Открытый урок по теме "Дети войны"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Творческое исследование по произведениям А.Твардовского, К Симонова
Вячеслава Васильевича Биркина, нашего земляка Бронислава Петровича Петерса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_temu_deti_i_voyna.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект урока внеклассного чтения «Дети и война» 5 класс
Учитель русского языка и литературы Мартынова Татьяна Николаевна
Цели урока:
- углубить знания учащихся о детях войны (подвиг и судьба детей – героев, жизни детей в тылу );
- воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие произведений о ВОв.
Методы: беседа, презентация и рассказ учителя с элементами беседы;
составление своего рассказа по теме
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала.
1. На экране – отрывок из фильма “Судьба человека”.
- Ребята, вы просмотрели фрагмент фильма. Какие чувства пробудил в вас этот отрывок?
Почему мальчик один? (мама погибла в поезде во время эвакуации, отец пропал без вести на фронте) Как выдумаете, о чем пойдет речь на уроке? (О судьбе детей военного времени).
2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды.(групповая работа)
- Давайте подберем ассоциации к слову “Дети -1 группа(«цветы жизни», возраст до 14 лет, беззаботные, радостные, ученики…)
-Слово «Война» - 2 группа (смерть, горе, голод, тяжелый труд, взрывы, бомбежка…)
Совместимы ли эти слова?
Мы с вами будем отвечать на этот вопрос на уроке….
- 3. Формулировка учащимися темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока “Дети войны” (”.( Презентация Слайд №1,2,3)
- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (дети и война – несовместимы).
Выразительное чтение вслух стихотворения со слайда 5
- Давайте определим основную мысль стихотворения?
Несовместимость двух понятий дети и война
( Вывод: воевали даже дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).
- Работа с иллюстрациями. Может ли мы сказать, что эти иллюстрации отражают события стихотворения? Почему? (Слайд №5)
2. Стадия осмысления. Чтение и анализ произведений
- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой Отечественной войны, известных всей стране. А вы ребята знаете о таких героях? Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.
Сообщения учащихся о детях-героях (Слайд №4).
К этой теме обращались А.Твардовский, К Симонов ( мы их изучили)
ВячеславВасильевич Биркин, наш земляк Бронислав Петрович Петерс
Отрывки из рассказов Вячеслава Биркина ( Бутылки, Страшный сон). Читает 1 группа, потом 2 группа
Задания для группы 1
1.Прочитать выразительно выделенный отрывок. Ответить на вопросы: Для чего нужно было собрать бутылки? По силам эта работа детям?
(Чтобы сдать в военкомат для наполнения их горючей смесью и отправкой на фронт)
Задания для группы 2.
1.Прочитать выразительно выделенный отрывок. Ответить на вопросы: Какой сон снился мальчику? Почему он страшный? ( как он кидает бутылку с горящей смесь в танк, а танк поворачивается назад и давит солдата)
Прослушивание ответов каждой группы.
Вывод (слово учителя): мы познакомились с незнакомыми для нас ранее произведениями о войне, о подвигах и судьбе детей в войну.
Это воспоминания Вячеслава Биркина о своем детстве Слайд 7
Бронислав Петрович Петерс. На Алтай он приехал совсем маленьким. Мама украинка, отец-немец, их семью выслали глубоко в тыл, Солонешенский район, Черемшанскую ферму колхоза имени Чапаева (впоследствии поселок Чапаевский). Школа там была четырехлетка, а дальше ребята шли учиться в Черемшанскую семилетнюю школу. Настоящее имя мальчика было Бруно (родители назвали его в честь Джордано Бруно) Одноклассники звали его Брункой.., но это имя… и национальность по отцу закрывали все двери для поступления в военное летное училище (мечта всей жизни). Когда репрессированным разрешили выезд, семья Петерс уехала в Казахстан, и Бруно при получении паспорта изменил национальность и имя, но смог поступить только в гражданскую авиацию…) Судьба этого человека (ребенок военного времени) может быть примером для всех . О Черемшанке, о Солонешном, об Ануе он пишет в своих стихотворениях
Выразительное чтение стихотворений ( закладки в книгах)
Итоговая беседа.
. Какие чувства вызывают у вас дети войны?
- После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?
(Не забывать имена героев)
3. Рефлексия.
- Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к словам “Дети и война”.
Чтение синквейнов.
Маленький беззащитный Маленький, но сильный
Смотрит, кричит, боится. Борется, защищает, охраняет
Ребенок Воин
Заключительное слово учителя.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
- Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг?
4. Домашнее задание. Представьте себе, что вы знаменитый скульптор. Вы прочитали стихи А.Твардовского, К.Симонова, познакомились с героями нашего урока внеклассного чтения и решили создать памятник, который вы поставили бы детям войны. Сделайте эскиз. Объясните, почему именно такой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...
Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"
Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина история, обществознание и география Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...
Открытый урок "Дроби и война"
Урок, освященный годовщине Сталинградской битвы....
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...
Конспект открытого урока по истории на тему "Итоги и уроки Второй мировой войны" .
Подведению итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн было посвящено наше занятие, и конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне. (Урок состо...