Мир детства в повести Л.Н.Толстого. Урок в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Обобщающий урок по повести Л.Н.Толстого "Детство" в 6 классе. Для анализа выбраны главы "Классы", "Maman", "Наталья Савишна", "Что за человек был мой отец". Работа на уроке групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по повести Л.Н.Толстого "Детство" | 44.27 КБ |
Презентация к уроку по повести Л.Н.Толстого "Детство" | 401.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»
Класс 6а Предмет литература
Ф.И.О. учителя Скажутина Лариса Николаевна
Тема урока: Мир детства в повести Л.Н.Толстого
Цель урока:
Образовательная: Формирование умения постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, анализировать текст
Развивающая:Развитие интереса к литературному чтению, обогащение словарного запаса учащихся.Развитие навыков анализа текста, совершенствование обучения связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составление портретной характеристики. Развивитие навыков работы с художественным текстом с целью извлечения информации и сопоставления, сравнения разных источников информации
Воспитательная: На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к родителям
Задачи урока:
- обеспечить в ходе урока повторение, закрепление следующих основных понятий: сюжет, композиция, тема, проблема, идея, завязка, кульминация, развязка, развитие действия)
- продолжить формирование следующих специальных умений по данному предмету: поиск в тексте элементов композиции, определение темы и идеи художественного произведения, составление портрета и характеристики персонажа
- продолжить формирование следующих общеучебных навыков и умений: поиск информации в тексте, интерпретация информации, креативная подача информации
- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли
- формировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;
- формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений. Работа с книгой: изучение материала, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного.
Формируемые элементы ключевых компетенций: умение находить, отбирать нужное и передавать информацию, умение постоянно работать над собой, стремиться к самосовершенству, умение планировать личную деятельность, умение интерпретировать и интегрировать текст
Сформированные у учащихся элементы предметных компетенций:
- умение слушать, слышать и понимать партнёра;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- умение распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- умение договариваться;
- умение вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи;
- уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Технология и организация учебного процесса:
Форма: Коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в группах, работа в тетрадях, творческая самостоятельная работа
Средства: Мультимедийная учебная презентация, текст повести Л.Н. Толстого; таблицы с характеристиками героев; тексты для сопоставительного анализа; материалы для создания кластера; буктрейлер в главам повести
Приемы: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция, оценка информации
Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)
- Мотивационно-целевой этап:
Приветствие, просмотр буктрейлера, формулирование темы урока (совместно с обучающимися)
- как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о повести «Детство»)
- что именно мы будем разбирать в повести? – главы о близких людях героя
- почем именно эти главы? что в них особенного? – они показывают людей, которые оказали значительное влияние на формирование героя
- как мы сможем с помощью текста это доказать? Составим характеристики героев, сравним их с характеристикой Николеньки, сделаем выводы, выявив общие черты
- актуальна ли повесть в наше время7 (да, потому что воспитание детей всегда важно)
Мы сравним подходы к воспитанию детей в повести Л.Н.Толстого и в наше время.
- Поисково-исследовательский этап:
Группы представляют характеристики героев.(каждая группа прикрепляет на доску листок с чертами характера) – выстраиваем кластер «Люди, воспитывающие Николеньку»
Группа 1. «Maman»
Описание внешности | Черты характера | Отношение к другим персонажам |
Кареглазая, черноволосая, с нежными руками, с родинкой на шее. Прелестная улыбка. Вьющиеся волосы | Любящая, мягкая, деликатная, доверчивая, терпеливая, добрая | Уважает своих слуг и их труд, любит своих детей |
Группа 2. «Что за человек был мой отец»
Описание внешности | Черты характера | Отношение к другим героям |
Большой статный мужчинка с маленькими шажками, лысоватый, с улыбающимся глазами, большим орлиным носом и неправильными губами. | Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичным, с чувством достоинства. | Отец в рассказе «Детство» Льва Толстого представлен как человек, обладающий определенными взглядами и ценностями, которые влияют на его отношение к другим персонажам. Во-первых, отец является главой семьи и имеет авторитет перед всеми ее членами. Он старается поддерживать порядок и дисциплину в доме, что проявляется в его отношении к матери главного героя. Отец уважает свою жену и ценит ее как мать своих детей, но его строгость и требовательность могут иногда быть слишком сильными. Отец также обладает сильным чувством справедливости и честности. Он не терпит лжи и обмана, и всегда старается быть честным перед собой и другими. |
Группа 3. «Классы»
Описание внешности | Черты характера | Отношение к другим героям |
Длинная фигура в халате и красной шапочке с кисточкой, под которой скрывается лысина. У персонажа редкие седые волосы, орлиный нос, на котором сидят очки, у Карла Иваныча голубые глаза | Хорошие черты: Честный, прямолинейный, добрый, справедливый, чувствительный. Плохие черты: Обидчивый, мелочный. | Уважение к окружающим, любовь к детям, строгость в воспитании детей |
Группа 4. «Наталья Савишна»
Описание внешности | Черты характера | Отношение к другим людям |
Горбатенькая ,крепостная старушка низенького роста . На голове чепчик, который закрывает седые волосы . | Наталья Савишна была доброй , заботливой , ответственной , трудолюбивой , терпеливой , самоотверженной . Была верна и привязана к близким людям .Была готова пожертвовать всем чем угодно .Но иногда была вынуждена быть стога по воспитанию мальчиков . | Наталья Савишна относилась к другим героям с заботой , любовью ,лаской и бескорыстием. |
Делаем промежуточный вывод: что общего между взрослыми людьми, окружающими Николеньку? (доброта, забота о детях, искренность, любовь к детям)
- Практико-ориентированный этап:
Каждая группа получает карточки с вопросами, ответить на которые нужно, сравнив два текста – главы из повести и текста-информации.
