1. Актуализация наиболее значимого ключевого слова темы и формулирование нескольких тезисов (или вопросительных предложений) с этим словом, цепочка которых заканчиваем проблемным вопросом.
2. Смысловой анализ ключевых слов темы.
Чаще других экзаменуемые используют во вступлении такие языковые конструкции, как именительные представления, риторическое восклицание, вопросно-ответная форма изложения.
Вывод 4. Заключение во многом повторяет сильные и слабые стороны вступления, с тем лишь различием, что оно отражает обратное движение – сжимает развернутое рассуждение в концентрированный итог и, соответственно, обладает большей степенью обобщенности. Варианты заключения, встретившиеся в работах, были разнообразными, хотя далеко не всегда удачными и соответствующими требованиям риторики. Можно указать наиболее типичные из них:
1. Логический вывод из текста работы (обычно такие обобщения маркируются специальными словами: «итак», «подводя итог», «таким образом»); в отдельных работах выпускникам удалось в заключении не просто кратко повторить то, что уже было сказано в основной части, но подняться на новый уровень обобщения, избежав при этом канцеляризмов и речевых штампов.
2. Заключение, суммирующее выводы, которые были сформулированы в ходе рассуждения.
4. Публицистический финал, построенный на эмоционально-оценочных высказываниях.
Вывод 5. Анализ сочинений, с одной стороны, выявил разнообразие способов построения основной части (в сильных работах); с другой – показал в подавляющем большинстве случаев очевидное отсутствие ее продуманной логической организации. Авторы таких сочинений предпочитают идти интуитивным путем, развивая свое рассуждение от мысли к мысли и не задумываясь о его общей логике. В связи с этим наиболее продуктивным аспектом анализа представляется не рассмотрение основной части как таковой, а выявление типичных логических нарушений и ошибок в композиции сочинения в целом. К ним следует отнести:
1. Отсутствие содержательных связей между основными частями сочинения.
2. Наличие во вступлении избыточной информации, неоправданно распространяющей раскрытие темы.
3. Несоразмерно короткое и необоснованное заключение, не содержащее выводов и обобщений.
4. Отсутствие логических «мостиков» между смысловыми частями работы.
5. Нарушение логики при переходе от одной мысли к другой.
2.3.4. Качественный анализ результатов в соответствии с критерием №4 «Качество письменной речи» с конкретными примерами.
Выводы:
Вывод 1. Работы выпускников отличаются отсутствием грамотного речевого оформления, соответствующего критериям содержательности, точности, понятности, выразительности, правильности речи.
Вывод 2. Число работ, в которых низкое качество речи действительно существенно затрудняет понимание смысла сочинения выявлено не было.
Вывод 3. Анализ сочинений в целом свидетельствует о недостаточном уровне сформированности речевых компетенций выпускников. Наиболее часто встречающиеся в сочинениях недостатки речевого оформления работ:
- неточное словоупотребление;
- нарушение лексической сочетаемости;
- речевые штампы.
Вывод 4. Встречаются ошибки мышления и ошибки коммуникации, которые также свидетельствуют о недостаточном уровне речевого (мыслительно-речевого; коммуникативного) развития выпускников. Ошибки мышления: искаженное восприятие социальных явлений; искаженное восприятие терминов и понятий.
2.3.5. Качественный анализ результатов в соответствии с критерием №5 «Грамотность» (виды наиболее частотных орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок с конкретными примерами).
Выводы:
Вывод 1. Анализ орфографических ошибок:
- правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
- правописание словарных слов;
- правописание приставок;
- правописание окончаний существительных;
- правописание Н-НН в разных частях речи;
- правописание НЕ и НИ с разными частями речи;
- правописание производных предлогов и союзов;
- правописание частиц
Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок:
- знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения;
- знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
- отсутствие запятой при однородных членах или лишняя запятая при однородных членах с одиночным соединительным союзом;
- знаки препинания в предложениях с уточняющими членами;
- пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи
Вывод 3. Анализ грамматических ошибок:
- нарушение согласования и управления в словосочетании;
- ошибочное словообразование;
- построение предложения с однородными членами;
- нарушение построения сложного предложения
Выводы:
Анализ итогового сочинений с точки зрения грамотности показал, что в формировании навыков самостоятельной письменной речи есть значительные пробелы, которые связаны не только с недостаточным развитием орфографической и пунктуационной зоркости, но и с низким качеством обучения самопроверке собственных текстов и их редактированию.
- Общие выводы/ заключение(причины выявленных проблем).
