Конспект открытого урока по истории на тему "Итоги и уроки Второй мировой войны" .
план-конспект урока по истории (11 класс)
Подведению итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн было посвящено наше занятие, и конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне. (Урок состоялся задолго до начала СВО... 24.10.2021)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по истории Итоги и уроки Второй мировой войны | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»
2021/2022 у.г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ
Тема: «Итоги и уроки Второй мировой войны»
Подготовила: преподаватель истории, обществознания, права Дворникова А.Ю.
Обучающиеся групп 22, 25, А2
Цель урока: формирование патриотизма на примере героического подвига советского народа в годы ВОВ 1941-1945 гг. и такой духовно-нравственной основы, как историческая память;
Задачи урока:
- формирование понимания роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества и роли советского (русского) народа в достижении Победы;
- формирование устойчивого интереса к военной истории родного края; объективной оценки исторических фактов и событий; патриотических гражданских чувств у подрастающего поколения;
- формирование у обучающихся сознания необходимости защищать свое Отечество;
- воспитание таких ценностей, как долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание,
- развивать умение отстаивать свою позицию, привлекая успешные стратегии и знания других предметов или свой опыт, контролировать и корректировать, в случае необходимости, свою деятельность, уметь использовать ИКТ,
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать в группе и индивидуально.
Ход урока: Всем- здравстуйте!
В ходе уроков мы изучили основные события долгих лет войны. Вторая мировая война – это самый крупный и жестокий конфликт в истории человечества. Сегодня урок – обобщающий, мы подведём итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн. Наше занятие посвящается, конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне.
Звучит песня «Бери шинель, пошли домой…»
Прежде чем приступить к изучению заявленной темы необходимо проверить имеющиеся знания обучающихся по истории войны.
(На доске): фашизм, нацизм, блицкриг, рельсовая война, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, экспансия, демилитаризация, декартелизация, денацификация
Требования к знаниям и умениям наших студентов определяются на основе следующих критериев: правильность и оригинальность ответов, аргументированность, чёткость изложения материала, умение внимательно говорить и слушать.
Основная часть урока.
Сегодня мы будем рассматривать итоги 2 МВ и ВОВ по трем направлениям:
1) материальные и людские потери, 2) территориальные 3) политические изменения.
На уроке будут работать следующие «мозговые центры»:
- первая группа работает со статистическим материалом и готовятся задавать вопросы по теме и проблемным моментам этой войны (демонстрация презентации – Вологжина Е., Соломка С., Володин В.) – на вопросы отвечают все присутствующие студенты (можно, и гостям поучаствовать…)
- вторая группа работает с историческим итогом, выделяет основное и предоставляет данные о территориальных и политических изменениях после войны (Химаков М., Егоров Н., Гергель Н.)
- демонстрация «Новостей…» об итогах той войны (сюжеты о военных трибуналах по итогам 2 МВ) ляжет на Володина В. (гость из группы 25), а освещение проблем фальсификации и «переписывания» истории в сегодняшнем мире предоставим Попову С (гость из группы А2).
(Таблицы составлены по данным: История второй мировой войны. Т.З, 10. М., 1974; Советская военная энциклопедия; Итоги второй мировой войны / Пер. с нем. М., 1957; Вооруженные силы Японии. История и современность. М., 1985; Хаттори Т. Япония в войне 1941—1945. М., 1973; Россия и Германия в годы войны и мира, 1941 — 1995. М., 1995. При расхождениях в оценках выбирались средние данные.)
1.Проблемное задание (дать развернутый ответ):
Подавляющее большинство советских историков, официальная историография 2 МВ утверждали, что решающую роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии сыграл Советский Союз.
Но! Многие западные историки, напротив полагают, что «архитекторы победы» - это США (!!!) И кроме того, распространена точка зрения, что главными «поворотными» стали сражения в Африке, на Тихом океане и во Франции, хотя и признается определенное значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени в войне Советского Союза.
???? Какова Ваша точка зрения в этом историческом споре ????
АЮ: Вторая мировая война самая масштабная, кровопролитная и разрушительная в мировой истории. В ней участвовало 72 государства (80 % населения земного шара). В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50—55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых — граждане СССР. Большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.
Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Разрушены и уничтожены десятки тысяч городов и деревень, неисчислимые бедствия десятков миллионов людей.
Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой 27 млн человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства) ,из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3% .
И это лишь части цены, заплаченной народом, от имени которого поэт-фронтовик Б. Окуджава скажет позднее так:
«...нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим..».
Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны.