Группы работают 8-10 минут. Выступления групп
Группа 1. «Maman»
Вопросы к сопоставительному анализу текстов | Ответы группы |
Что общего в тексте и в главе «Maman»? | Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым, ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. оба текста о важной роли матери в воспитании детей. |
Какие основные обязанности возложены на мать в современной жизни? | Воспитание ребенка, его защита, помощь в адаптации и в познании окружающего мира |
Какие основные обязанности возложены на мать повести? | Воспитание, защита детей, ласковое отношение к ним, забота, любовь |
Важны ли отношения с матерью для ребенка? Почему? | Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира. |
Группа 2. «Что за человек был мой отец»
Вопросы к сопоставительному анализу текстов | Ответы группы |
Был ли отец Николеньки примером для своих детей? | Да, отец всегда поддерживал порядок и дисциплину в доме. Его уважали. |
Каково влияние отца на ребенка в современном мире? | Отец всегда должен быть примером для своего ребенка. Он ежедневно должен следить за своими привычками и характером, потому что ребенок учится на примере своих родителей. |
Важна ли роль отца в воспитании ребенка? | Отцовское воспитание важно, потому что отец должен дисциплинировать своих детей. Дети следуют примеру отца, поэтому отец должен быть положительным |
Что общего в образе отца в повести «Детство» и в современных требованиях к участию отца в воспитании? | Общие черты: отец должен поддерживать дисциплину в доме, заботиться о своей семье, быть опорой. |
Группа 3. «Классы»
Вопросы к сопоставительному анализу текстов | Ответы группы |
Как может учитель влиять на формирование личности ученика в современном мире? | Учитель является примером для подражания, он влияет на наше восприятие мира, на наши отношения с другими людьми. В целом личность педагога имеет огромное влияние на формирование ценностных ориентиров ребенка. |
Влияет ли Карл Иваныч на формирование личности Николеньки? | Де, несомненно влияет, потому что герой повести помнит о нем и о его уроках спустя многие годы и говорит о нем с теплотой. |
Важно ли влияние учителя на своих учеников? Почему? | Влияние учителя очень важно, ведь дети берут с него пример, учитель формирует их взгляды на жизнь, учит из, значит помогает формировать будущее |
Какими качествами должен обладать наставник (учитель)? | Честность, справедливость, доброта, уважение к детям |
Группа 4. «Наталья Савишна»
Вопросы к сопоставительному анализу текстов | Ответы группы |
Какие факты из предложенного текста можно отнести к Наталье Савишне? | В дворянских домах многие старые слуг оставались доживать свой век с господами, даже получив вольную. Они были преданы своим господам. |
Почему Наталья Савишна разорвала вольную, посчитала ее за обиду? Найдите объяснение в предложенном тексте | Прожив всю жизнь рядом со своими хозяевами, Наталья Савишна воспринимала заботы и проблемы господской семьи как сои собственные. Барская семья стала ей родной, поэтому она обиделась, когда получила вольную. Она подумала, что господа хотят ее отослать, что она им не нужна. |
Как относится семья Николеньки к Наталье Савишне? | С уважением, заботой, добротой, любовью |
Как Наталья Савишна относится к Николеньке? Что о подобных отношениях говорится в предложенном тексте? | Хорошо. Она любит Николеньку, заботится о нем, даже если наказывает, то любя. |
Беседа по вопросам:
- Какие основные принципы воспитания остались неизменными?
