Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karfagen.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Первая война с Карфагеном.
Цель урока:* сформировать представление о причине и характере первой войны с Карфагеном;
*развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения;
* способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствие, добра, неприятия зла.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, карта.
Оформление доски:
Правила дискуссии: Тема: Первая война с Карфагеном.
- Не молчи! План.
- Не согласен-спорь! 1. Карфаген- соперник Рима.
- Умей слушать другого. 2. Борьба за Сицилию.
- В споре рождается истина. 3. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Завоевание Римом Италии». (тестирование)
- Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:
а) Нила б) Тигра в) Тибра г) Евфрата
2. Особенностями природно-климатических условий Италии являются:
а)Высокие горы б)полноводные реки в) плодородные равнины
3. Для принятия законов граждане Рима собирались на:
а)Марсовом Поле б)Капитолийском холме в)Палатинском холме г)форуме
4. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:
а)патрициями б)плебеями в)ликторами г)легионерами
5. Римляне установили республику в:
а) 753 г. до н.э. б)509 г. до н.э. в) 390 г. до н.э. г)280 г. до н.э.
6. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над:
а) Италией б)Восточным Средиземноморьем в)Грецией г) Испанией
7. Республика в дословном переводе с латинского означает:
а) «Власть народа» б) «Общественное дело» в) «Власть знати» г) «Власть одного человека»
8. В Римской республике народный трибун обладает правом «Вето», что в переводе с латинского означало:
а) разрешаю б)запрещаю в)утверждаю г)рекомендую
9. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «Священный договор», по которому плебеи:
а) стали полноправными гражданами Рима
б) не получили права участвовать в управлении Римом
в) добились запрещения долгового рабства
г) получили право становиться судьями
3. Переход к изучению новой темы.
Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Если, глядя на карту, мысленно провести вертикальную черту между Грецией и Италией, то Средиземноморье условно разделится на две части. Правая половинка-это Восточное Средиземноморье, а левое-Западное. В 264 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и начали войну с Карфагеном. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. В этой главе мы узнаем о кровопролитных войнах которые вела Римская республика, о тяжелых поражениях и блестящих побед.
3.Изучение новой темы.
*Карфаген-соперник Рима.
Беседа по прочитанному.
-Где находится Карфаген?
(На территории Сев. Африки).
-Почему началась Пуническая война?
(Оба государства начали войну за обладание новыми территориями на побережье Зап. Средиземноморья).
*Борьба за Сицилию
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, беседа по прочитанному.
-какой остров в первой Пунической войне смог завоевать Рим?
(это остров Сицилия).
-В чём была сила Карфагена?
(У Карфагена был могущественный флот).
*Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.
Словарная работа:
Пуны- карфагеняне.
Вороны- перекидные мостики с открытыми крючьями на конце.
4.Физкультминутка.
Точим, точим, точим нож.
Будет очень он хорош.
Будем резать мы припасы-
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы-
Угощайтесь молодцы!
5.Работа с источником. Личность в истории- Ганнибал.
Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной и мороз переносил с равным терпением. Его видели, как он завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.
Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.
- Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение?
- Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?
7.Работа в контурной карте.
- Найдите на карте Восточное и Западное Средиземноморье, о. Корсику и Сардинию.
- Укажите все новые территории, захваченные Римом вне Италии.
8.Закрепление изученного материала.
Викторина «Римляне и карфагеняне».
*Назовите богатейший город в Сев. Африке (Карфаген)
*Кто такие пуны? (карфагеняне)
*Сколько лет длилась первая Пуническая война? (23г.)
*Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на конце)
*Как звали сына полководца Гамилькара? (Ганнибал)
*В чём было преимущество Карфагена над Римом? (у Карфагена был флот, а у Рима-нет)
*Какой остров в 1-ой Пунической войне завоевал Рим? (о.Сицилия)
*В каком году началась первая Пуническая война? (в 264 г. до н.э.)
9.Вывод урока:
*Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном, завладеть Сицилией;
*Сломить сопротивление Карфагена не удалось;
*Рим и Карфаген готовятся к новой войне.
9.Анализ урока.
Домашнее задание №41 читать; закончить в конт. картах; вопрос 6 письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса
Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф. А. Михайловского....
Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"
Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина
Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»
Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье».
Разработка урока - проекта по истории Древнего мира в 5Г классе по теме: «Древнее Междуречье»....