Материал по этому вопросу в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно посмотреть небольшой видео-сюжет о 2 МВ «на карте».
(демонстрация фрагмента из фильма «Вторая Мировая – на карте»)
На основании видео-сюжета «с картой», пожалуйста, сделайте общий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны?
Вывод: Война привела к большим территориальным изменениям на мировой карте. В основе территориальных изменений после 2 МВ лежали принципы, которые предполагали, что целью послевоенных изменений является не новый передел колоний и сфер влияния, а освобождение народов от фашизма.
Страны фашистского блока были вынуждены расстаться с завоёванными странами, ранее захваченные территории были присоединены к соответствующим государствам.
Страна | Территориальные решения |
Германия | Лишилась всех территорий, захваченных в 1930-1940-е гг., территорий на Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР) Франция получила от Германии Эльзас и Лотарингию. Чехословакии возвращена Судетская область ,южные районы Словакии Согласно решениям Потсдамской конференции Германия разделена на зоны оккупации, где управление осуществлял Контрольный Совет союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск. Берлин выделялся в особую территорию, которая также должна была быть оккупирована войсками разделена на оккупационные зоны. |
Япония | Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (отошли к СССР). |
Италия | Лишилась всех колоний (Ливии,ю-в часть Сомали…), сделаны территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции. Югославии, согласно Пражскому договору от 10.02.1947 г. отошёл п-ов Истрия; территория Триест была объявлена свободной, а в 1954 г. северная часть вместе с городом Триест отошла к Италии, а южная - к Югославии. Греции отошли о-ва Додеканес . |
СССР | В Европе: 1)по решению Потсдамской конференции к СССР отошёл Кенигсберг и прилегающий к нему район (Калининградская область). 2) По мирному договору с Финляндией от 10.02.1947г. Финляндия возвращала СССР Печенгу (Петсамо). СССР отказывался от аренды о.Ханко, но арендовал на 50 лет территорию Порккало –Удд (там долго располагалась советская военно-морская база). В 1956г. СССР отказался от аренды и этого п-ва. 3)По договору с Чехословакией от 29.06.1945г. к СССР отошли Закарпатье вместе с г.Ужгород. В Азии: Советский Союз получил южную часть Сахалина, Курильские острова, право аренды на Порт-Артур и право на совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии (КВЖД), то есть вернул те позиции, которые царская Россия утратила после русско-японской войны 1904—1905 гг. Вторая Мировая война стала причиной так и не разрешенного территориального спора между Россией и Японией о принадлежности южной части Курильских островов - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. До сих пор вопрос Курил остается болезненной темой в российско-японских отношениях. |
АЮ: Территория Польши расширилась за счет германских земель, а восточная граница Польши должна соответствовать этнической. Это подразумевало, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР.
Согласно решениям Потсдамской конференции Австрия также разделена на зоны оккупации. Независимость Австрии была восстановлена в 1955г..
Политические изменения после войны
- (демонстрация «Новостей…» об итогах той войны (сюжеты о военных трибуналах по итогам 2 МВ) - Володина В.
- освещение проблем фальсификации и «переписывания» истории в современном мире, в 21 веке, - Попов С.
Международный престиж СССР качественно возрос благодаря его блистательным военным победам и неоспоримой военно-политической силе. За его спиной стояли: невиданно сплочённый в истории народ, неограниченные природные ресурсы, развитая производственная база и мощный военно-промышленный комплекс. Однако, в ходе войны СССР понес самые большие людские потери, а население нуждалось в повышении благосостояния. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.
В соответствии с решениями Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций между империалистическими странами и СССР, от Балтийского до Средиземного морей на территории Европы создалась зона дружественных СССР стран, называемых в дальнейшем “Странами народной демократии”.
Международный престиж США тоже качественно возрос, однако, не за счёт блистательных военных побед, а за счёт продажи оружия и демонстрации в последние дни войны эффекта нового варварского оружия (две бомбы – и нет двух городов вместе с населением 0,5 млн. человек), военной необходимости применения которого уже не было. США понесли относительно небольшие людские потери, а материальные их потери включали только боевую технику. США были единственной воюющей страной, нажившейся на войне: годовой доход их увеличился по сравнению с довоенным уровнем (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза. За войну они расширили производственную базу, создали мощный военно-промышленный комплекс и не стесненную в средствах разветвлённую военную разведку (ЦРУ).
Международный престиж Англии и Франции существенно снизился. Они лишились своих колониальных владений, попали в долговую кабалу к США, причём Англия понесла ощутимый урон от немецких бомбёжек и ракетных обстрелов, а Франция была разорена немецкой оккупацией. По существу, они потеряли статус великих держав.
