Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karfagen.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первая война с Карфагеном.

Цель урока:* сформировать  представление о причине и характере первой войны с Карфагеном;

*развивать умение высказывать свое  мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения;

* способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствие, добра, неприятия зла.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, карта.

Оформление доски:

Правила дискуссии:        Тема: Первая война с Карфагеном.

  1. Не молчи!                                                                               План.
  2. Не согласен-спорь!                                                            1. Карфаген- соперник Рима.
  3. Умей слушать другого.                                                     2. Борьба за Сицилию.
  4. В споре рождается истина.                                                      3. Рим и Карфаген готовятся к новой                   схватке.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Завоевание Римом Италии». (тестирование)
  1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

а) Нила  б) Тигра в) Тибра г) Евфрата

              2. Особенностями природно-климатических условий Италии являются:

                     а)Высокие горы б)полноводные реки в) плодородные равнины

             3. Для принятия законов граждане Рима собирались  на:

                     а)Марсовом Поле б)Капитолийском холме в)Палатинском холме  г)форуме

             4. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:

                    а)патрициями б)плебеями в)ликторами г)легионерами

            5. Римляне установили республику в:

                   а) 753 г. до н.э. б)509 г. до н.э. в) 390 г. до н.э.  г)280 г. до н.э.

           6. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над:

                 а) Италией б)Восточным Средиземноморьем в)Грецией г) Испанией  

          7. Республика в дословном переводе с латинского означает:

                 а) «Власть народа» б) «Общественное дело» в) «Власть знати» г) «Власть одного человека»

8. В Римской  республике народный трибун обладает  правом «Вето», что в переводе с латинского означало:

     а) разрешаю  б)запрещаю в)утверждаю г)рекомендую

9. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «Священный договор», по которому плебеи:

     а) стали полноправными гражданами Рима

    б) не получили права участвовать  в управлении Римом

    в) добились запрещения долгового рабства

    г) получили право становиться судьями

3. Переход к изучению новой темы.

Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Если, глядя на карту, мысленно провести вертикальную черту между Грецией и Италией, то Средиземноморье условно разделится на две части. Правая половинка-это Восточное Средиземноморье, а левое-Западное. В 264 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и начали войну с Карфагеном. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. В этой главе мы узнаем о кровопролитных войнах которые вела Римская республика, о тяжелых поражениях и блестящих побед.

3.Изучение новой темы.

*Карфаген-соперник Рима.

Беседа по прочитанному.

-Где находится Карфаген?

(На территории Сев. Африки).

-Почему началась Пуническая война?

(Оба государства начали войну за обладание новыми территориями на побережье Зап. Средиземноморья).

*Борьба за Сицилию  

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, беседа по прочитанному.

-какой остров в первой Пунической войне смог завоевать Рим?

(это остров Сицилия).

-В чём была сила Карфагена?

(У Карфагена был могущественный флот).

*Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.

Словарная работа:

Пуны- карфагеняне.

Вороны- перекидные мостики с открытыми крючьями на конце.

4.Физкультминутка.

Точим, точим, точим нож.

Будет очень он хорош.

Будем резать мы припасы-

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы-

Угощайтесь молодцы!

5.Работа с источником. Личность в истории- Ганнибал.

Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной и мороз переносил с равным терпением. Его видели, как он завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.

Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.

- Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение?

- Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?

7.Работа в контурной карте.

- Найдите на карте Восточное и Западное Средиземноморье, о. Корсику и Сардинию.

- Укажите все новые территории, захваченные Римом вне Италии.

8.Закрепление изученного материала.

Викторина «Римляне и карфагеняне».

*Назовите богатейший город в Сев. Африке (Карфаген)

*Кто такие пуны? (карфагеняне)

*Сколько лет длилась первая Пуническая война? (23г.)

*Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на конце)

*Как звали сына полководца Гамилькара? (Ганнибал)

*В чём было преимущество Карфагена над Римом? (у Карфагена был флот, а у Рима-нет)

*Какой остров в 1-ой Пунической войне завоевал Рим? (о.Сицилия)

*В каком году началась первая Пуническая война? (в 264 г. до н.э.)

9.Вывод урока:

*Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном, завладеть Сицилией;

*Сломить сопротивление Карфагена не удалось;

*Рим и Карфаген готовятся к новой войне.

9.Анализ урока.

Домашнее задание №41 читать; закончить в конт. картах; вопрос 6 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса

Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»

Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».

Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....