Анализ сочинений позволил выявить положительные тенденции, свидетельствующие эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение следующими умениями:
- создавать самостоятельный полноформатный связный текст, объем которого задается, прежде всего, целями и логикой самого авторского высказывания;
- выбирать убедительный путь раскрытия темы, обогащать и углублять исходный тезис дополнительными смыслами, логикой, умением композиционно построить текст;
- подбирать литературный материал не только как иллюстрацию к тезису, но и как логическое продолжение собственных рассуждений в литературном контексте;
- строить аргументацию, последовательно подводящую к необходимым выводам;
- видеть собственный текст как смысловое целое, все элементы которого взаимосвязаны и последовательно расположены;
- свободно владеть речью и иметь сформированные навыки грамотного письма.
Содержательный анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:
-недостаточно высокий уровень эрудиции, позволяющей посмотреть на заявленную в теме проблему с разных сторон, привлекая сведения из разных областей жизни;
- невысокий уровень речевой культуры и практической грамотности;
- затруднения некоторых выпускников в формулировании своих мыслей и создании текстов с осмысленным логичным содержанием.
- Комплекс мер/дорожная карта (предложения по повышению качества обучения русскому языку на основе выявленных «проблемных зон» и типичных затруднений в освоении обучающимися элементов содержания, умений и видов деятельности).
«Проблемные зоны» Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности усвоение которых всеми школьниками нельзя считать достаточным | Вероятные причины затруднений обучающихся при их выполнении | Методические комментарии по обучению школьников по элементам содержания / умений и видов деятельности по «проблемным зонам» |
Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему | Несформированность умений продумывать структуру и композицию сочинения, исправлять логические ошибки, устанавливать смысловые связи между основными частями сочинения | В соответствии с требованиями Примерных рабочих программ основного общего и среднего общего образования по русскому языку рекомендуем системное обучение ( с 5 по 11 класс) составлению плана сочинения, редактированию текста, продумыванию структуры работы, содержания ее смысловых частей, определению главной мысли сочинения, построению логических «мостиков» между смысловыми фрагментами основной части; нахождению и исправлению в сочинении логических ошибок, анализу композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использованию языковых средств выразительности |
Умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции | Низкое качество речи и речевые ошибки; ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения | Рекомендуем системно с 5 по 11 класс в соответствии с требованиями Примерных рабочих программ основного общего и среднего общего образования по русскому языку развивать речь обучающихся. Обратить внимание на поэтапное формирование культуры речи школьников. Полезны задания, обучающие комплексному анализу образцовых текстов, оценке своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, нахождению и исправлению речевых ошибок |
Умения соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, применять знания по орфографии в практике правописания, соблюдать на письме пунктуационные и грамматические нормы | Недостаточная сформированность умений применять правило, находить причину того или иного написания слова. Основные проблемы связаны с недостаточным уровнем теоретических знаний, а также умений для решения пунктуационной задачи | Рекомендуем систематически отрабатывать умения выполнять задания на применение орфографических правил в практике письма; на применение знаний по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания; обучение орфографическому анализу слова, предложения, текста. Рекомендуем использовать следующие типы заданий для совершенствования пунктуационных умений: на применение пунктуационных правил в практике письма; на применение знаний по другим разделам в практике правописания; задания на соотнесение конкретного языкового материала с абстрактной схемой, на анализ структуры синтаксической конструкции; задания на установление границ предикативных частей сложного предложения. Для формирования орфографической и пунктуационной грамотности важно системно использовать специальные и неспециальные упражнения. Особое внимание следует уделить роли диктантов разных видов в формировании грамотности. С учетом зрительной и словесной подготовки возможно применение следующих подвидов обучающих диктантов: 1) диктант без изменения (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный); 2) диктант с изменением формы (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный); 3) диктант выборочный (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный). Среди неспециальных упражнений следует выделить изложения и сочинения. Специальная работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок может проводиться в форме самоконтроля учащихся за выполнением заданий, т.е. намеренного перечитывания учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. С целью предупреждения пунктуационных ошибок учителю необходимо спланировать систему работы по пунктуации на каждом уроке. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками требует их учета педагогом и обучающимися. Необходимо спланировать деятельность по оценке индивидуального продвижения обучающихся в освоении правописных умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения 2018 г.
Осуществлен содержательный анализ 53 (цифра, сколько) итоговых сочинений 2018-2019 учебного года. Подготовлен статистический отчет по результатам проверки итогового сочинения разного уровня и на разны...

Содержательный анализ по результатам проверки итогового сочинения (изложения)
Анализ результатов проверки сочинений позволяет выявить положительные тенденции в умении учащихся правильно интерпретировать отвлеченные понятия, находить в тексте аргументы в соответствии с выбранной...

Приказ 32-ЕГЭ от 15.04.2021 г. «О создании комиссии по проведению и проверке итогового сочинения (изложения)»
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.04.2021 № 10-П-474 «О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающ...
Приказ О создании комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году
Приказ "О создании комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году"...