Германия была разделена на зоны оккупации. Проводилась денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация. Наказание военных преступников. В счет репараций изымается промышленное оборудование, суда. Япония была оккупирована войсками США. Проводилась демократизация, аграрная реформа, ликвидировались военные концерны (дзайбацу). Наказаны военные преступники.
В Италии вооруженные силы сохранялись в пределах, необходимых для оборон, обозначены ограничения в области военно-морских и военно-воздушных сил и в производстве современного вооружения.
К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический.
Политические итоги войны
Страна | Главные задачи во внешней политике | Политические итоги войны |
СССР | Превращение в сверхдержаву | Рост международного авторитета СССР. Рост советского влияния в государствах Ц.и В. Европы, |
США | Достижение мирового первенства | Превращение США в сверхдержаву Развитие военно-технической мысли Появление ядерного оружия |
Великобритания | Попытка сохранить свой статус | Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
Франция | Сохранение колоний, достижение первенства в соперничества с Великобританией | Экономические проблемы ( разорена немецкой оккупацией), национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США |
Германия | Достижение мирового первенства | потерпела военно-политическое поражение |
Италия | Достижение мирового первенства | потерпела военно-политическое поражение |
Япония | достижение первенства в Ю-В Азии | потерпела военно-политическое поражение, лишалась своих колоний. |
Одним из главных итогов Второй мировой стало создание ООН на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем. Устав ООН, содержал основные принципы международных отношений, по которым “агрессия является тягчайшим преступлением перед человечеством”. Учредительное собрание по созданию Организации Объединенных Наций проходило в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г.
Учредители ООН учли уроки деятельности Лиги Наций (образована по итогам 1 МВ в 1919 году), которой не удалось предотвратить 2 МВ. В отличие от Лиги Наций, учредители ООН провозгласили принципы ее Устава универсальными, то есть обязательными для всех государств, в том числе и не являющихся членами ООН. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включивший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации — США, СССР, Китай, Великобританию, Францию. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности, наделенный правом принятия мер, вплоть до военных, для пресечения агрессии.
Принцип личной ответственности лидеров за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности установили Нюрнбергский и Токийский трибуналы.
Международный трибунал над фашистскими лидерами проходил в любимом городе Гитлера – Нюрнберге, где в свое время проходили съезды нацистской партии, он длился почти год – с ноября 1945 по октябрь 1946 г..403 открытых судебных заседания,116 свидетелей 4 тыс документальных доказательств. Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. По завершению Нюренбергского процесса 20.11.45г. – 01.11.46г. двенадцать человек было приговорено к смертной казни через повешивание, а семь – к пожизненному заключению или длительным срокам, приговором Токийского процесса (03.05.46 – 12.11.48) – семь человек к смертной казни и шестнадцать – к пожизненному заключению
В Италии народ ещё до окончания войны свергнул фашистский режим и сам расправился с его руководством: в частности, Муссолини был повешен партизанами вниз головой. Кроме главных военных преступников к ответственности были привлечены сотни их подручных, осуждённых трибуналом на разные сроки заключения. Однако, не все военные преступники понесли заслуженную кару. Часть их благодаря стараниям определенных кругов англо-американской стороны и Ватикана скрылась и благополучно дожила до глубокой старости.
Уроки войны
Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории.
Обсуждение: Как вы думаете что ещё относится к урокам войны?
Примерные варианты ответов:
1) Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему.
2)Урок войны и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.
В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас!
Информация для размышления !!!!!!
Каждый год 20 апреля – это день рождения Гитлера, его последователи отмечают новыми преступлениями. Знают ли они об Освенциме и о миллионах погибших по его вине во всём мире?
Попытка возрождения фашизма – неофашизм может стать угрозой новой мировой войны?
АЮ: (обобщение) Фашизм никогда не мог победить, потому что это зло. Несомненно, Победа – это результат, достигнутый всем мировым сообществом: это и действия союзников на различных фронтах войны, это движение Сопротивления на оккупированных территориях. Но самое главное – это победа солдата, воина, труженика тыла, многонационального народа. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, деятелей культуры и Церкви.
Благодарю всех вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Писатель В. Астафьев писал: «… Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю.
На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили».
Сегодня в нашем государстве ежегодно проходит всенародная акция «Бессмертный полк», которая сплотила наше общество исторической памятью и гордостью за наших дедов и прадедов. Давайте будем помнить , гордиться и чтить наших ветеранов.
Честную память и благодарность потомков они заслужили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».
Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"....
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»
Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...