Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Тема урока: "Лицо войны".
Технология: элементы творческой мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения
«Лицо войны»
(по стихотворению В.Шефнера «Зеркало»)
7 класс
Дата проведения: январь 2011 г.
Цели урока:
- формировать представление учащихся об историческом событии «Великой Отечественной войне» на основе изучения художественного произведения с использованием предметов других видов искусства
- формировать ассоциативное, образное, аналитическое мышление, эмоциональную сферу учащихся, исследовательские и творческие умения..
- развивать понятие об анализе стихотворения, выразительных средствах, развивать словарный запас учащихся, навыки выразительного чтения.
Педагогическая технология, используемая на уроке: элементы творческой мастерской
Оборудование урока: листок двойной для письменной работы на уроке, ручка, фломастер, магнит, листочек белый, орфографический словарь, звуковой ряд, презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка рабочих мест.
- Объявление целей урока:
- Сегодня урок внеклассного чтения, в ходе которого вы не только познакомитесь с произведением, но и будете овладевать мастерством письма, приобщаться к искусству слова, а главное будете думать, размышлять, пробовать свои силы в создании собственных маленьких произведений.
- Учащимся предлагается прослушать звуковой ряд. Звуковой ряд – это набор звуков, голосов, мелодий, которые создают какое-то общее впечатление. В ходе прослушивания учащимся предлагается определить настроение, чувства, ассоциации, которые возникнут у них во время прослушивания и записать их на листочки.
Звучит отрывок из фильма «Блокада» (изображение скрыто от учащихся). На слух дети определяют тему звукозаписи. Во время прослушивания учащиеся на двойных листочках записывают слова ассоциации.
- После выполнения задания учащимся предлагается прочитать внимательно слова, которые они записали, выбрать одно, самое на их взгляд, яркое для данного звукоряда, то, которое более всего подходит к прослушанному отрывку и записать его на чистом листочке фломастером. Затем выбранное слово с помощью магнитиков учащиеся прикрепляют к доске. Создается общее впечатление от прослушаного. (Среди слов учащихся учителем незаметно добавляется слово «зеркало»).
- Учащиеся читают слова, комментируют по желанию (все слова связаны с понятием «война», кроме одного)
- Укажите слово, которое, на ваш взгляд, является лишним (зеркало). Почему?
- Задание «Проба пера».
- Попробуйте соединить несоединимое. Создайте небольшой текст (около 5 предложений), в котором соединить слова «война» и «зеркало».
Работа со слайдом № 1 презентации.
Учащиеся выполняют задание (учитель тоже). После написания учащиеся по желанию читают свои тексты.
- Знакомство со стихотворением.
- А теперь давайте посмотрим, как то же самое сделал поэт Вадим Шефнер.
Учащимся предлагается прочитать стихотворение молча и ответить на вопросы:
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какие слова были непонятными? («таран»).
Работа со слайдом № 2 презентации. (Выясняют значение слова «таран»)
- Какие сведения о жизни писателя Вадима Шефнера вы можете получить из информации, которая содержится на листочке. (Был военным корреспондентом, видел войну своими глазами)
- Чтение учащимися стихотворения вслух и ответы на вопросы:
- Что отражает название стихотворения: тему или главную мысль произведения?
- Присутствует ли автор в этом стихотворении? Какие строчки это доказывают?
Откуда взял Вадим Шефнер сюжет для своего стихотворения?
9. Анализ стихотворения.
Задания:
- Разделите стихотворение на части. Определите границы частей.
Почему вы так их определили? Кто разделил тест по-другому?
- Если бы вам представилось проиллюстрировать это стихотворение, то какую бы иллюстрацию вы подобрали к первой части? Какие детали вы бы взяли для работы ? (разбитый дом и уцелевшее зеркало).
Работа со слайдом № 3 презентации.
- Какую метафору использует автор для характеристики данного предмета (зеркала) («Судьбы слепая милость») Как вы ее понимаете?
- Перечитайте вторую часть стихотворения. Какую сюжетную картинку изображает автор?
Работа со слайдом № 4 презентации.
- Какое выразительное средство использует автор для описания зеркала в этой части? («Свидетель довоенного уюта») Как вы понимаете это выражение?
- Перечитайте заключительную часть стихотворения. Что говорится о зеркале в этой части стихотворения? Какое выразительное средство использует автор для описания войны? (метафору: «лицо ожесточенное войны»)
Работа со слайдом № 5 презентации.
- Прочитайте начало и конец стихотворения? Меняется ли настроение автора к концу
стихотворения? Как? (Появляется надежда на то, что враг никогда не отразиться в
зеркале) Какое это выразительное средство? Что означает эта развернутая метафора?
12. Творческое задание: составить текст по одной из предложенных тем:
- рассказ от имени зеркала «История моей жизни».
- сочинение-рассуждение «Какое лицо у войны?»
13. Чтение вслух текстов.
14. Рефлексия.
- Какие чувства, эмоции испытывали на уроке? Что было интереснее: изучать
стихотворение писателя или писать самому? Что помогало на уроке? Что мешало? И
др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабженная крепким железным наконечником; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперед, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять таким ударам.
«Какое лицо у войны?»
«Какое лицо у войны?» Рассказ от имени зеркала. «История моей жизни»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...
Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
Урок развития речи по картине Пластова......
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355209-1385482583.jpg)
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-747051-1454320422.jpg)
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-1398153-1651492855.jpg)
Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
Внеклассное мероприятие по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/02/picture-1398153-1651492855.jpg)
Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
Внеклассное мероприятие по литературе...