- Согласны ли вы, что роль учителя в воспитании ребенка имеет значение?
- Почему Наталья Савишна не захотела быть свободной, разорвала вольную? Как это связано с семьей Иртеньевых?
- Почему Карл Иваныч и Наталья Савишна любят чужих детей? Чем это обусловлено?
- Актуальна ли повесть Л.Н.Толстого «Детство» в наши дни?
Делаем промежуточный вывод, дополняем характеристики персонажей на доске.
4. Контрольно-оценочный и рефлексивно-обобщающий этап:
Беседа. Создание кластера на доске.
Maman Любящая, мягкая, деликатная, доверчивая, терпеливая, добрая. Уважает своих слуг и их труд, любит своих детей | Отец Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичным, с чувством достоинства |
Карл Иваныч Честный, прямолинейный, добрый, справедливый, чувствительный. Обидчивый, мелочный | Наталья Савишна Добрая, заботливая, ответственная, трудолюбивая, терпеливая, самоотверженная. Была верна семье, привязана к близким людям. Но иногда была вынуждена быть стога в воспитании мальчиков . |
Что связывает эти главы и этих героев? (Николенька)
Дайте характеристику Николеньке (Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)
Почему эти герои начинают повесть, что связывает их? (они воспитывают главного героя, формируют его характер)
Почему мальчика зовут Николенька? О чем это говорит? ( его любят, в семье царит любовь, уважение)
Счастлив ли ребенок, которого любят?
Каким мы видим детство Николеньки? (на доске слово ДЕТСТВО, каждая группа пишет 3 прилагательных, характеризующих детство Николеньки) – прием «Ассоциации» - технология развития критического мышления (развивается образное мышление, аналитика, память)
Схема «Ассоциации»
|
Общий вывод по теме урока:
Какую роль играют родители, наставники в жизни ребенка? (они создают условия для счастливого детства, что формирует позитивного, хорошего, доброго человека) креативность
Домашнее задание: написать рассуждение «Какую роль в формировании личности играют родители и окружение ребенка?»
Приложения
- Оценочный лист работы группы
Лидер группы____________________________________________
Участники | Домашняя работа | Сопоставительный анализ текстов | Участие в обсуждении, ответы на уроке |
2. Карточки для сопоставительного анализа текстов
Глава «Maman» | |
Что общего в тексте и в главе «Maman»? | |
Какие основные обязанности возложены на мать в современной жизни? | |
Какие основные обязанности возложены на мать повести? | |
Важны ли отношения с матерью для ребенка? Почему? | |
Глава «Что за человек был мой отец» | |
Был ли отец Николеньки примером для своих детей? | |
Каково влияние отца на ребенка в современном мире? | |
Важна ли роль отца в воспитании ребенка? | |
Что общего в образе отца в повести «Детство» и в современных требованиях к участию отца в воспитании? | |
Глава «Классы» | |
Как может учитель влиять на формирование личности ученика в современном мире? | |
Влияет ли Карл Иваныч на формирование личности Николеньки? | |
Важно ли влияние учителя на своих учеников? Почему? | |
Какими качествами должен обладать наставник (учитель)? | |
Глава «Наталья Савишна» | |
Какие факты из предложенного текста можно отнести к Наталье Савишне? | |
Почему Наталья Савишна разорвала вольную, посчитала ее за обиду? Найдите объяснение в предложенном тексте | |
Как относится семья Николеньки к Наталье Савишне? | |
Как Наталья Савишна относится к Николеньке? Что о подобных отношениях говорится в предложенном тексте? |
3.Тексты для сопоставительного анализа
1 группа (глава «Maman»)
Текст
Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.
2 группа ( «Что за человек был мой отец»)
Текст
Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.
Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.
Мужчине важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать при неудачах.
3 группа («Классы»)
Текст
Личность педагога играет важную роль в формировании ценностных ориентаций учащихся. Ценности – это устойчивые убеждения, представления и идеалы, которые определяют наши поступки и поведение. Они влияют на наше восприятие мира, наши отношения с другими людьми и наше самоопределение.
Педагог, своей личностью и примером, может стать для учащихся образцом ценностей, которые они будут принимать и воспринимать. Если педагог является честным, ответственным, уважительным к другим, то учащиеся могут принять эти ценности и включить их в свою систему ценностей.
Кроме того, педагог может активно влиять на формирование ценностей учащихся через свою педагогическую деятельность. Он может создавать ситуации, в которых учащиеся будут сталкиваться с различными ценностями и анализировать их.
В целом, личность педагога имеет огромное влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся. Педагог, своим примером, своими действиями и своей педагогической деятельностью, может помочь учащимся развить и укрепить ценности, которые будут полезны им в жизни и помогут им стать гармоничными и успешными личностями.
4 группа («Наталья Савишна»)
Текст
Характеризуя крепостную дворню как особый социальный феномен, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. Прежде всего, важно отметить, что практически в каждом барском доме были свои «столбовые крепостные», «рыцари без страха и упрека, исполненные преданности к господам до самозабвения». Прожив всю жизнь рядом со своими хозяевами, воспринимая их заботы и проблемы как свои, они подчас любили господ больше, чем родную семью и не хотели никакой «свободы», которая означала бы для них разрыв с привычным укладом. Многие «старые слуги», получив вольную, отказывались покидать «родной дом», пользуясь особым расположением, ворча на хозяев и тщательно контролируя работу остальной прислуги. В глубокой старости, потеряв возможность трудиться, они оставались в господской семье «на покое», доживая свой век в окружении барских отроков, любящих послушать их сказки и истории из «старины глубокой»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир детства в повести Л.Н.Толстого
эпиграф Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… В.Г.Короленко
Герои повести Maman Отец Карл Иваныч Наталья Савишна Какие они?
Maman
О тец Описание внешности Черты характера Отношение к другим героям Большой статный мужчинка с маленькими шажками, лысоватый, с улыбающимся глазами, большим орлиным носом и неправильными губами. Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичный, с чувством достоинства. Отец в рассказе «Детство» Льва Толстого представлен как человек, обладающий определенными взглядами и ценностями, которые влияют на его отношение к другим персонажам. Во-первых, отец является главой семьи и имеет авторитет перед всеми ее членами. Он старается поддерживать порядок и дисциплину в доме, что проявляется в его отношении к матери главного героя. Отец уважает свою жену и ценит ее как мать своих детей, но его строгость и требовательность могут иногда быть слишком сильными. Отец также обладает сильным чувством справедливости и честности. Он не терпит лжи и обмана, и всегда старается быть честным перед собой и другими.
Карл И ваныч Описание внешности Черты характера Отношение к другим героям Длинная фигура в халате и Красной шапочке с кисточкой, Честный, прямолинейный , Под которой скрывается лысина. добрый ,справедливый, У персонажа редкие седые волосы, чувствительный. Орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза Хорошие черты Честный Прямолинейный Добрый Справедливый чувствительный Плохие черты : Обидчивый, мелочный. Уважение, любовь, строгость
Наталья С авишна Описание внешности Черты характера Отношение к другим людям Горбатенькая ,крепостная старушка низенького роста . На голове чепчик, который закрывает седые волосы . Наталья Савишна была доброй , заботливой , ответственной , трудолюбивой , терпеливой , самоотверженной . Была верна и привязана к близким людям .Была готова пожертвовать всем чем угодно .Но иногда была вынуждена быть стога по воспитанию мальчиков . Наталья Савишна относилась к другим героям с заботой , любовью ,лаской и бескорыстием.
что общего между взрослыми людьми, окружающими Николеньку? Доброта Забота о детях Искренность Любовь к детям
Размышляем Какие основные принципы воспитания остались неизменными? Согласны ли вы, что роль учителя в воспитании ребенка имеет значение? Почему Наталья Савишна не захотела быть свободной, разорвала вольную? Как это связано с семьей Иртеньевых ? Почему Карл Иваныч и Наталья Савишна любят чужих детей? Чем это обусловлено?
Домашнее задание Написать рассуждение «Какую роль в формировании личности играют родители и окружение ребенка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"
Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....
Открытый урок по повести Л.Н. Толстого "Детство"
На уроке осмысливается содержание художественного произведения, развивается умение анализировать. Толстой - тонкий психолог и знаток души человеческой. Вместе с ребятами прослеживаем путь станов...
Первый урок по повести Л.Н.Толстого "Юность" 9 класс
«Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»...
Презентация к уроку "Образ "невозвратимой поры"в повести Л.Н.Толстого "Детство".
Презентация поможет учителю в проведении урока литературы в 7 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого...
Урок литературы по повести Л.Н Толстого "Детство".
На уроке использовались следующие образовательные технологии: Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной ...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по повести Л. Н. Толстого "Детство"
Анализ глав "Маман", "Чтоза человек мой отец", "Детство" из повести Л. Н. Толстого "Детсво"...
Материал к уроку "Повесть Л.Н. Толстого "Детство"
Презентация для урока литературы в 6 классе "Повесть Л.Н. Толстого "Детство"...